Премия Рунета-2020
Москва
+4°
Boom metrics
Досуг29 мая 2015 12:47

Все инженерные шедевры столицы в одной экскурсии

Проект «Москва глазами инженера» рассказывает об удивительных строительных технологиях, которые в разные годы применялись в белокаменной [фото]
Проект «Москва глазами инженера» рассказывает об удивительных строительных технологиях, которые в разные годы применялись в белокаменной. Фото: FACEBOOK «Москва глазами инженера»

Проект «Москва глазами инженера» рассказывает об удивительных строительных технологиях, которые в разные годы применялись в белокаменной. Фото: FACEBOOK «Москва глазами инженера»

Создатель проекта (engineer-history.ru) Айрат Багаутдинов по образованию инженер. Но ему гораздо интереснее изучать историю архитектуры, чем строить самому. О тайнах московских зданий, мостов, конструкций он готов рассказывать часами.

ПАПА ХАЙТЕКА

Как выглядит знаменитая Шуховская башня на Шаболовке, знают все. Изящная изогнутая форма, гиперболоид. Многие передовые технологии, которые ныне называются модным словом «хайтек», инженер Владимир Григорьевич Шухов придумал и воплотил еще сто лет назад.

Башня сделана из прямых стержней, скрепленных под нужными углами. До Шухова такой технологии не было. Другая его идея теперь известна во всем мире: это сетчатые покрытия. Сегодня многие крупные торговые комплексы (например, «Афимолл» в Москве) и музеи (Британский музей в Лондоне) перекрыты оболочками системы Шухова. Это практичная конструкция - мало весит и легко собирается. Кстати, Шухов представил эту идею в 1894 году, но особого интереса она не вызвала. Понадобилось сто лет, чтобы архитекторы и инженеры по всему миру потихоньку пришли к тому, что Шухов создал когда-то давным-давно.

Шуховская башня долгие годы была одним из символов Москвы.

Шуховская башня долгие годы была одним из символов Москвы.

Фото: RUSSIAN LOOK

В списке других работ Шухова, которые можно посмотреть в Москве, - светопрозрачные перекрытия крыши Пушкинского музея, стеклянный свод ГУМа, перекрытия залов Киевского вокзала.

ПЕРЕДВИЖКИ

В 1935 году был разработан Генплан реконструкции Москвы. По нему надо было расширить многие московские магистрали вдвое. Например, сейчас Тверская - это восемь автомобильных полос. А тогда в пересчете на современные машины была не шире четырех рядов. Дома начали сносить. Но самые ценные решили... передвигать.

Как работала эта технология? Грубо говоря, дом отпиливался от фундамента и устанавливался на большую железную раму с полозьями на рельсах. Получалось что-то вроде огромных санок. Их тянули лебедками.

Первое большое здание, передвинутое в Москве, - дом на Садовнической улице в 1936-м. А вскоре «поехала» и Тверская. В 1938-м - Саввинское подворье. Это была самая тяжелая передвижка в истории мира - 23 тонны перевезли на 50 метров. Через год подвинули нынешнюю московскую мэрию (тогда - здание Моссовета). Кстати, это самое быстрое перемещение дома в истории, всего за 40 минут дом перетащили на 13 метров.

В 1938 году здание нынешней мэрии на Тверской улице передвинули на 13 метров за каких-то 40 минут! Фото: ТАСС

В 1938 году здание нынешней мэрии на Тверской улице передвинули на 13 метров за каких-то 40 минут! Фото: ТАСС

Причем люди во время передвижки продолжали жить в этих домах! Коммуникации переводили на гибкие связи - вода поступала в дом по шлангам. То же с канализацией. А отопление подавалось из временной котельной, которая устанавливалась на ходовых балках и ехала вместе с домом.

Дома переезжали и в 40-е, и в 50-е, и в 70-е, и даже в 80-е.

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ КРЕН

Отдельной истории заслуживают сталинские высотки. Семь величественных зданий были построены в конце 40-х - начале 50-х.

Для Сталина эти стройки были идеологическим шагом. Важно было показать стране и всему миру способность СССР быстро восстанавливать свое хозяйство после изнурительной четырехлетней войны.

Работавшие над проектом архитекторы и инженеры порой делали просто невероятные вещи. Взять, к примеру, высотку на Красных воротах.

Рядом в это же самое время строили новую станцию метро. Был большой риск обрушения здания, поэтому стенки фундамента строители закрепили методом замораживания грунта. Известно, что при этом грунт увеличивается в объеме. После размораживания будет крен! Но инженеры просчитали все просто идеально. Да, когда грунт оттаял, здание наклонилось влево. Но высотку изначально строили с так называемым контркреном - специально наклонили на правое крыло. И после проседания грунта здание пришло в строго вертикальное положение. Высота дома 172 метра, а отклонение на самом верху - всего 16 сантиметров!

240-метровая высотка МГУ 37 лет удерживала звание самого высокого здания в мире. Фото: Татьяна ЧЕРНИКОВА

240-метровая высотка МГУ 37 лет удерживала звание самого высокого здания в мире. Фото: Татьяна ЧЕРНИКОВА

ИСТОРИЯ МОСТОВ

Один из пунктов Генплана Москвы 1935 года - реконструкция мостов. В это время заканчивается строительство канала имени Москвы. Река станет более полноводной, а значит, судоходной. Необходимо реконструировать старые мосты, строить по ним эстакады для машин.

Всего за три года, с 1936-го по 1938-й, в Москве построили больше десятка мостов. В том числе Крымский, Большой Каменный, Краснохолмский, Устьинский, Москворецкий. Ни в одном городе мира ни до, ни после такими ударными темпами мостов не строили.

Старались делать арочные конструкции, чтобы массивные объекты не загораживали вид на город.

ДЕБЮТ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

Когда в 1893 году в центре столицы открылись Верхние торговые ряды, ныне известные как ГУМ, удивленные москвичи с большой опаской наступали на мостики между балконами второго и третьего этажей. Боялись, что вся эта конструкция рухнет вниз... Удивляться тут нечему, люди впервые увидели такие тонкие арочные мосты, сделанные как будто из камня. На самом деле это была первая демонстрация в Москве нового материала - железобетона. Первый в России с этим материалом начал работать близкий друг Шухова Артур Фердинандович Лолейт.