Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика22 августа 2014 10:10

На Украине потери уже больше, чем после бомбежек Сербии

За полгода там погибло примерно две тысячи мирных жителей
Точное число погибших установить невозможно, пока идет война

Точное число погибших установить невозможно, пока идет война

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Когда несколько месяцев назад мы с моими друзьями (подавляющее большинство – историки по базовому образованию) создали международную Группу информации по преступлениям против личности и начали разбираться с численностью погибших в ходе гражданского противостояния на Украине, я даже не думал, что это занятие будет столь изматывающим.

Гибнут украинские силовики, гибнут ополченцы, гибнут мирные жители. Сколько гибнет – точно понять невозможно: Киев свои потери скрывает, ополченцы – тоже, а мирных жителей хоть и считают, но далеко не всех – система подсчета дезорганизована. В нормальной ситуации убитого доставляют в больницу или бюро судмедэкспертизы, оттуда пишут бумагу в местное отделение милиции, оттуда обобщенная информация идет в областное ГУВД и так далее. Но то – в мирное время, а во время гражданской войны все гораздо сложнее. Не всех доставляют в морги - многих хоронят сразу, обозначив могилу лишь самодельным крестом. Не все бюро судмедэкспертизы и больницы передают информацию, куда следует; не все отделения милиции функционируют, не со всеми есть связь.

Точное число погибших установить невозможно, пока идет война. Однако некое минимальное – можно. Собираем все имеющиеся данные: официальные заявления областных госадминистраций и горсоветов, ежедневные сводки областных ГУВД, заявления украинских силовиков и ополченцев о своих потерях (заявления о потерях противника не берем – они всегда завышены), наконец свидетельства очевидцев и журналистов, подтвержденные фото и видео. Делаем сводную таблицу, обобщаем информацию и получаем минимальное число потерь. Настоящее число, конечно, больше, но даже минимальное – знать очень полезно.

Мы начали работать. И вот теперь у меня постоянно перед глазами счетчик с крутящимися цифрами погибших. По нашим данным, с 22 февраля по начало этой недели погибло минимум 2678 человек. Более 700 украинских силовиков, большая часть которых известна поименно. Порядка 400 ополченцев, упоминания о гибели которых удалось найти. 298 человек, летевших в малазийском боинге. И более 1200 мирных жителей.

И это, повторяю, минимальные цифры. Украинских силовиков и ополченцев наверняка погибло как минимум в несколько раз больше – в одном южном котле, по оценкам военных экспертов, осталось не менее 1,5-2 тысяч украинских солдат. Убитых мирных жителей тоже гораздо больше – например, в Луганске погибших не считают уже несколько недель. Нет никакой возможности считать.

То есть, реальные цифры погибших – это как минимум тысяч пять или шесть. И из них – как минимум две тысячи мирных жителей. А может, и больше.

Предыдущая война в Европе имела место в 1999 году – НАТО бомбила Югославию. Тогда за период с марта по июнь погибло более 1700 мирных жителей. Во время Второй Ливанской войны 2006 года Израиль потерял 121 солдата, «Хезболла» и ливанские силовые структуры – около 550 человек, а мирных граждан погибло более 1100. По данным агентства Ассошиэйтед Пресс, за 2008 год в неспокойном Афганистане было убито 1140 мирных жителей.

Как видим, на Украине все хуже.

Западные правительства и СМИ старательно закрывают глаза на разворачивающуюся трагедию. Силовая операция Киева на юго-востоке поддерживается и США, и ЕС. Но понятно, что рано или поздно число погибших достигнет того уровня, когда молчать о происходящем западные СМИ уже не смогут. И тогда у общественности там возникнут вопросы – прежде всего к своим правительствам, сегодня работающим не на прекращение, а на эскалацию конфликта. Но сколько людей должно погибнуть на юго-востоке, чтобы правду стало невозможно скрывать? Десять тысяч? Двадцать? Об этом знают только в Киеве – ведь администрация США наверняка обозначила своим подопечным максимальную приемлемую цифру.