Boom metrics
Происшествия9 января 2013 12:25

Ту-204 разбился из-за отказа реверса?

Возможно его детали не смазали вовремя

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Стали известны предварительные выводы комиссии по расследованию трагедии в московском аэропорту «Внуково». По неофициальным данным, причиной катастрофы пассажирского Ту-204 компании Red Wings Airlines, разбившегося 29 декабря, стал отказ реверса двигателя, который помогает остановить самолет при посадке. А реверс, возможно, не сработал потому, что его механизм вовремя не смазали.

Напомним, 29 декабря около половины пятого вечера Ту-204 компании Red Wings Airlines садился в столичном аэропорту «Внуково». Он возвращался из Чехии пустым, в салоне находился только экипаж из восьми человек, которым командовал пилот Геннадий Шмелев. При посадке борт сбил посадочный маяк, затем бетонное ограждение аэропорта и фактически выкатился на Киевское шоссе. Пятеро членов экипажа, включая командира, погибли.

- Этот борт садился штатно, но с небольшими нарушениями, - рассказал «КП» источник в Росавиации. - Во-первых, экипаж по пока непонятной причине превысил скорость, необходимую для посадки - 250 км/час вместо 230-240. Во-вторых, лайнер коснулся земли не в начале, а в середине взлетно-посадочной полосы.

Но главная причина катастрофы, как предполагается, была в другом. По предварительным данным технической комиссии, на обоих двигателях лайнера не сработал реверс - устройство, которое направляет часть воздушной струи по направлению движения самолета и создает, таким образом, обратную тягу. С помощью реверса борт тормозит. Причиной отказа реверса, по данным экспертов, могла стать «недостаточная смазка механизмов привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры». Дело в том, что прошедший декабрь в России был очень холодным. Самолеты стали активно обрабатывать антиоблединительной жидкостью и она, как предполагают специалисты, могла размыть смазку.

Кстати, во все российские авиакомпании уже была направлена инструкция - смазывать приводы через 150 летных часов при минусовых температурах и через 600 летных часов - при плюсовых.

- Я не очень верю в версию смазки, - заявил «КП» летчик-испытатель Александр Акименков. - Все дело в конструктивной особенности Ту-204. Дело в том, что при его производстве было принято решение ввести блокировку на включение реверса в воздухе. Ведь если он включится, то самолет будет тормозить в воздухе. Конструкторы посчитали, что это опасно. Что же произошло в итоге? Самолет при посадке коснулся полосы, а потом снова отскочил и завис в воздухе, слегка чиркая по ней колесами. Что получается? Экипаж просто не мог тормозить реверсом - включена блокировка. А аварийную систему торможения, которая начинает работать только тогда, когда самолет уже сел и катится по полосе, тоже было включить невозможно! В итоге борт тормозил уже на снегу, за пределами взлетно-посадочной полосы. Чтобы такого больше было, я предлагаю внести измения в конструкцию Ту-204. И отменить блокировку на включение реверса в воздухе.

Летчик-испытататель, герой России Магомед Толбоев, считает, что дело все-таки в ошибке экипажа.

- Представьте: самолет садится, пилот включает реверс, а он почему-то не срабатывает. Командиру экипажа было нужно заходить на посадку еще раз. Думаю, пилоты просто не обжали концевики шасси. А ведь именно концевики дают сигнал реверсам двигателя, что самолет готов к торможению с их помощью. Такая же система, кстати, установлена на «Аэробусах» и «Боингах». В данном случае пилотам просто не хватило опыта посадок на Ту-204. Да, формально у них был большой налет. Но часы в воздухе, где самолет спокойно летит, это одно, а взлеты и посадки - совсем другое. Им не хватило именно опыта взлета и посадок, что и привело к трагедии.

СПРАВКА КП

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204-100 является базовой моделью семейства лайнеров Ту-204, разработанных конструкторским бюро имени Туполева для замены самолетов Ту-154. Серийное производство Ту-204-100 началось в 1990 году, а в 1996-м началась его коммерческая эксплуатация. Максимальная вместимость Ту-204-100 – 210 человек. Всего было выпущено 72 самолета, из них в эксплуатации находится 51 (по данным на июнь этого года, остальные - в запасе). Red Wings - крупнейший покупатель Ту-204. В ее авиапарке находится девять бортов Ту-204-100. В дальнейшем компания планировала увеличить их число до 28 единиц, в том числе Ту-204СМ – новейшей модификации.