Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды20 октября 2015 22:00

Никита Михалков: Мои отношения с возлюбленными всегда были взаимны

Сегодня знаменитому режиссеру исполняется 70 лет [аудио]
Народный артист, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель Союза кинематографистов, обладатель множества самых престижных наград, включая «Оскар», рассказал «КП» о своих планах

Народный артист, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель Союза кинематографистов, обладатель множества самых престижных наград, включая «Оскар», рассказал «КП» о своих планах

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Михалков родился в 45-м, и победительность этого года как будто с рождения «прописалась» в его характере. Народный артист, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель Союза кинематографистов, обладатель множества самых престижных наград, включая «Оскар», рассказал «КП» о своих планах, о своих вехах и о своих взглядах на день сегодняшний.

«Михалков-актер и Михалков-режиссер не особо разговаривают друг с другом»

- Никита Сергеевич, наверное, что-то особенное заготовили к юбилею?

- Вы знаете, это деликатная история. Заниматься рассказами о себе - мне лично это мучительно. Я помню юбилей моего отца, когда он сидел на сцене в кресле, а ему носили самодельные стихи «поздравляем, поздравляем и здоровья вам желаем», папахи, бурки, шашки, сапоги, ковры, и вся эта бесконечная череда идущих людей - да, милых и прекрасных, говорящих прекрасные слова, - но, все это, чаще всего это было постановочно и безжизненно, и поэтому невыносимо. И я от одной мысли об этом в ужас приходил, поэтому никаких таких мероприятий с сидением на сцене и слушанием слов про себя не будет. Другое дело, что 23 октября в Доме музыки - впервые на арене, что называется - мы будем делать концерт «Сентиментальное путешествие по фильмам Михалкова через музыку Артемьева». С симфоническим оркестром под управлением Сергея Скрипки, с моими актерами и товарищами, с рассказами о том, как музыка писалась. Программа сложилась спонтанно - а получился очень занятный вечер. Он и будет главным «отмечанием», потому что он для меня органичен. Я надеюсь, придут мои друзья, и это будет праздник для всех.

- Недавно открылась ваша Академия кинематографического и театрального искусства - для людей, у которых уже есть высшее кино- или театральное образование. Зачем? Стали плохо учить?

- Школа возникла сейчас, а идея-то родилась 10 лет назад, и эти десять лет ушли на ее воплощение. Я считаю и считал, что лучшая актерская школа в мире - это русская школа. Но нашим актерам порой не хватает режиссуры, адекватной их актерской школе. Режиссура - это мировоззрение, но это еще и владение возможностью помочь артисту. Часто режиссер говорит ему: ну чего ты на меня смотришь, играй давай. Или: тут надо заплакать - вспомни что-нибудь грустное, родственник какой, может, умер или собака. И вот сидит несчастный артист, вспоминает собаку и пытается выжать слезу. Это все самодеятельность. Самое главное что есть в кино и на театре - это актер, и он должен обладать такой степенью техники и знания своего тела и нутра, чтобы он знал, на что опереться, когда ему нужно сыграть что-то экстраординарное - слезы, смех, истерику. Для моих студентов это еще и возможность социального лифта, возможность создать хорошую актерскую базу. Для меня мастер-классы с молодыми интересны тем, что тебе задают вопросы, которые ты сам себе, может, и не задавал бы. Уже или еще. И ты вынужден формулировать. И находится очень много интересных поворотов, о которых раньше не думал. Это возможность самому двигаться дальше.

Михалков родился в 45-м, и победительность этого года как будто с рождения «прописалась» в его характере

Михалков родился в 45-м, и победительность этого года как будто с рождения «прописалась» в его характере

Фото: РИА Новости

- А как режиссер Михалков с актером Михалковым общается?

- А мы не особо разговариваем друг с другом! Дело в том, что когда ты снимаешь, тебе кажется, что ты сыграешь лучше любого актера, включая ребенка, собаку и лошадь. Когда ты снимаешься, кажется, что ты все это лучше бы срежиссировал. Это естественно - там хорошо, где нас нет. Но если вы думаете, что я приходя как актер к другим режиссерам, начинаю что-то режиссировать - это легенда и ложь. Другой разговор, что если я что-то не понимаю, или чувствую, что это может быть по-другому, я предлагаю. Когда Леша Балабанов предложил мне играть мафиозо в «Жмурках», такого мачо в кожаном пальто, я ему говорю: ну, это скучно, давай просто сыграем живописного идиота, рыжего клоуна, балбеса. Очень жестокого, но балбеса. И он это принял.

В своих фильмах я играл вынужденно. В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария. Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор.

Михалков-актер и Михалков-режиссер не особо разговаривают друг с другом

Михалков-актер и Михалков-режиссер не особо разговаривают друг с другом

Фото: РИА Новости

«Гибель Грибоедова - политическое убийство, совершенное англичанами»

- Актерская школа, по вашей оценке, выше, чем режиссерская. Так чего же не хватает нашим режиссерам?

