Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика9 сентября 2013 13:13

Парадокс единого дня голосования-2013: Борьба все острее, а явка все меньше

Прошедший 8 сентября в России единый день голосования отметился рекордно низкой явкой избирателей [видео]
Власть практически "заморозила" политическую жизнь в стране - избиратели все меньше горят желанием приходить на выборы.

Власть практически "заморозила" политическую жизнь в стране - избиратели все меньше горят желанием приходить на выборы.

Фото: REUTERS

Шесть наивных вопросов по результатам народного волеизъявления.

Прошедшие в воскресенье выборы в местные органы власти преподнесли несколько сюрпризов. Прежде всего рузельтатами голосования в некоторых регионах. Об итогах волеизъявления и их последствиях «Комсомолка» спросила известных политологов.

1. Почему такая низкая явка?

Вячеслав НИКОНОВ, депутат Госдумы, президент фонда «Политика:

- На самом деле для выборов такого уровня явка была средняя. Это нормально. Естественно, на выборах в Госдуму она бывает больше, а на президентских - еще выше. Явка была низкой на самом деле лишь в Москве. Рекордно низкой для всех московских выборов. Но и это объяснимо. Общеизвестно, что люди не ходят на выборы в 2-х случаях: либо когда у них все плохо, либо когда у них все в порядке. Здесь, по-моему, как раз второй случай. И это сыграло злую шутку с Собяниным, который надеялся, что его избиратели придут сами по себе.

Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:

- Конечно, неудобная дата голосования. Ни для власти, ни для оппозиции. У людей куча других дел в это время. Второе - убежденность, что на выборах все и так предрешено. Ранее она была характерна для протестного движения, а теперь - для представителей власти. И отсутствие «моды» на голосование у среднего возраста и молодежи.

2. Почему затопленный Дальний Восток голосовал за власть?

Вячеслав НИКОНОВ:

- За власть проголосовали везде, а не только там. Что касается затопленного Дальнего Востока, как правило, когда происходят стихийные бедствия, если власть ведет себя нормально, ее рейтинг повышается. Все прекрасно понимают, что это не власть устроила наводнение, а она, наоборот, предпринимает все усилия для нормализации жизни. Так же и в Америке: если там проходит где-то ураган, рейтинг президента растет, когда он делает правильные вещи.

Михаил ВИНОГРАДОВ:

- В экстремальных условиях такое часто бывает. Можно вспомнить, что рейтинги Путина достигали максимума в период кризиса 2008-го. В кризисных ситуациях доминируют ожидания от власти помощи и надежда на нее. А в стабильных условиях разница между действиями власти и социальными ожиданиями от нее становится более очевидной.

3. В чем феномен Евгения Ройзмана?

Вячеслав НИКОНОВ:

- В Екатеринбурге, где победил Евгений Ройзман, будет тяжелая тупиковая ситуация, потому что у него конфликт еще и с силовиками. И там может получиться серьезный затык, который приведет к негативным последствиям и для жителей, и для управления городом. Что касается его феномена, то я такого не вижу: раскрученная популистская фигура, которая импонирует достаточно большому количеству местных жителей. У него есть некий ореол гонимого, некий романтический для определенных слоев ореол человека, связанного со, скажем так, теневыми кругами. Стенька Разин у нас тоже воспет в значительном количестве песен.

Михаил ВИНОГРАДОВ:

- Екатеринбург - традиционно протестный город, а Ройзман там популярен. Он шел к этой позиции, эксплуатируя протестные настроения. Я думаю, что победа Ройзмана была ожидаемой, но что впереди, если учесть, что управленческий опыт у него небольшой? Я думаю, что и Ройзман, и областная администрация сейчас будут с удивлением смотреть друг на друга и пытаться адаптироваться. Либо второй вариант - жесткая война между ними.

4. Почему такой высокий процент у кандидатов от власти в Московской и Владимирской областях?

Вячеслав НИКОНОВ:

- Если мы посмотрим результаты старожилов региональной политики и относительных новичков, которые первый раз переизбираются, то у новичков результаты лучше. Они, наверное, еще и олицетворяют надежду избирателей на изменения к лучшему. Тем, кто работает давно, гораздо тяжелее поддерживать высокий рейтинг. То же самое, кстати, мы видим и с партиями. Власть несет ответственность за все, что происходит, - и за позитив, и за негатив.

