Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
В мире29 мая 2014 13:20

Константин Затулин: На фоне санкций Запада мы создаем союз, к которому присоединятся другие страны

Директор Института стран СНГ в интервью радио «КП» (97,2 FM) прокомментировал перспективы созданного Евразийского экономического союза
Константин Затулин: На фоне санкций Запада мы создаем союз, к которому присоеденятся другие страны

Константин Затулин: На фоне санкций Запада мы создаем союз, к которому присоеденятся другие страны

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- В Астане подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Константин Федорович, можно друг друга поздравлять с этим событием?

- Если у вас есть такое желание немножко улучшить настроение, то можно и поздравлять.

- Что мы получим после начала работы Евразийского экономического союза?

- Больше свободы. Больше свободы в пересечении границ, в нахождении работы на территории наших стран. У нас теперь общий рынок труда. Меньше хлопот, связанных с прохождением, это уже и было реализовано прежде, с прохождением формальных процедур не только для людей, но и для товаров между нашими странами. У нас теперь общее пространство, не только таможенное, но и пространство зоны свободной торговли. В перспективе все более близкие условия хозяйствования. Это и закладывается в экономический союз. Вот что, мне кажется, мы получим, кроме глубокого и полного удовлетворения от того факта, что на фоне санкций, которые нам наобъявляли Соединенные Штаты и Европа, мы создаем союз, и к союзу этому присоединяются другие страны. Некоторые из них хотят войти уже после того, как документ этот подписан.

- Кого нам было бы интересно иметь в качестве членов союза? Уже говорили о Турции даже.

- Это говорил Назарбаев. На мой взгляд, без достаточных на то оснований. Здесь есть, как мне кажется, две группы возможных стран. Одна – это те, кто мог бы войти в состав союза. Прежде всего кандидатами, конечно, в силу регионального характера этого объединения являются близкие географически и исторически страны, бывшие союзные республики СССР. И здесь Армения и Киргизия уже давно ведут переговоры о вступлении и в Таможенный, и в Евразийский союз. Если говорить о том, чтобы выйти за пределы бывшей советской территории, бывшего Советского Союза, то, на мой взгляд, речь больше идет не о членстве в союзе, а о наличии каких-то привилегированных, особых с ним отношений. Чего-то аналогичного тому, что европейцы предлагают участникам «Восточного партнерства». Зона свободной торговли, ассоциированное членство. Здесь могут быть разные страны. Может быть, вероятно, и Турция, хотя я в это не верю. Турция создает свои союзы. Как известно, на том же саммите в мае прошлого года, когда впервые и, по-моему, единственный раз было озвучено о том, что Турция могла бы в чем-то принять участие, там же президент Путин говорил об интересе Индии и Ирана к ассоциации с Евразийским союзом. Вот это мне кажется более реальным.

- По поводу новых членов. В Казахстане и Белоруссии довольно стабильные экономики, хорошо развиты. Киргизия – явный аутсайдер. Стоит ли ее брать с экономической точки зрения?

- Киргизия живет не только за счет мигрантов, но и за счет цеховиков, реэкспорта китайского товара. Действительно, Киргизия – не самый сильный партнер. В данном случае устроителям союза надо ответить себе на вопрос: мы видим перспективу в том, чтобы поддержать Киргизию, не дать ей распасться, укрепить с нашей помощью ее экономику и таким образом перевести ее из разряда аутсайдеров в разряд состоятельных государств Центральной Азии? Но есть Армения, у которой проблемы другого порядка. Проблемы, скорее, геополитические. А в том, что касается армянской экономики и особенно способностей армянского народа к труду и результатам в экономике, то, по-моему, на этот счет больших сомнений не должно бы быть.

- Создание Евразийского экономического союза способно укрепить позиции России и других стран – членов союза настолько, чтобы нам не приходилось больше отстаивать свои интересы, как с Украиной, в то время как они попираются и вместе с ними попираются все международные нормы?

- Как это не придется? Если уж мы избрали путь независимого государства, по-моему, мы это сделали примерно тысячу лет назад, нам все время приходится заниматься одним и тем же.

- Может, чуть пореже придется?

- Да нет. Если кто-то устал, то тогда надо сменить караул. Это постоянная борьба за национальные интересы.