Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия7 ноября 2015 13:39

А-321 взорвали "чистой бомбой"?

Почему египетским туристам не разрешают брать с собой в самолет чемоданы
Airbus A321 компании "Когалымавиа", совершавший рейс Шарм-эш-Шейх- Петербург, упал на севере Синайского полуострова 31 октября скорее всего не случайно

Airbus A321 компании "Когалымавиа", совершавший рейс Шарм-эш-Шейх- Петербург, упал на севере Синайского полуострова 31 октября скорее всего не случайно

Фото: REUTERS

О результатах расследования катастрофы А321 авиакомпании "Metrojet" мы пока можем судить по реакции международных ведомств, ряду предпринятых мер безопасности, и утечкам из докладов спецслужб. Все они говорят о том, что 31 октября в российском самолете был совершен теракт.

Почему теракт?

Статус багажа туристов в Египте уже определен: в воскресенье Министерство обороны России задействовала два самолета Ил-76 военно-транспортной авиации, чтобы перебросить багаж туристов, вылетающих из египетских аэропортов Хургада и Шарм-эль-Шейх. Получат его пассажиры уже дома по почте, после специальной многоступенчатой проверки.

Определился с выводами и Международный авиационный комитет (МАК). Там сухо заявили, что бортовой параметрический регистратор прекратил запись в полете в процессе набора высоты на эшелоне 308 (9400 метров).

- До этого момента полет проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолета зарегистрировано не было, а фрагменты самолета были обнаружены на участке местности длинной более 13 километров, — подчеркнул МАК.

Игорь Коротченко предложил "Комсомолке" сразу несколько версий

Игорь Коротченко предложил "Комсомолке" сразу несколько версий

Фото: Евгения ГУСЕВА

В это время британская газета "The Telegraph" с ссылкой на источники в спецслужбах сообщила, что были перехвачены разговоры террористов "Исламского государства" (запрещенная в России организация - ред.), которые праздновали в Египте крушение А321. В разговоре они обсуждали технические параметры бомб с британским акцентом. Издание поясняет, что такой акцент имеют арабские студенты, что получают образование в Лондоне. Как могли пронести взрывчатку в аэропорт?

Когда стали доступны первые снимки фрагментов самолета, главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко предложил "Комсомолке" сразу несколько версий: бомбу могли подложить во время проверки багажа пассажиров, провезти в контейнере для бортового питания, оставить египтяне, которые занимаются уборкой самолета.

Он уточнил, что составные компоненты бомбы на территорию аэродрома пособники террористов могли забросить с помощью квадрокоптера. Последнее предположение, скорее, могло стать комплиментом египетской авиационной безопасности: проверка комиссии в аэропорту Шарм-эль-Шейха показала, что при въезде в аэропорты сотрудники безопасности проводили выборочный досмотр машин, а своих знакомых и родственников вообще не проверяли. У них была даже услуга под названием "Мархаба": за 10 евро они могли провести в обход досмотрового оборудования любого туриста. Такое халатное отношение к проверке пассажиров служащие объясняли тем, что часть рентген-сканеров в аэропорту все равно была отключена из-за экономии энергии, а другая - неисправна.

Чтобы исключить пронос всех этих опасных жидкостей на борт самолета, планируется проверять не только багаж и ручную кладь, но и самих пассажиров

Чтобы исключить пронос всех этих опасных жидкостей на борт самолета, планируется проверять не только багаж и ручную кладь, но и самих пассажиров

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Кстати, минувшим летом автор этого материала, к своему изумлению, прошел в аэропорту Хургады все проверки с литровой бутылкой воды, которая лежала в рюкзаке. Никто не попросил ее даже достать.

Если террористы знали о таком разгильдяйстве в аэропортах, они могли положить бомбы в чемоданы туристов еще в отелях. Ведь багаж сдается на ресепшен за несколько часов перед вылетом.

Как могли уничтожить самолет?

Из-за недостатка официальной информации СМИ в последнее время готовы обсуждать самые немыслимые версии. С первых дней говорили о плохой погоде, о технических неполадках, упоминали террористов, что бродят по синайской пустыне с переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), о летающих объектах на встречных курсах, дошли до того, что российский лайнер могли повредить через интернет или даже поразить светозвуковым лучом. Но вскоре выяснялось, что погода была прекрасной, ракеты ПЗРК на такую высоту послать не могут даже военные, а других самолетов на эшелоне с А321 радары не наблюдали. При всех остальных ситуациях и технических проблемах экипаж был должен, а главное, мог доложить диспетчеру. При всех, кроме одной - если самолет мгновенно не разорвало на части бомбой.

