Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество24 мая 2013 8:20

Мира, вдова Петра Тодоровского: «Завещания потомкам он не оставил. Это было не в его характере»

87-летний режиссер скончался в московской больнице от острой сердечной недостаточности [видео]

К сожалению, когда умирает известный человек, на журналистов ложится тяжелая задача - звонить близким и, зная, каково им, все же пытаться передать их слова огромному количеству людей, горюющих вместе с ними из-за утраты.

- Мира Григорьевна, «Комсомолка» приносит вам искренние соболезнования.

- Что же я могу сказать... Петр умер, и все, вот и все, а что еще? Перед смертью он не произносил никаких завещаний потомкам - это не в его характере. Он жил, любил, работал, думал, создавал. Была жизнь, а теперь нет его.

Люблю их все, Петра творенья...

В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский. И сейчас, когда люди бросились вспоминать работы Петра Ефимовича, со всех сторон несется: разве он снял, ой, неужели и это тоже его картина?! И каждый вдруг понимает, что как минимум один из его любимых фильмов создал именно Петр Тодоровский.

Интересно, что знаменитости - политики, спортсмены, звезды шоу-бизнеса - на вопросы о любимом кино крайне редко отвечают: «Фильмы Тодоровского». В ответах чаще фигурируют фильмы Гайдая, Рязанова, Данелия. Почему? Потому ли, что работы Тодоровского очень разные, непохожие одна на другую? Или потому, что в фильмографии режиссера есть относительные неудачи? И что, собственно, считать неудачей? Мне лично никогда не нравилась «Интердевочка», но за картину «По главной улице с оркестром» я бы вручил Петру Ефимовичу все «Оскары» и «Пальмовые ветви» мира. А кто-то готов десятки раз пересматривать «Любимую женщину механика Гаврилова».

Сейчас, конечно, нет смысла ломать копья в дискуссиях о том, какая из лент Тодоровского лучшая. Пожалуй, нет смысла и в распевании дифирамбов: вряд ли кому-то надо лишний раз объяснять, что Петр Тодоровский - выдающийся мастер. Стоит, наверное, просто тихо погрустить. «Для удачного фильма нужны хороший сценарий, достойная режиссура, и еще не факт, что ты при этом попадешь в цель!» - сказал недавно в интервью «Комсомолке» другой постановщик - Карен Шахназаров. Тодоровский, который писал не только сценарии, но и музыку к большинству своих картин, попадал в цель всегда. И этих попаданий нам всем будет очень не хватать.

Командир минометного взвода Петр Тодоровский дошел с боями до Эльбы, был ранен, награжден орденами и медалями.

Командир минометного взвода Петр Тодоровский дошел с боями до Эльбы, был ранен, награжден орденами и медалями.

История болезни

Петр Тодоровский страдал ишемической болезнью сердца, и она постоянно давала о себе знать. В этом году проблемы со здоровьем начались 5 апреля, когда режиссер почувствовал себя неважно. В больнице города Троицка (рядом живет семья Тодоровского) врачи установили, что у режиссера - стенокардия, обусловленная атеросклерозом сосудов. Назначили терапию.

После лечения Петр Ефимович почувствовал себя лучше и отправился домой. Но через пару недель развилась пневмония, поднялась температура, что спровоцировало новый приступ. Родные решили, что лучше, чтобы Тодоровский подлечился в Бакулевке, тем более что директор Центра сердечно-сосудистой хирургии Лео Бокерия - его старый друг. По словам супруги Миры Григорьевны, Петр Ефимович тогда пришел в себя, но состояние его резко ухудшилось 24 мая с утра. Тодоровского перевели в реанимацию, но спасти не смогли - развилась острая сердечная недостаточность.

Пять лучших фильмов

«Анкор, еще анкор!»

«Военно-полевой роман»

«По главной улице с оркестром»

«Любимая женщина механика Гаврилова»

«Интердевочка»

Творческая семья Тодоровских: режиссер Петр Ефимович, жена Мира Григорьевна - продюсер, сын Валерий - тоже режиссер.

Творческая семья Тодоровских: режиссер Петр Ефимович, жена Мира Григорьевна - продюсер, сын Валерий - тоже режиссер.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Актриса Инна Чурикова: «У него - самая светлая и нежная душа»

- Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный - прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал... Мне что-то трудно говорить.