- Культуры. Культуры обращения с материалом, культуры человеческого общения, работы на площадке, культуры погружения. Не «стул-кепка-монитор-темные-очки» - и ты режиссер, а настоящей культуры. Самое трудное в настоящей режиссуре - создать общую атмосферу в которой хочется сниматься. Жестокий, неумный, без юмора человек создаст атмосферу, в которой будет хотеться повеситься, а не сниматься. Когда мы снимаем, то группа не хочет заканчивать: «А давайте еще чего-нибудь доснимем!» - лишь бы не звучало стоп.

- Вы не хотите поставить спектакль? Театру, кажется, вас не хватает.

- Хочу. Очень. Я ведь ставил спектакль «Механическое пианино» в Италии. С Мастроянни, у котого был контракт на 8 недель, а играл он все 36. Это была безумно интересная для меня работа. Я очень люблю театр. Могу сказать, что Артемьевым и Ряшенцевым уже написан мюзикл «Раба любви» и я планирую его поставить. Равно как и хочу сделать спектакль «12», и поставить три пьесы Чехова с одними и теми же актерами – «Дядю Ваню», «Механическое пианино» и «Три сестры». Хочу, опять хочу. Если вернуться к кино - моя группа готова к съемкам фильма «Грибоедов». Это действительно потрясающая и очень актуальная история: битва за Шелковый путь, Тегеран, англичане, интрига. Мы нашли документы, из которых явствует, что грибоедовская гибель - не от восставщей мусульманской черни, а холодно рассчитанное политическое убийство, совершенное англичанами, которым Грибоедов мешал. К сожалению, планы сейчас финансово трудновыполнимы. Будут ли деньги на 20 серий костюмной картины с экспедициями в Иран, Лондон и Петербург - это вопрос...

- Вы уже приступили к написанию второй части «Территории моей любви»?

- Наверное, это будет просто другая книга - воспоминания, встречи мастер-классы и дневники. Может получиться такая лихая история, потому что я вел дневник, пока служил на флоте, прятал его, потому что уж больно там все - ну... все как есть. А записные книжки связаны с творчеством, с картинами, с мыслями про кино, про то, про се. Это такая внутренняя лаборатория.

- Вы читаете статьи о себе? В последнее время было довольно много скандальных публикаций.

- Сам-то нет, сам я не могу все это читать - и не всегда хочется, честно говоря. Я с огромным интересом читаю кинокритику, если она помогает разобраться и понять произведение, если в ней нет фанаберии и наглого самомнения, что этот критик все знает и сделает лучше тебя. Меня всегда и больше всего интересует, что думают обычные люди, а не штатные критики. Когда мы объявили конкурс среди зрителей на лучшую рецензию «Утомленных солнцем 2», то обычные люди именно разбирали, расшифровывали картину изнутри, а не просто хвалили или ругали.

Любовь - это все. Основа всего вообще

Любовь - это все. Основа всего вообще

Фото: РИА Новости

К сожалению, у нас нет института, который бы мог всерьез наказывать тех, кто лжет и пытается опорочить: «Михалкову дали на 10 лет собирать оброк» или «Михалков - владелец алмазной фабрики». Ну хорошо, я закаленный человек, но для людей неопытных, прочитавших про себя ложь и внутренне к этому не подготовленных, это может быть страшный удар. Те, кто в рассуждениях о бюджете картины пишут «а сколько он украл», это латентные воры, они прикидывают, как бы они поступили, будь они на моем месте. А для меня деньги, которые идут на картину, - они должны быть на экране. Они нужны для того чтобы в «Сибирском цирюльнике» сукно, из которого сшиты мундиры для юнкеров, было действительно английское, чтобы кареты ездили, чтобы питание группы, вместе с массовкой, было горячее каждый день, как полагается, чтобы у каждого актера был свой вагончик, чтобы они не мяли в холодном автобусе мамин бутерброд с сыром. Это условия, которые ты создаешь, и потому имеешь право требовать качество.

- А что дает вам силы двигаться дальше и делать что-то новое?

- Силы мне дает вера в бога и ощущение что рядом есть друзья.

«За «Зазеркалье» на Укрине мы тоже несем ответственность»

- Как вы считаете, фильмы могут повлиять на события, происходящие в реальности?

- Знаю, что искусство может повлиять на человека. Но предотвратить войну? Я бы хотел, чтобы это могло быть. Однажды девушка 23 лет посмотрела фильм «12» и написала: «Я посмотрела «12» и позвонила своей маме, с которой не разговаривала шесть лет». Вот это и есть влияние того, что ты делаешь в искусстве. «Солнечный удар» мы снимали в Одессе, а через два года произошло то, что произошло. Герой в конце картины говорит: я что, ничего не видел, не понимал? Видел. Думал, все обойдется. А не обошлось. И в том, что происходит на Украине, - в этом наша огромная вина. Мы думали, никуда не денутся. Горилка, сало, вышиванки, девушки... Ладно, прибалты ушли, и бог с ними, а украинцы-братья всегда будут с нами. А ничего подобного! 23 года с ними работали и выстроили по своим лекалам целое поколение молодых людей, которые уже никогда не поверят, что русские их братья и сестры. Мы были беспечны: газ идет, деньги платят, - все нормально. Но когда выяснилось, что у них Бандера - герой, что русский язык можно запретить и позвать в Одессу лузера Саакашвили - за все это зазеркалье мы тоже несем ответственность. То, что произошло, должно быть для нас огромным уроком - ничего нельзя пропускать мимо, ничего не происходит просто так.

