Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Москва22 апреля 2014 17:25

Восстановил памятник? Садись-шесть!

Мецената за нарушения при реставрации требуют наказать, как за убийство [видео]
Мецената Дмитрия Бушмакова за нарушения при реставрации требуют наказать, как за убийство

Мецената Дмитрия Бушмакова за нарушения при реставрации требуют наказать, как за убийство

Фото: Александр БОЙКО

Три года назад директор компании "Лейбштандарт" Дмитрий Бушмаков решил потешить свое самолюбие: восстановить мемориал "Взрыв", который не ремонтировали с 1982 года. Мемориал на 114-ом километре Волоколамского шоссе с застывшей в лучах взрыва немецкой самоходкой "Штуг" символизирует героизм 11 саперов, которые ценой жизни подорвали на этом рубеже 7 фашистских танков. Он представлял собой жалкое зрелище: дачники разворовали почти все гранитные плиты, фамилии героев скрывал бурьян, а окоп за самоходкой стал общественной уборной.

- На носу было 70-летие годовщины контрнаступления под Москвой, на столе распоряжение губернатора, в котором говорилось о срочной реставрации памятников героя Великой Отечественной войны, а в казне ни копейки муниципальных средств, - вспоминает бывший глава Волоколамска Василий Шулепов.

Тогда Дмитрий делает чиновнику предложение, от которого нельзя отказаться: отреставрировать памятник за три миллиона рублей, вместо семи (столько требовали местные фирмы). Просит лишь украсить задворки мемориала табличкой: "Восстановлен фирмой "Лейбштандарт".

Обновленный памятник был открыт 29 июля 2011 года под залпы роты почетного караула.

А в августе 2011-го года в России стартовала федеральная программа "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах". Госзаказчик программы — Минобороны России, которым тогда руководил Анатолий Сердюков.

Разбираться, что за подрядчик бескорыстно вернул памятнику первозданный вид поручили прокуратуре. Дмитрия привлекают к ответственности сразу по четырем статьям: реставрация без лицензии, незаконное предпринимательство, вандализм, и хищение предметов особой ценности.

Изучение фотодоказательств во время судебного процесса.

Изучение фотодоказательств во время судебного процесса.

Фото: Александр БОЙКО

Подробно об этом скандале "Комсомолка" рассказывала в материале "Меценат отремонтировал памятник в Волоколамске. А жители решили: подменил!". О том, что памятник "не тот" заявил привлеченный следствием "эксперт" в лице главного хранителя Центрального музея ВОВ на Поклонной горе Сергея Монетчикова. Логика у специалиста по стрелковому оружию оказалась чугунная: если меценат снимал с постамента "Штуг", и увозил его в свою мастерскую, значит что-нибудь украл. Ни одной краденной детали от «Штуга» следователи так и не нашли. Напротив, деталей на самоходке после реставрации стало намного больше. Кстати, выяснилось, что перед постановкой на постамент ее еще раз взрывали, чтобы вывести из строя орудие.

Монетчиков строил свои экспертизы сравнивая метал с отреставрированного Бушмаковым «Штуга» с тем, что стоит в экспозиции на Поклонной горе — заявляя, что последний - подлинный. Но недавно выяснилось, что «Штуг» на Поклонной горе - современный макет, и главный хранитель музея об этом не мог не знать. Выходит, что бывший эксперт не просто заблуждался?

Впрочем это уже не удивительно. В ходе расследования корреспонденту "Комсомолки" удалось выяснить, что далеко не все экспонаты в музее соответствовали описанию. После нашего материала о липовых экспонатах в музее, Монетчикову пришлось уйти с должности хранителя.

Судья тоже перестал удивляться тому, как собирались свидетельские показания. Вы только вдумайтесь, на заседания суда вызывались 24 свидетеля обвинения.... и все они высказались в защиту Дмитрия Бушмакова.

- Самоходка подлинная, реставрационные работы проведены на высочайшем уровне, а самоходное орудие является культурной ценностью, - такую высокую оценку реставрации мемориала дал эксперт военной техники Министерства культуры России Андрей Шихаев.

В деле не осталось даже пострадавших! Министерство культуры Московской области приобщило к делу письмо, в котором говорится о том, что пострадавшим ведомство себя не считает, а памятник взят под охрану.

Но гособвинитель прокурор Валерий Локотков непреклонен. Он как и раньше требует приговорить мецената к шести годам колонии строго режима, и 250-ти тысячам рублей штрафа (срок за умышленное убийство -авт.) Приговор прозвучит в 23 апреля ровно в 10.00.

- Будто спешат вынести решение к 9 мая, - говорит адвокат Дмитрия Бушмаков Алексей Кица. - Обвинения абсурдны, стоимость выполненных работ на несколько порядков выше стоимости даже вмененных Бушмакову «краденных» деталей. Потраченные на восстановление личные средства полностью исключает корыстный интерес, а значит, и само хищение. Прошу суд признать Дмитрия Бушмакова невиновным за отсутствием события преступления.

Кстати, в федеральной программе реконструкции воинских памятников так много говорится о памяти, миллионах, которые государство будет выделять на ремонт, но нет ни слова в поддержку граждан России, которые готовы делать это безвозмездно. Похоже, что современные герои больше никому не нужны.