Одна из наших последних встреч с Петром была на его творческом вечере. Я помню, как мы там пели и веселились, он был с гитарой, он же композитор, а гитарой он просто дышит. А режиссер он удивительный, чувствующий правду, любящий человека, знающий человека. У Петра самая светлая и нежная душа, и он был мне очень близок - мы с ним существовали на одной волне. Работать с ним было очень легко. Он не носился с собой, он не был важным. Я импровизировала, и он это принимал. И картина получилась у нас удивительная - такая же легкая и свободная.

И потом! Он же был очень красивый мужчина! И женщины, проходящие мимо, всегда на него заглядывались. Но у него была Мирочка. Я ей так сострадаю в это жуткое время потери. Он держался за нее и в трудные, и в радостные минуты.

О нем нельзя не горевать. Таким людям, как Петр, надо давать возможность снимать и говорить. Поэтому у меня есть огромное чувство вины, печаль и неудовлетворение, что мы не ценим наших художников. Я виновна в том, что нечасто виделась с ним и редко звонила - все дела. А я его любила и люблю.

Актриса Елена Яковлева: «Все счастливое в моей жизни было связано с Тодоровским!»

А ее режиссер считал своим талисманом

Петр Тодоровский и Елена Яковлева впервые встретились на пробах к «Интердевочке».

- Петр Ефимович долго утверждал меня на эту роль. А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравился его «Военно-полевой роман», после которого я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни в любой роли.

Коллеги Яковлевой по «Интердевочке» вспоминают, что Петр Ефимович настороженно отнесся к Елене как к главной героине картины. Сказал, что она не похожа на путану. Яковлева в ответ лишь заметила: нам просто нужно поближе познакомиться. И спустя полтора месяца Тодоровский утвердил Яковлеву.

- Мне повезло - я стала талисманом Петра Ефимовича, - рассказала «КП» Яковлева. - В каждой картине он находил для меня пусть малюсенькую роль. Жизнь прожита... И сейчас, оценивая ее, я могу сказать, что самое счастливое, что со мной случилось в кино, - это Тодоровский. Так было приятно и талантливо с ним работать. И боже мой, как его все любили, как его все боготворили... «Интердевочка» снималась в сложное время. Постоянно чего-то не хватало: то пленки, то еще чего-то. Но на съемочной площадке все пытались сделать так, чтобы Петр Ефимович не расстроился. Тодоровский - такой большой человек, такой многогранный, такой талантливый, что мне очень тяжело что-то сейчас говорить. Больно, жалко, тяжело...

Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва», киностудия «Мосфильм». 1975 год.

Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва», киностудия «Мосфильм». 1975 год.

ЗЕМЛЯКИ

Валерий был в Одессе, когда узнал о смерти отца

В Одессе у Тодоровского было немало знакомых и друзей. Один из них - заслуженный адвокат Украины Иосиф Бронз.

- Петя, Петя… Как жаль, - с грустью в голосе сказал он. - Вместе с женой он прилетел ко мне на новогодние праздники пять лет назад. Тогда они купили здесь квартиру.

Жилье супруги приобрели напротив знаменитого оперного театра. Там они любили останавливаться, когда бывали в городе, в квартире жил их сын - Валерий Тодоровский, который часто приезжает в Одессу. А год назад квадратные метры решили продать.

Петр Тодоровский был блестящим гитаристом, несмотря на то, что плохо слышал на одно ухо. Он всегда с юмором воспринимал недуг. В Институте кинематографии Тодоровский шутя говорил студентам, которые намеренно подходили к нему не с той стороны: «Садись, тебе сегодня двойка».

Кстати, когда Петр Ефимович ушел из жизни, его сын Валерий находился в Одессе. Здесь он снимает ремейк легендарного фильма «Веселые ребята». В съемочной группе «КП» рассказали, что работу над фильмом сразу приостановили, а Валерий утром вылетел в Москву.

