2015-04-01T01:28:27+03:00

Ураган в Москве: Улицы превратились в аэродинамические трубы

Пять наивных вопросов про штормовой ветер в столице [инфографика]
Поделиться:
Комментарии: comments16
Изменить размер текста:

1. Такого ветродуя давно не знали здешние места?

По скорости нынешний ветер не рекордный для средней полосы. Максимальные порывы в Московской области, зафиксированные в выходные, - 21 м/сек., или 75 км/час (в километры в час переводим для наглядности: получается, воздушные массы перемещались так же быстро, как вы едете на машине по улицам).

- Во время урагана 1998 года ветер свистел со скоростью до 27 м/сек. (97 км/час), - напоминает главный специалист Московского метеобюро Татьяна Позднякова. - Тогда летали балконы, рвались провода, в Новодевичьем монастыре сломало крест...

На юге России и в эти дни куда сильнее задувает: в Ростовской области, на Ставрополье, в Калмыкии порывы ветра почти 30 м/сек. А на Тихом океане сейчас раскручивается тайфун «Мэйсек» - там скорость ветра 75 м/сек.!

Но вот чтобы сильный ветер в Москве не стихал пять суток подряд - это рекорд. Во всяком случае весной такого не бывало ни разу за всю историю метеонаблюдений (а ведутся они у нас 124 года), подсчитали синоптики центра «Фобос».

2. Откуда сквозняк?

- Над Северной Европой образовался мощнейший циклон (а это, напомню, атмосферный вихрь с низким давлением в центре). Над Южным Уралом и Казахстаном - антициклон, там, наоборот, атмосферное давление высокое. Разница в давлении между двумя вихрями - колоссальная. Ощущается она на полосе примерно 3 тысячи километров шириной и больше всего - на западе европейской части России, - разъясняет начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.

Антициклон над Уралом аномальный: в Екатеринбурге давление сейчас такое высокое, как будто город на дне ущелья глубиной 200 метров, уточняют специалисты «Фобоса». Соответственно и разница между высоким давлением на Урале и низким в Восточной Европе в 8 раз больше, чем обычно: 40 мм рт. ст. вместо привычных 5 мм. А чем больше контраст, тем быстрее несутся воздушные массы из одного района в другой.

Со скоростью понятно, но почему дует так долго? По всем законам природы циклон должен был двигаться с запада на восток - а вместе с ним и зона ненастья. Но на пути его встала махина того самого уральского антициклона: атлантический воздух бьется об нее, как лбом об стену, но сдвинуть пока не может.

3. Почему на одних улицах дует сильнее, чем на других?

- Скорость ветра в каждом конкретном месте зависит от рельефа и высоты, а в мегаполисе - также от расположения улиц и зданий, - объясняет Татьяна Позднякова. - Из метеостанций самая высокая - в районе МГУ, и там порывы всегда сильнее, чем на самой низкой - в Тушине. А вообще самые высокие районы столицы - Теплый Стан и Ясенево, Воробьевы горы, Поклонная гора, там и задувает ощутимее. И не забудьте про многоэтажки. Метеорологи измеряют ветер на 10-метровой высоте, то есть на уровне 3-го этажа. Скажем, в прогнозе мы говорим про порывы 15 м/сек. Вы живете на 20-м этаже? К вам в окна прилетят все 20 м/сек. Не случайно строители прекращают все высотные работы уже при 12 м/сек., - продолжает Позднякова. - А многие улицы Москвы в эти дни превратились в настоящие аэродинамические трубы. Ветер дует с юга и юго-востока. По проспектам, расположенным в том же направлении, потоки воздуха разгоняются максимально. И там порывы ветра явно были сильнее, чем зафиксировали метеостанции. А на улицах, перпендикулярных направлению ветра, порывы сглаживаются.

Смотрим карту: с юга и юго-востока на северо-запад вытянуты Марксистская улица и Симоновский Вал, Тверская улица, Ленинградский проспект...

- Есть еще площади и дворы, где воздушные струи закручиваются в вихри, - тоже эффект, как в аэродинамической трубе. Даже мелочи важны: идете на работу с подветренной стороны улицы, и погода вам кажется вполне сносной. А коллега шел с наветренной стороны - его чуть с ног не сдуло! - резюмирует Позднякова.

4. Насколько это опасно?

- Риск зависит не только от скорости ветра. Вот, скажем, машины. Нынешний ветер реально опасен для больших грузовиков, трейлеров - если они не загружены. Почему? Машина легкая, а парусность из-за размеров - большая. Водителям нужно снижать скорость, помнить, что опаснее всего боковой ветер. Трейлер с грузом устойчивее, так как тяжелее. Легковушкам тоже не страшно, парусность у них не сравнима с грузовиками. Не случайно в Ростовской области с трассы сдуло именно автобусы - они тоже внушительных размеров, - объясняет Татьяна Позднякова.

В Курске небольшой самолет буквально сдуло со взлетной полосы, в аэропортах юга России задерживали рейсы. А московские работали нормально.

Что способен натворить в мегаполисе ветер, который официально ураганом не считается, мы видели: сорваны крыши, повалены деревья, летят рекламные щиты...

- К нам москвичи уже приходят за справками, чтобы получить компенсацию по страховке. На одну машину упала оконная рама: створки были не закрыты, и порывом ее выбило на улицу. Так что проверьте еще раз дома балконные двери и окна - сегодня и завтра их надо держать закрытыми, - советует Татьяна Позднякова.

5. Когда ненастье стихнет?

Сегодня - точно такой же ветродуй, до 19 м/сек., при температуре всего +1...+6 градусов. Да еще и снег - за сутки сугробы вырастут на 5 - 7 сантиметров. В Московском метеобюро предупреждают водителей: будьте осторожны, на дорогах - снежный накат и гололедица.

Завтра потише, не больше 15 м/сек., в пятницу уже 5 - 10 м/сек., не обойдется без мокрого снега и дождя. В выходные ненастье уляжется, скорость ветра не больше 3 - 8 м/сек., обещают в Гидрометцентре России. Но будет все так же промозгло и зябко - по ночам -3...+2 градуса, днем не выше +6...+8.

Кликните для увеличения.

Кликните для увеличения.

ЦИФРА ДНЯ

128 деревьев упало во время шторма, который Москва переживает с вечера воскресенья. Десятки автомобилей получили повреждения. Трое москвичей пострадали, получив незначительные травмы.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Погода в Москве»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также