Ряд "экспертов" успели заявить, что так (заметили какие-то пробоины) повредить самолет могла только осколочная бомба.

- Взрывчатки для уничтожения самолета необходимо совсем немного, а поражающие элементы на такой высоте не нужны, - подтвердил "Комсомолке" бывший начальник группы разминирования Московской военной комендатуры майор запаса Денис Днепровский. Он пояснил, что взрывное устройство с таймером могли подложить в багаж, и даже незначительное количество взрывчатого вещества могло создать в салоне самолета избыточное давление, которое приводит к разгерметизации, нарушению аэродинамики, что вызывает разрушение переборок самолета, его фюзеляжа, замыканию электрики и детонации топлива.

В 1995 году Юзефа арестовали спецслужбы во время подготовки очередного теракта

В 1995 году Юзефа арестовали спецслужбы во время подготовки очередного теракта

Источники, близкие к следствию и расследованию авиационных катастроф, высказали предположения, что бомба взорвалась в багажном отсеке, ближе к крыльям, там, где в лайнере проходит центральный топливопровод. Именно потому самолет и разорвало пополам. Чем раньше взрывали самолеты?

К сожалению, сотрудники авиационной безопасности не всегда могут предугадать, что замышляют террористы. После взрыва в 1985 году над Атлантическим океаном Boeing 747-237В авиакомпании Air India, выяснилось, что взрывное устройство сдал в багаж пассажир, который в итоге отказался от полета. Контроль был усилен: искали тротиловые шашки с проводами, изымали из багажа чемоданы сошедших с рейса пассажиров.

В декабре 1988 года над Шотландией взорвался пассажирский самолет американской авиакомпании PanAmerican. Тогда трагедия унесла жизни 270 человек. Позже стало известно, что 500-граммовая радиоуправляемая бомба из семтекса была сдана в багаж ливийским сотрудником спецслужб, который позже был задержан. Несмотря на то, что многие годы в теракте подозревалось окружение Муаммара Каддафи, через несколько лет был опубликован ряд разоблачений, в которых говорилось, что за ливийскими спецслужбами стояли американские. Так они пытались навести тень на Чехию, которая начала тоннами поставлять во Вьетнам и Ливию, где воевали американские солдаты, новейшую и самую мощную на тот момент взрывчатку - семтекс. Из нее можно было слепить оправу очков или зажигалку. Такого количества взрывчатки было достаточно, чтобы уничтожить пассажирский лайнер. Но только в 1991-ом году чехов убедили в том, что в семтекс необходимо добавлять высоколетучее вещество. На этот запах натренировали собак и настроили газоанализаторы в аэропортах. Такие добавки появились и в других взрывчатых веществах. Это наконец позволило США отслеживать нелегальные продажи заводской и военной взрывчатки по всему миру. Казалось, что самолетам больше ничего угрожать уже не может...

А-321 взорвали «чистой бомбой»?

Лишившись готовой взрывчатки, террористы стали синтезировать ее в домашних условиях. Вы наверняка знаете, как выглядят пластиковые контейнеры для контактных линз: два отдела этого контейнера наполнены жидкостью. К нему прилагается еще небольшой флакончик. Именно с таким набором 11 сентября 1994 года (ровно через 7 лет будут взорваны башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке) на борт авиакомпании Philippine Airlines зашел террорист Аль- Каиды, выходец из Ирака Рамзи Юзеф. Он сразу направился в туалет, где добавил во флакончик жидкости из контейнера. Затем занял свое место и спрятал бомбу с таймером под сидение, под которым проходит топливопровод. Заложив бомбу, террорист отказался от полета и сошел с трапа.

Взрыв случился через несколько часов в воздухе. Сидевшего рядом с местом Юзефа 24-летнего японца перерезало пополам алюминиевой обшивкой полового покрытия, а ряд пассажиров получили ранения и контузии. Фюзеляж самолета раздуло в стороны, но он выдержал. Тогда эксперты заявили, что на борту самолета была взорвана первая химически "чистая" от взрывчатых веществ бомба.

