Общество23 июля 2015 1:00

Прав не тот, у кого права, а тот, кто ими управляет

Члены Российского авторского общества жалуются, что получают за свои произведения гроши
Олег ПОТАПОВ
Свои финансовые возможности сборщик авторских отчислений Сергей Федотов не стесняясь демонстрирует на публике.

Свои финансовые возможности сборщик авторских отчислений Сергей Федотов не стесняясь демонстрирует на публике.

Фото: РИА Новости

17 июля руководство Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приняли решение об объединении. Правопреемником всех трех организаций, которые защищают авторские права, становится «Профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество». Вот только многих членов РАО беспокоят совсем другие проблемы.

72 РУБЛЯ ЗА ПЕСНИ НА ОЛИМПИАДЕ

- К объединению организаций отношусь отрицательно. По моему мнению, если раньше каждая из них распоряжалась деньгами в отдельности, то теперь будут вместе, - пояснил автор песен, мюзиклов и концертных программ Александр Вулых. - Это же один карман. И люди, имеющие отношение к творческой среде, понимают, чей это карман. Просто сейчас это пытаются легализовать.

Алексей Рыбников.

Алексей Рыбников.

Фото: Борис КУДРЯВОВ

«Комсомольская правда» уже рассказывала, что Сергей Федотов возглавил РАО в 2004 году в возрасте 27 лет. После чего учредил РСП и ВОИС. А сейчас, как вы уже поняли, эти организации объединяются.

- У меня неоднозначное отношение к Российскому авторскому обществу, - признался в интервью корреспонденту «Комсомолки» исполнительный директор продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. - После некоторого количества лет бардака РАО удалось наладить некоторый сбор денег в пользу правообладателей. Но вопросы вызывают распределение выплат и качество сбора.

Илья Резник.

Илья Резник.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

О чем речь? Оцените картину. Полтора года назад Сочи принимали зимние Олимпийские игры. Игорь Матвиенко принимал участие в подготовке крупнейшего спортивного события мира в качестве музыкального продюсера. Композитор для церемоний закрытия и открытия предоставил свои песни, лично аранжировал несколько неохраняемых произведений (в этом случае авторские отчисления причитаются аранжировщику). Шоу показали более 80 стран. Теоретически каждая из них должна была заплатить немалую сумму, из которой в том числе перечисляются авторские. Так вот Игорь Матвиенко как автор песен и аранжировок, по словам Андрея Лукинова, получил всего 72 рубля.

Причем даже легендарные советские поэты, композиторы и писатели получают за использование своих произведений достаточно скромные суммы.

Игорь Саруханов.

Игорь Саруханов.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Считаю унизительным, написав 2,5 тысячи песен, получать 30 тысяч рублей в месяц, - уточнил автор лучших хитов Аллы Пугачевой Илья Резник. - Осенью 2014 года я вышел из РАО. Сейчас делаю акцент на издательскую деятельность и концерты.

Илья Резник написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию с авторскими правами в России. Поэт-песенник обратил внимание властей, что «действующие правовые нормы в области защиты и охраны интеллектуальных прав на настоящий момент находятся в условиях произвольного толкования небольшой группы людей, использующей декларативность этих норм в своих корыстных и далеких от изначальных целях». Но ответа из правительства Резник не получил.

БИЗНЕС НА ДОВЕРИИ

Впрочем, Илья Резник не единственный, кто отказался от услуг РАО. Так, легендарный композитор Алексей Рыбников (автор музыки к рок-опере «Юнона» и «Авось» и фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино», «Усатый нянь») в последнее время старается заключать договор на авторские отчисления напрямую с руководством театров и организаторами массовых мероприятий.

- Разница громадная. Сейчас я только с «Ленкома» получаю в несколько раз больше авторских отчислений, чем в свое время получал от РАО со всей России, - делится наблюдениями Алексей Рыбников.

Откуда такой разрыв в доходах? На этот счет есть подозрения. Да, устав РАО позволяет оставлять на собственные нужды общества 30% сборов. Но правообладатели получают копейки, а руководство организации ни в чем себе не отказывает. Вера Владимировна Федотова, мама, а также главный бухгалтер и заместитель сына в Российском авторском обществе, с 2012 года купила два особняка в Подмосковье (один из них на Николиной Горе) и участок земли площадью 1200 метров. Поэтому, когда пару месяцев назад стало известно, что Сергей Федотов купил в Шотландии замок XIV века среднерыночной ценой в 1 млн. фунтов члены РАО даже не удивились: Федотов вообще любит дорогие вещи и роскошную жизнь и не стесняется демонстрировать это на публике и в соцсетях. Свои финансовые возможности сборщик авторских прав не стесняясь демонстрирует и на публике. Как сообщало РИА Новости некоторое время назад, г-н Федотов посетил аукцион, организованный Ксенией Собчак. В процессе торгов возник один - необычный - лот от дирижера Валерия Гергиева: четыре билета в царскую ложу Мариинского театра на гала-концерт оперной дивы Анны Нетребко 20 июля. Стартовая цена «вечера в Мариинке» была изначально очень высока: 100 тысяч рублей, она быстро дошла до миллиона, и на этой точке билеты купил, собственно, Сергей Федотов.

Дело в том, что проверить справедливость расчета авторских начислений чрезвычайно сложно, в некоторых случаях даже невозможно. Складывается впечатление, что это такой бизнес на доверии.

- Второй год сужусь с РАО. Когда просишь у них документы на использование моих произведений, которые заключают от моего имени, они отказывают в их предоставлении. Хитрят, - говорит композитор и поэт Игорь Саруханов. - Хотя это я нанял РАО для сбора моих авторских отчислений, а не оно меня.

Александр Вулых.

Александр Вулых.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

РЕЗЮМЕ

Финансовый скандал в РАО все труднее скрыть. Голоса недовольных работой общественной организации звучат все громче. И теперь их уже не скрыть оптимистичными заявлениями Александры Пахмутовой, Андрея Эшпая, Владимира Матецкого и Преснякова-старшего, которые входят в авторский совет Российского авторского общества.

- Я жду, когда прыщ прорвется, - признался Александр Вулых. - Так долго продолжаться не может. Все видят, что происходит. Но система в РАО выстроена так, что все делается вроде бы в кажущемся соответствии с уставом. Но откуда тогда появляются замки?