Михаил ВИНОГРАДОВ:

- С одной стороны, результаты Андрея Воробьева и Светланы Орловой, набравших более 75% голосов, объяснимы усталостью от прежних губернаторов, которые долго работали и стали малопопулярны в своих регионах. С другой стороны, в Подмосковье на руку Воробьеву сыграла и его относительная молодость и его активность в сочетании с явной слабостью кандидатов от оппозиции и сосредоточенностью протестного движения на московских выборах.

5. Откуда у Навального такой высокий результат и что будет дальше с оппозиционером?

Вячеслав НИКОНОВ:

- Что с ним дальше делать, должен решать суд, а не какие-то власти. Там же есть приговор и апелляция, насколько я помню. Что касается вопроса о результатах, то частично я на него уже ответил: люди, настроенные за Собянина, не пришли на выборы. А Навальный провел самую активную кампанию и стал фокусом протестных настроений. Причем самых разных. В основном лозунгов, как вы помните, было два. Первый - антикоррупционный в либеральном ключе. Второй - националистический в антимигрантском. Вот эта комбинация и привела к созданию его коалиции. При этом надо учитывать, что за Навального проголосовало примерно столько избирателей, сколько голосовало за либеральные партии на предыдущих выборах. И даже меньше, чем за Михаила Прохорова на президентских выборах. Навальный смог мобилизовать либерально-националистический электорат, который в этот раз пришел на выборы.

Михаил ВИНОГРАДОВ:

- Навальному удалось отколоть в свою пользу часть людей старшего возраста. Плюс к тому - заинтересовать обычно аполитичных избирателей, которые были недовольны издержками лужковского стиля управления, свойственного в какой-то степени и нынешней мэрии. На встречах Навального с избирателями было видно, что люди воспринимают его как инструмент давления на власть, которая к ним не прислушивается. Сыграла свою роль и высокая энергетика проведенной кампании.

Что касается его дальнейшей судьбы, то считаю, что обвинительный приговор ему будет обрушивать весь тот позитив, что накоплен властями в ходе выборов 2013 года.

6. Появилась ли у нас новая политическая реальность?

Вячеслав НИКОНОВ:

- Я бы так не сказал. Пока этого не видно. Во всяком случае «Единая Россия» выступила лучше, чем на прошлых выборах, и лучше, чем ожидала сама партия.

Михаил ВИНОГРАДОВ:

- В целом по стране я бы так не сказал. Безусловно, в Москве элементы такой реальности, которые показали наличие раскола в городе, появились. При этом я бы не сказал, что это раскол между теми, кто хочет видеть у власти Собянина, и кто хочет революции, потому что весьма значительная группа избирателей - это те, кто не хочет ни революции, ни Собянина.

Надо понимать, что власти нужна политика в отношении среднего класса, населения крупных городов, которая будет оправдывать ожидания. Иначе эти ожидания постараются оправдать ее противники.

ВОПРОС ДНЯ

А вас чем удивили выборы?

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы:

- По сравнению с выборами в Госдуму в 2011 году нынешнее голосование - просто праздник. Я по крайней мере не слышала о массовых фальсификациях. Похоже, власть услышала запрос общества на честные выборы. Это радует.

Леонид ПАРФЕНОВ, журналист и телеведущий:

- Выборы порадовали, возвращается политическая конкуренция. А значит, кончается «управляемая демократия» с ее заранее предрешенными результатами голосования и ручной «системной» оппозицией.

Захар ПРИЛЕПИН, писатель, политик, актер, музыкант:

- Меня очень удивил большой процент Навального, я думал, что будет 20%. Но я не стал бы обнадеживаться и делать далеко идущие выводы, которые сейчас делают с обеих сторон. Власть говорит, что мы выиграли, несмотря ни на что, а оппозиция говорит, что это начало каких-то необратимых событий. Вполне может так случиться, что ничего в итоге не произойдет. Ройзман будет руководить своим городом, а Навальный попытается ситуацию взбодрить, но она в итоге все равно сольется и закончится ничем.

