Премия Рунета-2020
Москва
+4°
Boom metrics
Москва26 июля 2012 22:00

Сеанс рекламы с разоблачением

Реклама давно и вполне серьезно прописалась на московских улицах
Задача властей - сделать город удобным не только для рекламистов, но для всех его жителей.

Задача властей - сделать город удобным не только для рекламистов, но для всех его жителей.

Она захватила тротуары, отвоевала пространство над дорогами, забралась на крыши домов и облепила их фасады. Город кишит разнообразными шнендерами, баннерами и перетяжками - порой вот уж действительно «бессмысленными и беспощадными». Рекламный рынок все еще остается «диким»: плохо регулируемым и развивающимся стихийно.Рекламист и рекламодатель, конечно, хотят говорить с нами о своем - то есть о своем товаре. В то же время обычный москвич едва ли хочет нацеленной на него психической атаки. Но куда же денешься - ходить и ездить по улицам, поднимая глаза на фасады и крыши, в любом случае приходится.

Реклама уже давно вползла в общегородские пространства, занимая площади и эфирное время. До границы, за которой начинается совсем уж бедлам, кажется, рукой подать. Можно вспомнить, к примеру, знаменитый забор у Павелецкого вокзала. Это, между прочим, рекорд. Нигде более в Москве не было рекламного места общей площадью 2300 квадратных метров. Более того, такого нет и в Европе. И в практике нет, и в теории не предвидится - не положено. По идее забор-монстр закрывал от москвичей неприглядность стройки, только вот… никакой стройки там последние шесть лет не было. А разрешения на рекламу почему-то выдавали, причем город от забора не получал в бюджет ни копейки. Разбираться с правомерностью городского монстра властям пришлось через суд. Недавно вроде бы разобрались - и забор будет снесен.

Случается и так, что для придания своим действиям внешне законных контуров рекламодатель устраивает целый сеанс черной магии. Например, в доме № 30 по Ленинскому проспекту в прошлом году неожиданно оказались 248 сотрудников некой компании (в то время как общий штат предприятия - 254 человека). И дело тут вовсе не в том, что рекламная фирма выделила своим работникам жилье и въехала в него, что называется, «всем колхозом». Просто крыша дома - крайне лакомый рекламный кусочек. И «сотрудники» уже дали ловким предпринимателям согласие на размещение нужных конструкций. Знают ли обо всех этих чудесах настоящие жители дома - вопрос. На который, правда, городские власти обещают ответить в самое ближайшее время.

Задача властей при этом - сделать город удобным не только для рекламистов, но для всех его жителей. И тут надо сказать, что вообще-то законы и постановления, охраняющие московские дома, есть. Но годами они хитро обходятся. Скажем, нельзя размещать брандмауэры на Садовом кольце. Дух закона понятен, но его букву можно было обойти. Вот идешь по Садовому кольцу и видишь-таки брандмауэр… Департамент СМИ и рекламы пошел проверять - выяснилось в 40 случаях из 60: хоть реклама и смотрит на Садовое, но юридически расположена на домах, имеющих другой адрес. Какой-нибудь переулок, например. А еще есть такая реклама, которая не регулируется, потому как по закону и не реклама вовсе. Например, гигантская наклейка во все окно. Впрочем, по новым правилам это будет уже реклама - со всеми вытекающими.

С осени планируется «большая зачистка». Решено, что все рекламно-уродливое покинет наши улицы, общий объем «наружки» сократится на 20%. Процесс пройдет строго по закону: разрешение истекает - разрешение не продляется - очередной монстр демонтируется.

Общий принцип: игра должна быть по правилам. Вся «наружка» делится на 16 утвержденных форматов и распределяется по 14 зонам. В основе - централизованное планирование всех рекламных конструкций. И продаются под рекламу только те места, которые уже заранее определены в плане города. Доходы бюджета от этого не уменьшатся, а вот огромные несуразности и мелкие неуместности, есть надежда, покинут московские улицы.

Есть места, на которых будет запрещена практически любая реклама. Скажем, на территории Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, музея-усадьбы «Коломенское» запрещено все, кроме театральных афиш и вывесок «предприятий потребительского рынка» (если в здании есть кафе, то оповестить о себе оно не просто может, а должно). Дальше - больше. В парках тоже многое нельзя, но кое-что уже можно. Например, скамейки с рекламными модулями.

Очевидно, что сфера наружной рекламы не может быть отдана сугубо на откуп рынку. Слишком близко свобода рекламиста касается свободы всех других москвичей. Чуть больше одного - и другое уже ущемлено. Важное отличие от рекламы на ТВ: канал можно переключить, улицу, по которой тебе надо пройти-проехать, не «переключишь». Ее вид, прекрасный или ужасный, для нас неизбежен. И нуждается в особом внимании.