Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды16 января 2013 22:00

Униженные и утомленные

Наш колумнист размышляет о том, почему сейчас стало так модно оскорблять

Моя предыдущая публикация, ироническое письмо Жерару Депардье, вызвала бурное обсуждение в Интернете. Для меня примечательными стали два вида расхожих комментариев.

Один иллюстрируется твит-сообщением сотрудницы телеканала «Дождь», где я недавно давал интервью: «Итак, наша таблетка сработала…» Другой вид - это многочисленные реакции типа «он не любит Родину». Эти два вида комментариев в очередной раз меня убедили в следующем.

В массовом интернет-сознании наша оппозиция окончательно приватизировала свободомыслие, а власть окончательно приватизировала патриотизм. Оппозиция так ­заигралась в свою избранность, что в разбирательствах, кто достоин быть в ее рядах, забыла, против чего она оппозиция.

Интервью на «Дожде» превратились в допросы с пристрастием: «Ты за кого?» Главным стало вывести гостя на чистую воду, как они говорят, «расчехлить». В результате сторонники оппозиции в Интернете оценивают программы исключительно по принципу: «расчехлили - клево, не расчехлили - отстой». Любая попытка трезво обсудить действия власти, взвешивая плюсы и минусы, не переходя на истошный вопль «жулики и воры!», расценивается как прокремлевская точка зрения с обязательным подозрением в проплаченности. Любая критика власти воспринимается как результат деятельности оппозиции, при этом во взорах самих оппозиционеров все чаще видно ощущение кастовости и совершенно нелиберальной закрытости для чужаков. Любая грязь, которая льется на президента - что примечательно, как правило, анонимно, - приветствуется чуть ли не как гражданский подвиг.

В свою очередь, для сторонников власти оппозиционер приравнивается к предателю Отчизны и обязательно проплачен Западом. При этом понятие «оппозиционер» расширяется до «всех, кто не с нами». Любая попытка публичной, как в моем случае, даже не то что критики, а иронии на тему общеизвестных недостатков нашего общества (которую я хоть и адресую в шутку Депардье, но посвящаю нашему же читателю) грозит обвинениями в измене Родине.

Словно любовь к Отечеству равняется полной слепоте и согласованному замалчиванию. Культивируемое в Интернете мнение, что критика государства антипатриотична, все больше укрепляет власть в ложном представлении, что народ служит власти, а не наоборот. При этом сторонникам и оппозиции, и власти свойственна крайняя нетерпимость как друг к другу, так и к любому чужаку.

И те и другие чаще всего заранее отказывают в праве говорить публично об острых общественных и политических проблемах человеку из профессии, не смежной с политикой, или ранее не высказывавшемуся на такие темы. И эта всеобщая нетерпимость сопровождается потоками грязи и оскорблений.

Оскорбление стало трендом. Оскорбить стремятся политики, радикалы, рэперы и анонимные пользователи. Оскорбил - зачет, оскорбил известного человека - герой, оскорбил Путина - супергерой. Жириновский оскорбляет Прохорова, Тимати - Киркорова, политолог Вологин - Собчак.

Счастье, что Прохорову хватает воспитания и ума отвечать Жириновскому, не переходя на личности. Счастье, что Киркоров с чувством собственного достоинства не парирует Тимати, оставляя его наедине с чувством псевдосмелости.

Счастье, что Ксения благодаря чувству юмора безобидно-иронично реагирует на пламенные обвинения политолога. Счастье, потому что на ком-то должен заканчиваться этот бесконечный поток оскорблений.

Давайте уважать и слышать друг друга. Спасибо тем, кто меня услышит. Ну а те, кто меня не понял или не захотел понять, наверняка далее в комментариях предположат, что я был куплен Прохоровым, Киркоровым, Путиным, Собчак, госдепом США и Кремлем (ненужное вычеркнуть). А да, еще скажут, что я такой смелый, потому что муж Пугачевой, и по ходу злобно спросят, на какие деньги я замок построил. Ну что ж, и вам, как говорится, не болеть!

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Письмо Жерару Депардье

Знаменитый артист и наш колумнист не смог оставаться в стороне от получения другим знаменитым артистом российского гражданства. И решил поделиться опытом. Дабы уберечь француза от некоторых реалий российской жизни

Уважаемый Жерар Депардье! Пишет Вам Максим Галкин, российский юморист, телеведущий, мы с Вами не знакомы, но я встречался с некоторыми вашими известными ­соотечественниками: Пьер Ришар и Патрисия Каас были гостями моего вечернего шоу, у Алена Делона я брал интервью, а Бельмондо как-то заприметил в Каннах на улице. (Читайте далее)