«Я хотел внести немного доброты в этот мир»

Обозреватель «Комсомолки» поговорила с Петром Ефимовичем после выхода его фильма «Риорита»

«ВОЙНА - ЭТО МОЯ МОЛОДОСТЬ»

- Какая-то экспансия Тодоровских! Включаю телевизор - фильм «Над темной водой» по сценарию сына Валерия. «Жена Сталина» - делала жена Мира. Только что посмотрела ваш фильм «Риорита». Не трудно жить в команде?

- Мира продюсирует мои фильмы. А с сыном я мало общаюсь. Хотя мы в одном дворе живем. Он занят своим, я своим.

- У Левитанского есть стихи о войне: «Ну что с того, что я там был… Я все избыл. Я все забыл». А потом: «Я не участвую в войне - она участвует во мне». То, что у вас?

- Да, похоже. Война - это моя молодость, это самые яркие впечатления, которые остались. Я попал на фронт в 1944-м. А в 1943-м пошел в Саратовское военно-пехотное училище. Оно было шестимесячным. Один взвод из всего училища послали пилить дрова для Приволжского военного округа. А в училище три тысячи курсантов. И мы целый месяц на острове пилим деревья, а когда возвращаемся - ни одного человека. Все училище по тревоге подняли - и на Курскую дугу. Там была мясорубка. Больше никого я не встретил потом. А мы спаслись…

- Что должно было случиться, чтобы вы встали за камеру кинооператора?

- Дело было в Германии. Мы шли после тяжелых боев, грязные, уставшие, легко раненные тоже среди нас. И я увидел кинооператора, он снимал проходящих ребят. И подумал, что эти лица сохранятся. И еще подумал, что, если останусь живым, попытаюсь стать кинооператором. Хотя совершенно не был подготовлен. До войны только-только начал заниматься фотографией. Девять классов школы, училище, армия. Десятый класс оканчивал после войны.

- Что видит в глазок кинокамеры оператор? И что режиссер? А что сценарист? Вы ведь давно триедины в одном лице.

- У Григория Поженяна была история. Он снимал картину «Прощай» и поссорился с артистом Олегом Стриженовым. И снял его с картины. Тот возмутился: я по сценарию еще и половины не сделал! Ответ: ничего, режиссер Поженян как-нибудь договорится со сценаристом Поженяном. Вот и режиссер Тодоровский как-нибудь договорится со сценаристом Тодоровским. Я пишу сцену, видя и зная, как ее снять. Режиссер - единственный человек, который держит всю картину в голове, в душе, в руке.

Петр Тодоровский и съемочная группа картины «Анкор, еще анкор!». 1992 год.

Петр Тодоровский и съемочная группа картины «Анкор, еще анкор!». 1992 год.

Фото: RUSSIAN LOOK

«КОГДА Я СНИМАЮ КИНО, НЕ БОЛЕЮ И НЕ УСТАЮ»

- Если бы вам пришлось на Страшном суде рассказывать судьям о ваших картинах, что бы вы им сказали?

- Сказал бы, что у нас очень сильный дефицит доброты и я хотел внести немного доброты и любви в этот мир.

- За время большой жизни с большими актерами что вас самого изумляло?

- Я имел счастье работать действительно с большими актерами: Зиновий Гердт, Олег Борисов, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Инна Чурикова, Людмила Гурченко, Елена Яковлева, Ирина Розанова, Наталья Андрейченко, Лидия Шукшина… У них после и в результате всех наших разговоров, репетиций, того, что написано в сценарии, когда включается мотор, возникает нечто третье… Это называется - талант. Какие-то подробности поведения, которые необычайно обогащают образ. Допустим, в «Военно-полевом романе», когда Андрейченко, которую любит Бурляев, приходит к Чуриковой, жене Бурляева, и они уже надрались, Чурикова вдруг сымпровизировала. Инночка подбежала к шкафу: я хочу подарить тебе платье… Схватила и стала совать ей платье. Это родилось прямо по ходу съемки. Великая актриса Чурикова… И таких эпизодов было множество.

- Лучшие актеры охотно работают с вами - чем вы завоевали их любовь?

- Это их надо спросить... Может быть, моей любовью к ним. Чувством юмора. Я доброжелателен. Я веселый человек. Я рассказываю им анекдоты. Не просто так, а по делу. Я люблю дурачиться на съемочной площадке. Актеры буквально прилипают. Я не хожу и размышляю, как снимать… То есть это тоже, но заранее. Я раньше всех прихожу на съемочную площадку и сам репетирую.

