В Петербурге просто невероятное количество уникальных, да и просто красивых зданий. Сотни и даже тысячи из них – памятники архитектуры.
Откуда в Петербурге так много роскошных зданий и особняков? Все началось еще в конце 19 века. Тогда население города начало быстро расти. Людям нужно было где-то жить. Началось строительство доходных домов «под жильцов»— с квартирами внаем. Застройка шла нарастающими темпами, охватывая все новые и новые районы, и в конце концов сложился тот самый стиль города, который мы имеем сейчас.
А дворы-колодцы? Они тоже появились из-за того, что людей в городе становилось все больше. Предприимчивые дельцы скупали участки, занятые особняками, и вместо одного добротного дома появлялось несколько многоэтажек, стоящих "плечом к плечу". Стоя в таком дворе, сразу понимаешь, откуда прозвище "колодец" - кусочек неба где-то вверху выглядит так, будто ты стоишь как раз на дне колодца.
Там много доходных домов и дворов-колодцев не встретить ни в одном городе. Это своеобразный символ Санкт-Петербурга, музей под открытым небом, способный показать таинственный и неповторимый дух города. Высокие и узкие, восьмигранные, круглые, треугольные, с причудливыми башенками и сложной нумерацией. Прогуляемся?
ДОМ-КОЛЬЦО КУПЦОВ УСТИНОВЫХ
В первой половине XIX века перед архитектором Шарлеманем поставили непростую задачу - построить дом внутри уже имеющегося двора так, чтобы света хватало всем близлежащим постройкам. Первое, что пришло на ум - сделать дом без углов. Так в одном из дворов по набережной реки Фонтанки вырос совершенно круглый дом № 92. Внутри дома есть небольшой круглый дворик, так что детище Шарлеманя в стиле классицизм – самый настоящий жилой колодец.
Неизвестно, кто построил основной корпус, но он тоже сам по себе полукруглый и выходит на Семеновскую площадь. Вход во двор закрыт, поэтому желающим попасть туда придется заручиться поддержкой жильцов, или просто ждать, пока кто-нибудь не выйдет.
Адрес: Набережная реки Фонтанки, 92
ВОСЬМИУГОЛЬНЫЙ ДОМ
Еще один далеко не прямоугольный двор колодец. Стены этого причудливого розового дома не имею прямых углов. С виду это абсолютно обычный двор, но стоит лишь поднять голову вверх, и замечаешь что небо обрамляет восьмиугольный багет из карнизов. Подобная форма — вовсе не причуда архитектора. Двор восьмиугольной формы появился на Петроградской стороне во времена подорожания земли и увеличения плотности застройки. Чтобы как-то скрасить ощущение бастиона, местные жители зачем-то установили маленькое чугунное дерево в самом центре.
Адрес: Малый проспект П.С., 1Б
ДОХОДНЫЙ ДОМ ЮЛИАНА БАКА
Архитектор Гришович в 1905 году построил для Юлиана Бака шикарный жилой дом, который неплохо сохранился и дожил до наших дней. Поскольку квартиры на лицевой части дома стоили дороже, чем скрытые в недрах подворотен, предприимчивые хозяева решили построить прямые проходы от парадного входа к внутренним помещениям. В итоге во дворе появились крытые галереи на уровне второго и пятого этажей. Они соединяют лицевую и заднюю части необычного строения. Причем попасть во вторую часть можно только через них.
В квартирах, состоящих минимум из 10 комнат, селились сливки высшего общества. Потом гигантские квартиры стали коммуналками-муравейниками
Еще одна уникальная особенность дома: квартиры с внутренней стороны дома одни из немногих в центре, где есть полноценные большие балконы. Кроме того, к зданию примыкает еще один двор-колодец, одна из сторон которого – практически глухая стена. Это один из самых узких «колодцев» в Петербурге.
Адрес: Кирочная улица, 24.
