Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество16 октября 2014 12:51

Обычный грипп опаснее Эболы

Публицист Юлия Латынина считает: если не получается решать настоящих проблем, надо выдумать фальшивую
Лихорадка Эбола остаётся главной "страшилкой" в выпусках новостей по всему миру

Лихорадка Эбола остаётся главной "страшилкой" в выпусках новостей по всему миру

Фото: REUTERS

Африка многократно являлась источником страшных эпидемий. В середине VI в. н. э. чума, пришедшая из Африки, убила от 30 до 80% (в разных регионах) жителей Римской империи, в середине XIV в. чума, пришедшая из Африки, убила от 30 до 80% (в разных регионах) жителей Европы. Самолетов и поездов тогда не было, чума путешествовала с кораблями, крысами и блохами. В XX в. Африка подарила нам СПИД.

Вирусы Эболы существуют в Африке тысячи лет. Как получилось, что ужасный, страшный, хуже Путина и ИГИЛ (по словам президента США Барака Обама - прим.ред.), вирус(ы) никогда не вызывал эпидемий, подобных эпидемиям чумы, оспы или холеры, и был открыт только в 1976?

Как получилось, что с 1976 г. все 13 вспышек Эболы были ограничены Африкой? Как получилось, что даже в Африке количество жертв обыкновенно бывало не очень велико? (В 2007-м вспышка в Уганде унесла 37 жизней, а в 2012-м — 17.)

Итак, поехали.

Первое. ВОЗ утверждает, что смертность от Эболы составляет «до 90%». Это вранье. Точнее, разновидность вранья, которая в исламе называется «таврия». Это когда человек говорит нечто, что формально соответствует правде, но прекрасно знает, что собеседник поймет его не так.

90-процентной смертности Эбола достигла только один раз, в 2003-м в Конго, когда из 143 заболевших погибли 128. Даже в нынешней эпидемии смертность составляет около 50%, а бывали эпидемии, когда смертность опускалась до 25%.

Второе, и самое главное. Как распространяется Эбола? Ответ: она не распространяется воздушно-капельным путем. Она распространяется только через контакт с кровью или с жидкостью, отторгнутыми пациентом. (Семя мужчины, перенесшего лихорадку Эбола, в течение 3 месяцев тоже может служить источником заражения.)

То есть эпидемия Эболы случается в обстановке тотальной антисанитарии. Поэтому, когда ВОЗ в своей методичке по поводу Эболы на первой странице пишет, что вирус распространяется «от человека к человеку», — это все то же создание паники и «таврия», вранье умолчанием. Вирус, передающийся, только если вы пользуетесь зараженным шприцом или ходите в туалет, типа сортира, — не может стать причиной эпидемии в развитой стране.

Третье, еще более главное. Знаете ли вы, какой самый главный фактор смерти при Эболе? Тот же, что при холере. Обезвоживание. Дайте пациенту достаточно питья и ставьте ему капельницу с физраствором, — и ваши 90% смертности превратятся в 90% выживаемости. Те самые «растворяющиеся» органы при Эболе — это не результат действия вируса, это результат вымывания из организма с рвотой и поносом необходимых минеральных веществ.

Четвертое. Эболой заболели 4 американца. Все четверо, естественно, заразились в Африке и были перевезены в США. Знаете, какая среди них была смертность? Правильно, 0%. Трое выздоровели, один еще лечится.

Отчего? Медсестра Нэнси Райтбол получила экспериментальное лекарство ZMapp; д-р Кент Брантли отказался от лекарства в пользу медсестры (лекарства хватало только на одну порцию); д-р Ричард Сакра получил кровь от выздоровевшего д-ра Брантли и экспериментальное лекарство TKM-Ebola, но, самое главное, они получили уход — питье и капельницы. Американские врачи, лечившие их, честно признались, что не знают, что больше помогло: лекарства или «общая поддерживающая терапия»?

Еще раз: при нормальном уходе смертность от Эболы тут же составила 0%. В нормальной стране заразность Эболы тут же упала до 0%.

Пятое. Нам говорят, что от «Эболы нет лекарства». Это вранье. Лекарства уже есть — TMK-Ebola и ZMapp. Если медицинская бюрократия, которая громко орет О Страшной Опасности Эболы, одновременно в силу некомпетентности и неповоротливости не может одобрить лекарства от Эболы, то это означает, что смертельной является не Эбола, а сама бюрократия.

