Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество22 декабря 2018 21:03

Как соратники сдавали Берия

Ровно 62 года назад, 26 июня 1953 года, в Кремле был арестован Лаврентий Берия. На тот момент маршал, министр внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совмина СССР, член президиума ЦК КПСС
Берия многие боялись, считая другом Сталина (на фото он с дочкой вождя Светланой). И после его ареста бывшие «соратники» сполна отвели душу...

Берия многие боялись, считая другом Сталина (на фото он с дочкой вождя Светланой). И после его ареста бывшие «соратники» сполна отвели душу...

Фото: РИА Новости

Маршалы и генералы, чиновники и ученые, деятели культуры, а также обычные граждане ждали две недели. А с 10 июля, когда было опубликовано постановление пленума ЦК «О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия», дружно начали писать. Военные - министру обороны Николаю Булганину, остальные - главе правительства Георгию Маленкову. В хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории некогда секретных папках - сотни доносов на бывшего соратника.

«Бездарный и тупой стяжатель»

В городах России и Союза всегда были почетные граждане. Но мало кто знает, что существовало такое звание, как «Почетный гражданин СССР». И им был не Ленин, не Сталин, не Брежнев. Единственным почетным гражданином государства был Лаврентий Павлович Берия!

Историю с грамотой Почетного гражданина изложил генерал-майор Василий Махнев, начальник секретариата Спецкомитета № 1, занимавшегося созданием атомной бомбы. Понимая, что после Берия могут добраться и до него, он совершил упреждающее действие: покаялся и заодно заложил патрона. Он писал Маленкову: «Вы, вероятно, помните, что в конце 1949 года Берия... получил особую благодарность за успешное руководство работами по АБ (атомной бомбе. - Ред.) и получил Сталинскую премию. Так вот, после этого он возомнил себя «исторической личностью». Он потребовал заказать ему в Гознаке Почетную грамоту ЦК и Сов­мина за подписью т. Сталина и Вашей в особой сафьяновой папке (папка сохранилась, а текст грамоты я еще в прошлом году порвал). Та грамота и есть удостоверение Почетного гражданина СССР. Я, правда, думаю, что порвал ее Махнев не «в прошлом году», а в тот день, когда Берия задержали, а его самого сняли с должности...

Спасая себя, Махнев писал и о том, что сам «пострадал» от маршала: «Берия, не утруждая себя разбором дела по существу, применял оружие запугивания, угроз и издевательств... «Мы вас арестуем», «Мы тебя в порошок сотрем», «Вы подозрительный человек - мы вам доверять не будем», «Вы нечестный человек» - вот арсенал приемов запугивания и издевательств, который мне и моим товарищам пришлось испытать на себе. Он доводил нас до истерик, до тяжелой болезни».

Ну а в конце, как водится, повинился: «Учитывая, что перед народом у Берия был создан ореол «талантливого» помощника И. В. Сталина, изложенные мной факты помогут развенчать этого бездарного, тупого и грязного стяжателя... Я виноват, как и все другие, в том, что слепо верил ему, чтил его как ближайшего соратника т. Сталина...»

Вовремя написанные доносы спасли их автора: Махнев после расстрела Берия занял тихий и спокойный пост начальника управления научно-технической информации и международных связей Министерства среднего машиностроения. Конечно, для Героя Соцтруда и лауреата двух Сталинских премий это было понижением, но ведь его, бывшего заместителя и «начальника канцелярии» Берия, не только не расстреляли, но даже и не посадили. Вот что значит мастерство аппаратчика и умение держать нос по ветру!

Чуть не проиграл войну

Свою лепту в обвинения Берия во всех грехах немедленно внесли военные разных рангов. Они писали много и охотно, хоть и не задумывались об аргументированности своих суждений. Например, преподаватель Высшей военной академии имени Ворошилова полковник Мельников писал министру обороны: «...в 1942 году Берия... угрожал расстрелом и другими кознями секретарям горкомов Краснодарского края за то, что они... требуют рабочей силы для оборонительных работ».

Маршал Семен Буденный тоже написал министру, сосредоточив внимание на том времени, когда он, будучи командующим Северо-Кавказским фронтом, конфликтовал с Берия. После того как Берия «не оказал помощи» в снабжении и даже «задерживал» снабжение войск боеприпасами и продовольствием, а также не передал Буденному 20-ю горную дивизию, тот «имел неосторожность… выразить по адресу Берия свое недовольство… и крепко его выругать». По мнению Буденного, его именно из-за этого отозвали. А затем маршал сделал изумительный вывод: «Его действия в отношении СКФ и лично меня, безусловно, были вредительскими, а немцев он старался всеми силами пропустить к Черноморскому побережью. Думаю, что Берия, как враг нашей родины, был в сговоре со своими хозяевами о захвате Закавказья английской армией, находившейся тогда в Иране под видом «союзной помощи».

Но первым в рейтинге было письмо коменданта Московского Кремля Николая Спиридонова Маленкову. Первым прегрешением Берия он назвал то, что тот, не уведомив комендатуру Кремля, разместил в здании ГУМа воинскую часть с артиллерией. Комендант сделал интересный вывод: «Не следует ли предположить, что сосредоточение крупной воинской части, состоящей из подозритиельных людей, у Кремля готовилось для нападения на Кремль?

Затем написал о бомбежках Кремля немцами и о том, что о них никто не предупреждал. Ну а самым страшным было обвинение Берия в том, что это из-за него, оказывается, немцы напали на СССР внезапно и вероломно: «Вызывает подозрение обстоятельство направления в Германию перед войной совершенно неподготовленного к дипломатической деятельности Деканозова в качестве посла СССР. Дипломатическая линия и линия разведки оказались в руках Берия, чем была скрыта внезапность нападения на нашу страну гитлеровских войск. Не следует ли предположить, что все эти действия Берия являлись пораженческими и он еще тогда рвался к власти?»

В общем, кто-то из авторов стремился утопить Берия, кто-то дистанцироваться от него, кто-то оправдаться. Таковы были тогдашние нравы...