ДОМ-СТЕНА
Еще один необычный дом, построенный в 1909 году по проекту архитектора Кварта. Раньше использовался как доходный дом, однако сейчас в нем обустроили обычные квартиры. Необычность этого дома заключается в том, что с определенной стороны кажется, что толщина этого здания – всего метра полтора, но все это – оптическая иллюзия. Похожий «плоский» дом стоит на углу Дворцовой площади со стороны реки Мойки.
Адрес: Боровая улица, 21.
ДОМ НА КОЛОКОЛЬНОЙ УЛИЦЕ
Красивый дом, построенный в 1900 году по проекту архитектора Никонова, необычен тем, что украшен совсем не по-питерски. Такой декор скорее напоминает русскую народную сказку: расписные ставни и окна, башенки и изразцовые ширинки, узорчатые кокошники на фасаде. После пожара этот «сказочный замок» был отреставрирован.
Здание выполнено в так называемом неорусском стиле с использованием майолики. Майолика – это мозаика из обожженной глины, которая покрыта расписной глазурью. Архитектор Никонов, что создал этот образ, также работал и над культовыми религиозными зданиями города. Например, Иоанновский монастырь на набережной реки Карповки.
Адрес: Колокольная улица, 11.
ДОМ ГОРОДСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Здание еще известно как Городской дом. Необычность сооружения, построенного в 1906 году, заметна сразу: здание сильно выделяется от окружающих. Удивительный лепной декор поражает, а сверху здание украшают фигуры грифонов и химер, небольшие башенки. Городской дом выполнен в смешанном стиле, отдельные элементы фасада относят к модерну, псевдоготике и другим стилистическим направлениям
Здание занимает два участка, этим объясняется двойной номер дома. В настоящее время здесь размещаются офисы разных организаций и городские учреждения
Адрес: Вознесенский проспект, 57\55.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ДОМ НА РУБЕНШТЕЙНА
Творческий дом по проекту архитектора Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее - коммунистический рай в обобществлении быта: в эпоху построения нового общества одобрялась идеология, что быт должен быть максимально простым и, по возможности, общим.
В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил неофициальное название "Слеза социализма".
Семейные пары могли уединиться лишь в небольших спаленках на две койки, причем звукоизоляция отсутствовала напрочь. Но жители дома не отчаивались - с помощью примусов начали готовить на подоконниках. Впрочем, позже была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.
Адрес: улица Рубинштейна, 7.
НАРОДНАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ
Народный дом на Прилукской улице Петербурга получил необычайно широкую популярность в начале ХХ столетия. Если верить историкам, в те годы его посетило более двух миллионов человек, что сделало здание самым посещаемым на тот момент в России.
Высоко над крышами окружающих домов возвышается узкая колонна, заканчивающаяся уже небольшой башенкой с куполом и смотровой площадкой. Это первая в Петербурге "народная обсерватория". Она создавалась для просвещения и пропаганды астрономии среди простого народа, поэтому так и названа. Здесь же были открыты музей и библиотека.
В здании располагались десятки учебных классов и мастерских, в которых обучались дети и подростки, находившиеся на полном пансионе до достижения 17-летия.
Адрес: ул. Прилукская, 24
ДОМ-УТЮГ
Таких домов в центре несколько. Как известно, Петербург - город островной, разделенный на части реками и каналами, а реки не текут по прямой. Но извилистые дома строить неудобно, зато на стыке улиц с набережными, или просто двух улиц, одна из которых ориентирована на расположение реки, появляются дома с заостренными торцами. В народе их называют «дом-утюг». Иногда такая форма домов получается из-за остроугольных участков, которые были отведены под строительство.
Удобно ориентироваться в городе, где все улицы расположены друг к другу под прямыми углами. Но, увы, даже в самом четко спланированном населенном пункте особенности ландшафта вносят свои коррективы.
Один из таких «утюгов» стоит между Таврической улицей и Суворовским проспектом. Еще два похожих дома-утюга стоят в самом конце Садовой улицы.
Адрес: Таврическая улица, 1.