Самое трудное в настоящей режиссуре - создать общую атмосферу в которой хочется сниматься

Самое трудное в настоящей режиссуре - создать общую атмосферу в которой хочется сниматься

Фото: РИА Новости

- Кстати, о «Солнечном ударе», как думает, он возьмет «Оскар»?

- Честно? Я уже давно пережил волнения по этому поводу - с заглядыванием в глаза, с попыткой понять, что о тебе думают. У меня нет жажды награды. Да и один «Оскар» у меня уже есть (в 1995 году за фильм «Утомленные солнцем» - ред.), а второго, боюсь, не выдержит народ. Мне сейчас интереснее хотеть работать и действительно работать, нежели снять и ждать славы. А тем более что я, будучи сам неоднократно членом жюри, знаю, какие невероятные и внезапные ветры и течения вдруг выносят на гребень волны картину, которая никогда и не претендовала ни на что. К сожалению, это так. Поэтому я думаю, нет.

«Жестокая правда без любви есть ложь»

- В ваших картинах всегда есть любовная линия. А что значит любовь для вас?

- Любовь - это все. Основа всего вообще. И дело не только в любви мужчины к женщине. Любовь - для меня это то, что розлито в тебе, в каждой клеточке, это состояние души - даже невозможно объяснить, что это. И я точно знаю, что не существует русского искусства без любви, и что, как сказал один мудрец, жестокая правда без любви есть ложь. Как бы ни было жестоко время, в которое мы живем, если мы говорим о нем без любви - это уже неправда. Когда я не вижу, что человек, снявший картину, хоть кого-нибудь в ней любит, когда вижу, что он просто показывает сверху вниз, какое мы ничтожество и дерьмо, когда ты рассказываешь мне про меня, как про скотину, и я не вижу, что ты сострадаешь тем людям, которые живут так ужасно, как ты показываешь, - мне ты неинтересен.

- А любовь к женщине?

- Мои отношения с женщинами не были мучительными. Никогда не было этакой тяги к самоистреблению, детально описанной в русской классической литературе. Думаю, что мои отношения с возлюбленными всегда были взаимны - в том смысле, что если они остывали, то с обеих сторон. Не было ни хлопанья дверьми, ни того, чтобы она возвращалась с чемоданом…

- А что для вас наивысшее счастье?

- Это я давно для себя сформулировал. Счастье - это в семь часов утра хотеть и мочь прыгнуть с обрыва в речку. Хотеть - значит, нет войны и забот. Мочь - значит, нет болезней. Все просто. Мы, к сожалению, чаще обращаемся к Богу, чтобы спросить, за что мне так плохо. И никогда его не спрашиваем, за что мне так хорошо.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Татьяна Михалкова: «Никита Сергеевич - стойкий оловянный солдатик»

- 21 октября для меня, конечно, радостный день всегда, ну а нынешний - особенно. 70 лет Никиты Сергеевича - это жизнь все время в творчестве, в общественной работе. Ему есть что сказать, он столько сделал для искусства и для страны, что это просто неоценимо. Он человек-вулкан, человек-планета.

- А вам как живется бок о бок с человеком-вулканом?

- С человеком такого уровня, масштаба и темперамента, наверное, вообще не просто жить семейной жизнью в наше время, но воодушевляет то, что все что он делает - неизменно очень высокого уровня. Никита Сергеевич - борец по натуре, стойкий оловянный солдатик. Он мощь и сила - дай бог ему новых фильмов и долгих лет жизни.

Татьяна Михалкова: «Никита Сергеевич - стойкий ловянный солдатик»

Татьяна Михалкова: «Никита Сергеевич - стойкий ловянный солдатик»

Фото: Мила СТРИЖ

- Никита Сергеевич рассказывал, как на вашем первом свидании отвел вас смывать макияж.

- Это было 40 лет назад, но он не любит яркий макияж до сих пор. Но я тот случай, конечно, не так ярко помню, как действительно важные события нашей семейной жизни - рождение детей, внуков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Татьяна Михалкова: Я занимаюсь тем, что люблю

Никита Сергеевич дал много юбилейных интервью - о себе, своем творчестве. Но какой он в быту и в жизни, лучше всех знает его жена, которая рядом с ним уже больше сорока лет. «Комсомолка» попросила Татьяну Михалкову рассказать об их семье и звездном муже. (подробности)