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики ВШЭ:

- Отличные выборы! Судя по результатам голосования, мы наблюдаем процесс формирования самого настоящего гражданского общества. В стране появились люди, голосующие осознанно, а не под воздействием каких-то внешних факторов.

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:

- Надеюсь, что эти выборы означают отказ нашей властной вертикали от практики решать вместо избирателя, отсеивая неугодных чиновникам кандидатов.

Владимир ЖАРИХИН, замдиректора Института стран СНГ, политолог:

- Удивительно, но электорат КПРФ перетек к более свежей оппозиции. Мне 65 лет, но многие мои ровесники голосовали за Навального.

Александр БОСЫХ, политик:

- Главное, мы видим, что низкая явка - теперь спасение власти, а не проблема. При более высокой явке больше голосов было бы у КПРФ и других партий, а не у шумного блогера без реальных дел за плечами и навязчивой кампанией.

Игорь, читатель сайта KP.RU:

- У России не две беды, а три: дураки, дороги и застой. Застой мы, похоже, преодолели!

Ангелина, слушательница Радио «КП»:

- Еще Маяковский писал, что единица ничего не значит в историческом контексте, поэтому надежд на политиков мало, на себя надо надеяться, тогда изменится наша жизнь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Западная пресса: «Это честные выборы» Но они говорят об изменении баланса сил в России Не совсем убедительная победа Сергея Собянина «в шаге от второго тура» стала неожиданностью для Запада. Но даже недоброжелатели российской власти вынуждены признать, что эта победа честная. Иностранные СМИ подчеркивают, что к нынешнему голосованию нет никаких претензий. (читайте дальше) Дмитрий Медведев: «Бороться мы умеем и умеем побеждать!» Лидер «Единой России» остался доволен выборами в регионах, однако пообещал партийцам неминуемый разбор полетов Поздно вечером в воскресенье Дмитрий Медведев прибыл в штаб «Единой России», где в режиме видеоконференции с регионами подвел предварительные итоги единого дня голосования. В общей сложности выборами разного уровня были охвачены 80 из 83 регионов страны. (читайте дальше) ОСОБОЕ МНЕНИЕ Александр Гришин Хотели по-честному? Получите Жесточайшее разочарование постигло в воскресенье наблюдателей от оппозиции и прочих сторонников непримирых борцунов с властью в лице А. Навального и Г. Гудкова. Они-то намеревались выводить на чистую воду «карусельшиков», ловить за руку то ли подкупленных, то ли вороватых членов Участковых избирательных комиссий и вообще - жизнь положить за победу своих кандидатов. Все оказалось скучно и уныло (как всегда на выборах, когда все по-честному) и не требовало ни героических усилий, ни самоотдачи. (читайте дальше)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Западная пресса: «Это честные выборы»

Но они говорят об изменении баланса сил в России

Не совсем убедительная победа Сергея Собянина «в шаге от второго тура» стала неожиданностью для Запада. Но даже недоброжелатели российской власти вынуждены признать, что эта победа честная. Иностранные СМИ подчеркивают, что к нынешнему голосованию нет никаких претензий. (читайте дальше)

Дмитрий Медведев: «Бороться мы умеем и умеем побеждать!»

Лидер «Единой России» остался доволен выборами в регионах, однако пообещал партийцам неминуемый разбор полетов

Поздно вечером в воскресенье Дмитрий Медведев прибыл в штаб «Единой России», где в режиме видеоконференции с регионами подвел предварительные итоги единого дня голосования. В общей сложности выборами разного уровня были охвачены 80 из 83 регионов страны. (читайте дальше)

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Александр Гришин

Хотели по-честному? Получите

Жесточайшее разочарование постигло в воскресенье наблюдателей от оппозиции и прочих сторонников непримирых борцунов с властью в лице А. Навального и Г. Гудкова. Они-то намеревались выводить на чистую воду «карусельшиков», ловить за руку то ли подкупленных, то ли вороватых членов Участковых избирательных комиссий и вообще - жизнь положить за победу своих кандидатов. Все оказалось скучно и уныло (как всегда на выборах, когда все по-честному) и не требовало ни героических усилий, ни самоотдачи. (читайте дальше)