- Вы со всеми дружите?

- Да, я дружу со всеми… С Женей Евстигнеевым дружили все годы. Москва - город, который разъединяет, а у нас было много общего. Например, музыкальность. Женя был когда-то ударником в Горьком, учился в театральном училище, а вечерами стучал и зарабатывал этим деньги. На этой почве мы особенно сошлись. Дома - я с гитарой, а он брал две вилки и по столу!.. С Гердтом дружили тридцать лет, это было счастье. Я очень дорожу дружбой. Но любовь в последние годы занимает большее место. Конечно, большая любовь - и Мира, и Валера, и внук, и внучка. Но еще любовь к профессии. Это единственное, что меня спасает. Когда я снимаю кино, я не болею, не устаю, я чувствую, что меня любят женщины…

«В ЖИЗНИ МЫ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ УПУСКАЕМ»

- Вы человек реализованный. Что бы вы сказали молодым людям, как надо жить, чтобы реализоваться?

- Слышать себя. Доверять первым ощущениям. Много раз на себе проверял. Когда изменял первому ощущению - ошибался. Я не говорю о порядочности и честности - это обязательные вещи для человека. Не метаться. Найти себя. То есть найти то, без чего жить не можешь. Свое место в жизни, свое призвание, И бить в одну точку. Об этом, кстати, «По главной улице с оркестром», где Олег Борисов после долгих лет блужданий в потемках возвращается к себе, к музыке…

- А что самое главное вы узнали за жизнь о жизни?

- Что жизнь прекрасна. Мы затурканы, забиты, не видим восхода солнца, не сидим, как рыбаки, часами над речкой, с ее туманами и блеском воды на заре. Нам некогда заниматься животными. У нас была кошка, ее подстрелили, жаль было до слез, она была третий член семьи... Недавно стал понимать, сколько упущено... Работа - да. Но что не находим времени на любовь ко всему живому!.. Мы же уходящая натура, поэтому уже сейчас легкая депрессия в связи с тем, что я ничего не делаю…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Петр Тодоровский: «Люблю, когда актриса молча говорит мне да!» «Комсомолка» навестила замечательного режиссера, оператора, музыканта и просто очень душевного человека накануне юбилея на даче в подмосковных Ватутинках. Петр Ефимович встретил нас у ворот дома - в белых пижонских штанах, мягких кожаных туфлях и с неизменной улыбкой на лице. Мы вручили подарки от газеты, цветы... И сели поговорить с Петром Ефимовичем за жизнь (Читайте далее) Люблю их все, Петра творенья... Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский (читайте дальше) Елена Яковлева: «Все самое счастливое в моей жизни было связано с Тодоровским!» «КП» дозвонилась любимой актрисе Петра Ефимовича, которую он считал своим талисманом Петр Тодоровский и Елена Яковлева впервые встретились на пробах к картине «Интердевочка». -Петр Ефимович долго утверждал меня на эту роль, -вспоминает Елена. - А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравилась его картина «Военно-полевой роман», после которой я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни, в любой роли (читайте дальше) Инна Чурикова о Петре Тодоровском: «Он удивительный человек – прошел войну, он знает жизнь и цену жизни» Актрису беспокоит общее нелюбопытство и неуважение к талантливым художникам - Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена, как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный человек – он прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал. Мне что-то трудно говорить (читайте дальше) Ирина Розанова: «Тодоровский прожил тяжелую жизнь, но не озлобился!» Актриса, сыгравшая в картине «Интердевочка», поделилась с корреспондентом "КП" своими воспоминаниями о режиссере Легендарный режиссер был из тех самых фронтовиков, которых, увы, с каждым годом становится все меньше и меньше. Так уж вышло, что молодость Тодоровского пришлась на военные годы. Петр Ефимович часто вспоминал, как сражался за Родину, как ползал под минами и не раз попадал под артобстрел (читайте дальше)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петр Тодоровский: «Люблю, когда актриса молча говорит мне да!»