Шестое. Нам говорят, что от «Эболы нет вакцины». Вранье. Вакцина есть. Она создана GlaxoSmithKline, которая, кстати, еще несколько месяцев назад, в самом начале эпидемии, позвонила в ВОЗ и спросила: не нужна ли им вакцина? GlaxoSmithKline вежливо послали на три буквы.

Седьмое. Тот факт, что и лекарства, и вакцина от действительно тяжелейшей и опаснейшей болезни до сих пор находятся, по сути, в экспериментальной стадии и медицинская бюрократия не почесалась их одобрить, — как раз и связан с тем, что все врачи знают: развитым странам Эбола не угрожает.

Итого: эпидемии Эболы происходят в Африке, и только в Африке, из-за тотальной антисанитарии и тотального же отсутствия медицины. Нет никакого шанса, что вирус, который передается с зараженными шприцами и рвотными массами и убивает жертву за счет обезвоживания, — может стать причиной эпидемии в США, России или даже Албании.

Это совершенно та же самая история, что с землетрясением на Гаити. Помните? В 2010 году на Гаити случилось землетрясение магнитудой 7 баллов, и погибли 220 тысяч человек. Через пару месяцев в Чили случилось землетрясение магнитудой 8,8, и погибли около 700 человек.

То есть на Гаити люди гибли не из-за землетрясения, а из-за тотальной нищеты и дерьма, из которого были построены дома. В современном мире нет (ну почти нет) природных катастроф, есть катастрофы социальные. Для вирусов это так же верно, как для землетрясений.

Знаете, что является при Эболе одним из векторов? Первоначальным источником заражения? Мясо наших двоюродных братьев — шимпанзе и горилл. Это — практически людоедство: шимпанзе обладает интеллектом 4-летнего ребенка. Вы будете есть 4-летнего ребенка? А в Конго едят, и не только обезьян, но и пигмеев тоже.

Знаете, сколько убила Эбола во время нынешней, действительно самой большой в истории вспышки? 2900 человек из 6200 заболевших. Знаете, сколько, по данным той же ВОЗ, в год погибает от гриппа? 250—500 тысяч человек.

Когда вы не умеете решать настоящих проблем, надо выдумать фальшивую. Ее проще решать.

СПЕЦПРОЕКТ "КП"

ВИРУС ЭБОЛА: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ИЛИ МЕСТЬ ПРИРОДЫ?

Откуда взялось заболевание, "Комсомолка" выясняла вместе с одним из ведущих мировых экспертов Михаилом Супотницковым. Подробнее - в нашем спецпроекте "Вирус Эбола: бактериологическое оружие или месть природы?"

МЕЖДУ ТЕМ

Экс-главврач «кремлевки» Александр Мясников: «Больной Эболой не заразен, пока у него не поднимется температура»

Правда ли, что болезнь настолько «прилипчива», что ей можно заразиться едва ли не при рукопожатии или дотронувшись до загрязненного предмета в международном аэропорту? Экс-главврач «кремлевки», а ныне руководитель одной из городских клинических больниц Москвы Александр Мясников не понаслышке знаком с реалиями жизни в очагах лихорадки: в 80-е годы он работал в составе Миссии Красного Креста на африканском континенте (читайте далее)

А В ЭТО ВРЕМЯ

Америку лихорадит. От паники

Общавшихся с погибшим от Эболы людей госпитализируют и выгоняют с работы

В Соединенных Штатах уже первая жертва смертоносного вируса. 42-летний Томас Дункан подхватил лихорадку на родине в Либерии, откуда прилетел в США 20 сентября. Через несколько дней он обратился к врачам, сообщил, откуда приехал, однако те проявили преступную халатность - прописали антибиотики и отправили домой. И только 28 сентября мужчину госпитализировали...

Спасти его не удалось, и теперь в группе риска 10 человек, общавшихся с ним напрямую. Так, с подозрением на Эболу в Далласе госпитализировали помощника шерифа Майкла Монинга - он заходил в квартиру Дункана и общался с его родней. Дальше больше - соседей Дунканов отправили с работы, 20 волонтеров, которые трудились в окрестных школах, сами не вышли на работу... Дошло до того, что район, где жил больной, оцеплен (читайте далее)

КСТАТИ

Российского ученого, погибшего от «собрата» лихорадки Эбола в 1988 году, хоронили в цинковом гробу

Корреспонденты «Комсомолки» встретились с доктором биологических наук Александром Чепурновым. Без малого 20 лет он возглавлял в новосибирском центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» лабораторию особо опасных вирусных инфекций, занимавшуюся в том числе исследованием лихорадки Эбола (читайте далее)