Это был не первый теракт Юзефа, который он выполнял по заданию Аль-Каиды. 26 февраля 1993 года он взорвал 680 килограммов жидкой взрывчатки в грузовике, который оставил в подземном гараже одной из башен Всемирного торгового центра. Террористы планировали одну башню завалить на другую. Но башня устояла. Взрыв унес жизни шести человек, но во время паники и давки ранения получили более тысячи американцев. В 1995 году Юзефа арестовали спецслужбы во время подготовки очередного теракта. На допросах террорист рассказал, что вынашивал амбициозные планы: хотел взорвать над Атлантикой жидкими бомбами дюжину самолетов и даже Папу Римского. Судья дал ему два пожизненных срока - 240 лет. Но уже 11 сентября 2001 года башни Всемирного торгового центра будут уничтожены по плану, который разработал для террористов дядя Юзефа по материнской линии.

На месте падения самолета Ту-154 в поселке Каменск-Шахтинский в 138 км от Ростова-на-Дону, потерпевшего катастрофу 24 августа 2004 года

На месте падения самолета Ту-154 в поселке Каменск-Шахтинский в 138 км от Ростова-на-Дону, потерпевшего катастрофу 24 августа 2004 года

Фото: РИА Новости

От террористов нет спасения? По международным правилам в багаже можно провозить любую жидкость.

- Но теоретически любые две бутылки или пакета с жидкостями в чемодане могут оказаться "чистой бомбой" из чистящих средств, - пояснил "Комсомолке" источник близкий к следствию. - Никакие технические досмотры не могут на 100 процентов гарантировать, что на вид пустой новый чемодан не накачан каким-нибудь горючим газом. Не запрещается перевозить в багаже перекись водорода, пищевые консерванты, жидкости для снятия лака, моющие средства и еще сотни веществ, которыми мы пользуемся в ежедневном быту. На них не реагируют металлоискатели, рентгены и газоанализаторы, но из них тоже делают бомбы.

- Каким образом они могли привести в действие жидкую взрывчатку?

- Это не обязательно должны быть "таймеры" с проводками, это могут быть пакеты, которые теряют герметичность через какое-то время. Жидкости из них попадают в одну среду и взрываются, - отметил "Комсомолке" эксперт.

Кстати, в состав бомб Юзефа входила мочевина, бумага и чистящие средства. Состав мог быть иным: прежде чем начать убивать, Юзеф несколько лет прилежно учился в Оксфордском колледже и в исследовательском Институте Суонси в Уэльсе.

- Сколько таких студентов из Аль-Каиды уже получили подготовку в технических вузах Великобритании, и стоит ли удивляться тому, что в переговорах злорадствующих террористов спецслужбы расслышали британский акцент?

- Нахожусь сейчас на Ближнем Востоке, на Международном авиасалоне в Дубае, - ответил "Комсомолке" Игорь Коротченко. - Мы тут будем говорить о том, что необходимо восстановить прерванную из-за западных санкций координацию и сотрудничество между спецслужбами стран в области борьбы с террористами "Исламского государства". Альтернативы нет.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Черный ящик» не высветил истину

Расшифровка первого бортового самописца не выявила каких-то проблем на борту до момента прекращения записи

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что специалисты завершили расшифровку данных параметрического самописца «Аэробуса». Однако близкие к следствию источники сообщили «Комсомолке», что это не помогло прояснить картину трагедии. (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Небо над Россией не упало

Андрей БАРАНОВ

Вряд ли стоит говорить о коллапсе нашей авиации, ровняя под одну гребенку разные авиакатастрофы

Да, так трагически совпало, что за несколько дней три трагедии самолетов в разных широтах, так или иначе связанных с нашей страной, унесли жизни многих людей: крушение «Аэробуса» компании «Когалымавиа» над Синаем (224 погибших), падение транспортника АН-12 в Южном Судане (общее число жертв на борту и на земле - 36 человек), катастрофа легкомоторной «Сессны» в Крыму (погибло четверо). «Самолетопад!», «Российская авиация в штопоре!» - зашлись в истошном крике некоторые завсегдатаи социальных сетей. (подробности)

ПРОЕКТ ПАМЯТИ

Экипаж и пассажиры рейса «Когалымавиа»: Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии