Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество28 апреля 2016 22:00

Электронный журнал не позволит перегружать школьников

В Минобрнауки создают единые требования к системе дневников и журналов
Минобрнауки объявило конкурс на создание пакета требований к электронным дневникам

Минобрнауки объявило конкурс на создание пакета требований к электронным дневникам

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

При словах "новый электронный дневник" учителя начинают морщиться, а родителей пробивает нервный тик. В столице до сих пор помнят эпопею с переводом школ на единую городскую систему: в первые дни электронные дневники выдали столько ошибок, что разгребали потом месяцами. Да и в регионах – а каждый выбирал себе систему на основе собственных представлений о прекрасном в цифровом мире - не все гладко.

- Я как-то раз за полчаса получила больше 50 смс о том, что мой ребенок пришел в школу, - приводит пример мама третьеклассницы Алина. – А потом смотрю - в электронном журнале у него запись о прогуле.

- А у нас постоянно проблемы с домашним заданием, - жалуется другая родительница, Екатерина. - Учитель выставляет домашнее задание сразу после урока, но в системе оно появляется после 21 вечера. Привыкли уже, дети все в тетрадках ручкой записывают, но все равно как на иголках — вдруг под вечер еще что-нибудь свалится?

- У нас как-то раз все оценки превратились в девятки, - вспоминает еще одна мама, Ольга. - Хотя учимся мы по пятибалльной шкале!

В результате многие учителя для подстраховки ведут еще и бумажный журнал, по старинке. И ведь их не упрекнешь в излишней графомании - после нескольких сбоев, когда из электронных журналов исчезали все оценки, именно эти учительские тетрадочки помогали восстановить все, как было. Но получилось, что вместо облегчения педагоги делают двойную работу. Разгрузили учителей, нечего сказать…

ДНЕВНИК — ДЛЯ ШКОЛЬНИКА, А НЕ ДЛЯ ПРОГРАММИСТА

И вот Минобрнауки думало-думало и решило, наконец, взять ситуацию под контроль. Ведомство объявило конкурс на создание пакета требований к электронным дневникам. И обещает, что уже с нового учебного года бумажные журналы можно будет сдать в архив потому что электронные наконец доработают.

Дело обычно выполняется в намеченные сроки, когда в нем есть личная заинтересованность. Михаил Попов, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки на себе испытал нынешние журналы.

- Мой ребенок как раз пошел в пятый класс, когда их школа начала внедрять электронный журнал, - рассказывает он. – Например, оценки появлялись не каждый день, а в конце недели. Домашнее задание приходилось ждать до позднего вечера. Кое-что потом исправили. Но даже после доработки, я считаю, электронная система содержит много системных ошибок.

Сейчас министерство опрашивает учителей и родителей из разных регионов, чем им нравится система электронных журналов/дневников, а что не нравится. На основании этих мнений будут сформулированы общие требования.

- Большинство электронных журналов разрабатывались программистами, исходя из их собственных представлений как все должно быть, - поясняет Михаил Сергеевич. - Мы же хотим определить необходимый минимум требований, который сделает работу с электронными системами удобной для родителей и учителей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - ПО КВОТАМ

В списке требований к дневникам будет два раздела — обязательный и рекомендательный. В обязательный попадает все то, что нужно для работы (учителей) и учебы (понятно кого).

- Мы бы хотели, например, чтобы система сама рассчитывала объем домашних заданий, - приводит пример Михаил Попов. - Например, сколько времени уйдет у ребенка на решение задач по математике. И если это время превышает норматив, то система уже не позволит другому учителю дать большое задание в этот же день.

Нужны ли такие ограничения — вопрос, конечно, спорный. Ведь ничто не мешает учителю проигнорировать электронный дневник и по старинке продиктовать домашнее задание на уроке. Однако то, что нагрузку на детей явно стоит снижать, сомнению не подлежит.

- Я думаю, такое ограничение приведет к тому, что учителя начнут больше общаться между собой, - считает Михаил Сергеевич. - Они начнут договариваться: сегодня ты даешь большое домашнее задание, а завтра я.

Кроме требований к электронным дневникам, есть и пожелания. Например, чтобы для детей и взрослых были созданы отдельные интерфейсы. Тогда ребенок не будет видеть переписку мамы с учителем, а комментарии одноклассников не будут мозолить глаза родителям.

- Мы не можем обязать частные компании соблюдать эти требования. Однако, у школы будет некий стандарт, на который она сможет ориентироваться. - подытоживает Михаил Попов. – Важно, что не будет создаваться новый «единый» журнал и дневник. Мы дадим единые требования, которые они должны соблюдать, чтобы родителям и учителям было просто и удобно работать.

В ИТОГЕ

Сейчас электронные дневники уже в школах 90 процентов школ станы. Переводить их все и сразу на новые требования Минобрнауки не планирует. К сентябрю 2016 года в ведомстве планируют запустить пилотный проект, в котором примут участие лишь несколько образовательных организаций. Если все рекомендации министерства окажутся удобными и важными школу смогут обновить свои журналы в соответствие с новыми условиями.

- Еще одно важное требование, которое мы предъявляем к системе — это безопасность информации, - говорит Михаил Сергеевич. - Дело в том, что в электронных журналах собрано много информации о ребенке — как он учится, когда приходит в школу и даже что ест на обед в школьной столовой. Мы же планируем, что в них будет заносится информация о неформальном образовании — какие кружки и секции посещает ребенок, как у него там успехи, расписание этих занятий. Это требует хорошо организованную систему защиты данных.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Антон Молев, председатель комиссии по образованию Мосгордумы, научный руководитель лицея Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

- С момента запуска Московского регистра качества образования (МРКО) — а это и есть единая городская система электронных журналов - прошло почти два учебных года. Сейчас все работает стабильно.

Надо оценивать эту систему не только с точки зрения удобства пользователей, родителей и учителей, но еще с точки зрения мониторинга систем управления. МРКО — это не просто электронный журнал или дневник, эта система интегрирована во все цифровые системы управления городам. Она связана и с облачной бухгалтерией, и с кадрами, и позволяет решать огромное количество управленческих задач.

Но есть и зона развития. Сейчас в Москве идет эксперимент по внедрению в эту систему новых опций, в котором участвует около 30 школ. Среди них возможность подгрузить задания разной сложности, фиксация рейтинговых механизмов, разный уровень оценивания...

Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно»:

- Для большинства современных родителей бумажные носители – журналы, дневники уже анахронизм. Электронная среда – это естественный элемент современного образовательного процесса.

К сожалению, сегодня еще достаточно школ, где, наряду с электронными журналами параллельно заполняются и их бумажные предшественники. Страхуются от неведомых случайностей. Новые опции позволят учителю перешагивать не только за рамки школярских ограничений, но и учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности ребенка. Это же здорово, когда ребенок получает персональное задание, рассчитанное именно на его способности, гиперссылки вспомогательные материалы.

Ну а система в целом приобретет то, что ей дается с трудом – прозрачность.