«Комсомолка» навестила замечательного режиссера, оператора, музыканта и просто очень душевного человека накануне юбилея на даче в подмосковных Ватутинках. Петр Ефимович встретил нас у ворот дома - в белых пижонских штанах, мягких кожаных туфлях и с неизменной улыбкой на лице. Мы вручили подарки от газеты, цветы... И сели поговорить с Петром Ефимовичем за жизнь (Читайте далее) Люблю их все, Петра творенья... Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский (читайте дальше) Елена Яковлева: «Все самое счастливое в моей жизни было связано с Тодоровским!» «КП» дозвонилась любимой актрисе Петра Ефимовича, которую он считал своим талисманом Петр Тодоровский и Елена Яковлева впервые встретились на пробах к картине «Интердевочка». -Петр Ефимович долго утверждал меня на эту роль, -вспоминает Елена. - А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравилась его картина «Военно-полевой роман», после которой я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни, в любой роли (читайте дальше) Инна Чурикова о Петре Тодоровском: «Он удивительный человек – прошел войну, он знает жизнь и цену жизни» Актрису беспокоит общее нелюбопытство и неуважение к талантливым художникам - Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена, как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный человек – он прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал. Мне что-то трудно говорить (читайте дальше) Ирина Розанова: «Тодоровский прожил тяжелую жизнь, но не озлобился!» Актриса, сыгравшая в картине «Интердевочка», поделилась с корреспондентом "КП" своими воспоминаниями о режиссере Легендарный режиссер был из тех самых фронтовиков, которых, увы, с каждым годом становится все меньше и меньше. Так уж вышло, что молодость Тодоровского пришлась на военные годы. Петр Ефимович часто вспоминал, как сражался за Родину, как ползал под минами и не раз попадал под артобстрел (читайте дальше)

Петр Ефимович встретил нас у ворот дома - в белых пижонских штанах, мягких кожаных туфлях и с неизменной улыбкой на лице. Мы вручили подарки от газеты, цветы... И сели поговорить с Петром Ефимовичем за жизнь (Читайте далее)

Люблю их все, Петра творенья...

Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский

В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский (читайте дальше)

Елена Яковлева: «Все самое счастливое в моей жизни было связано с Тодоровским!»

«КП» дозвонилась любимой актрисе Петра Ефимовича, которую он считал своим талисманом

Петр Тодоровский и Елена Яковлева впервые встретились на пробах к картине «Интердевочка».

-Петр Ефимович долго утверждал меня на эту роль, -вспоминает Елена. - А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравилась его картина «Военно-полевой роман», после которой я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни, в любой роли (читайте дальше)

Инна Чурикова о Петре Тодоровском: «Он удивительный человек – прошел войну, он знает жизнь и цену жизни» Актрису беспокоит общее нелюбопытство и неуважение к талантливым художникам - Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена, как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный человек – он прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал. Мне что-то трудно говорить (читайте дальше) Ирина Розанова: «Тодоровский прожил тяжелую жизнь, но не озлобился!» Актриса, сыгравшая в картине «Интердевочка», поделилась с корреспондентом "КП" своими воспоминаниями о режиссере Легендарный режиссер был из тех самых фронтовиков, которых, увы, с каждым годом становится все меньше и меньше. Так уж вышло, что молодость Тодоровского пришлась на военные годы. Петр Ефимович часто вспоминал, как сражался за Родину, как ползал под минами и не раз попадал под артобстрел (читайте дальше)

Инна Чурикова о Петре Тодоровском: «Он удивительный человек – прошел войну, он знает жизнь и цену жизни»

Актрису беспокоит общее нелюбопытство и неуважение к талантливым художникам

- Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена, как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный человек – он прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал. Мне что-то трудно говорить (читайте дальше)

Ирина Розанова: «Тодоровский прожил тяжелую жизнь, но не озлобился!»

Актриса, сыгравшая в картине «Интердевочка», поделилась с корреспондентом "КП" своими воспоминаниями о режиссере

Легендарный режиссер был из тех самых фронтовиков, которых, увы, с каждым годом становится все меньше и меньше. Так уж вышло, что молодость Тодоровского пришлась на военные годы. Петр Ефимович часто вспоминал, как сражался за Родину, как ползал под минами и не раз попадал под артобстрел (читайте дальше)