Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics

Михаил Хазин: Мир разделится на валютные зоны

Известный экономист рассказал Радио «Комсомольская правда», когда закончится экономический кризис и отменят санкции [аудио]
Экономист Михаил Хазин

Экономист Михаил Хазин

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Алексеев:

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире Вадим Алексеев и наш гость – экономист Михаил Хазин. А когда общаешься с таким экспертом, безусловно, напрашивается вопрос о финансовом кризисе. Когда же он, надоедливый, закончится?

Хазин:

- Долго еще будет продолжаться. Теоретически мы можем перейти к состоянию устойчивого экономического роста, но для этого надо полностью убрать команду Гайдара-Чубайса из правительства, из Центрального банка. Этот процесс очень длительный, сложный, потому что они так просто власть не отдадут.

Алексеев:

- А если коснуться смежного вопроса – санкций, то к ним у собеседника, похоже, отношение скептическое.

Хазин:

- Вы знаете, я все-таки советский человек, воспитанный на стихах Маяковского. У советских собственная гордость, и я вовсе не испытываю, как члены нашего правительства, множественный оргазм оттого, что какие-то представители западных стран смотрят на них ласково. Более того, когда на меня представители западных стран смотрят ласково, я сразу же подозреваю какой-то подвох. Как говорил один мой знакомый, бывший член Верховного Совета, когда мимо него проходили представители гайдаровского правительства по коридорам Белого дома: когда они проходят мимо меня, я инстинктивно хватаюсь за кошелек.

Алексеев:

- Михаил Леонидович уже много лет прогнозирует разделение мира на валютные зоны. И если это произойдет, то с крупнейшими державами, надо полагать, объединятся финансовые союзники.

Хазин:

- Главный источник развития на протяжении с 44-го года для западной части мира, с 91-го года для всего мира – это эмиссия доллара. В 14-м году эмиссию доллара остановили. Мировая финансовая система взвыла, но отношения между мировой финансовой системой и Соединенными Штатами Америки сложные после дела Стросс-Кана. Она начала пытаться раскулачить тех, кого удается раскулачить. Получила команду Набиуллина, устроила девальвацию. В результате мы потеряли около 200 миллиардов долларов. Кризис в Китае – Китай потерял около триллиона долларов. Сейчас началась атака на Лондон. Что лондонский референдум так завершился? Они поняли, что их тоже будут раскулачивать. Их раскулачить на 2-3 триллиона, которые хранились в английских оффшорах. Больше денег нет. То есть через пару лет все это начнет накрываться. Вопрос: источник какой?

Когда я говорю о разделении мира на валютные зоны, то я под этим… Мы еще 15 лет назад объясняли, что эмиссия доллара перестанет быть источником. Значит, единственная альтернатива – это эмиссия региональных валют. Поскольку Китай с нами своей эмиссией делиться не будет, мы должны заниматься эмиссией своей валюты. Вопрос – а кто войдет в нашу зону? Тут начинаются вопросы. Турция войдет или не войдет? Мы видим, что Турцию обстоятельства загоняют к нам. Потому что больше ей не с кем. Япония к нам войдет или не к нам войдет? Теоретически у нее есть три варианта. Либо она останется с Соединенными Штатами Америки, во что я не верю, потому что США японские товары покупать не будут. Либо она войдет в сферу китайскую. Тоже не верю, потому что китайцы не забудут. Либо к нам. Поэтому я свою дочь, которая учит японский язык, в этом деле поощряю. Я считаю, что с Японией у нас отношения будут в ближайшие годы резко улучшаться. И аналогичная история будет с Кореей.

В рамках единой азиатской валюты я такой механики не вижу. Поэтому я считаю, что будут валютные зоны. Пока у меня какие зоны складываются? Зона евро, зона рубля, зона юаня, зона доллара, может быть, сейчас англичане попытаются сделать зону фунта с исламскими, арабскими странами, с суннитами. Поэтому, кстати, англичане в части давления на Турцию стали нашими союзниками, потому что им не нужна Турция как их конкурент в арабском мире. Поэтому они будут Турцию к нам толкать. По этой причине все эти тенденции, которые сегодня происходят, в ту концепцию, которую я описываю, укладываются, что меня радует.

Алексеев:

- Где финансы, там и политика. По мнению Михаила Хазина, депутаты Государственной Думы постоянно промышляют тем, что продвигают законопроекты крупных корпораций и иностранных агентов.

Хазин:

- Любая законотворческая деятельность должна иметь некоторую цель и некоторых бенефициаров. И при этом она, вообще говоря, довольно дорого стоит. Вся трансформация Госдумы… Я в 93-95-м годах довольно часто там бывал, я хорошо помню, как она была устроена. В силу понятных обстоятельств и сейчас я за этим внимательно слежу. С тех пор она очень сильно изменилась вот в какую сторону. Возможность самостоятельной законотворческой работы депутатов была полностью ликвидирована. Депутат сам писать законы не может, потому что ни его ресурсов, которые он официально получает, ни ресурсов, которые он может контролировать внутри Госдумы, то есть свои помощники, аппарат комитета и аппарат Госдумы он использовать уже не может, и, собственно, они этим не занимаются. В прежние времена аппарат Госдумы, а еще больше аппараты комитетов активно депутатам помогали. Сегодня этого нет. И в результате депутат написать законопроект не может в принципе. Поскольку законопроекты все-таки появляются, значит, их кто-то пишет. Если их кто-то пишет, кто-то за это платит. Кто платит? Платят крупные лоббисты, которые их двигают по наиболее распространенным каналам. Какие это каналы? Это Высшая школа экономики, это Институт Гайдара, это Академия народного хозяйства. То есть это либеральные центры, для которых это бизнес. То есть они получают большие деньги либо за то, что пишут законы под заказчика, либо продвигают законы, которые им заказчик вменяет. Значит, это либо крупные корпорации, либо, не побоюсь этого слова, иностранные агенты, в том числе коммерческие. А мы потом удивляемся, откуда у нас лезет ювенальная юстиция в законы.

Дальше это все попадает в Госдуму, а в Госдуме у каждого закона есть свой лоббист, который получает какой-то процент от тех денег, которые были направлены, за то, что этот закон будет принят.

Алексеев:

- Давайте коснемся свежего думского примера. Закон, который окрестили законом о шлепках, законом о запрете воспитания. Речь о норме, которая категорично запрещает родителям любое применение физических наказаний. Хазину явно не по душе решение такого вопроса в Думе.

Хазин:

- Мы видим, как там с пеной у рта господин Крашенинников продвигает закон, который фактически ограничивает права родителей по воспитанию ребенка. Более того, поскольку мы понимаем, как устроено у нас правоприменение, когда ты приходишь в какой-нибудь дом и видишь, что есть очень приличная, но не очень богатая семья, а у них двое хороших детей, скажем, 3 и 5 лет. И возникает идея: а не продать ли этих детей каким-нибудь педофилам. Нет вопросов. Находится два соседа-алкоголика, каждому дается по 2 тысячи рублей, и они оба пишут бумагу, что они видели, как родители этим детям давали подзатыльники за то, что те, например, взяли в руки окурок, которые они увидели на лестнице. Дальше приезжает ОМОН, детей отбирают в детский дом. Родителей по уже принятому закону лишают возможности опекать детей, поэтому они не могут обратиться публично за помощью, потому что обращение за помощью к детям, для которых ты не являешься опекуном, уже преступление. Если они все-таки пытаются это делать, их сажают в тюрьму, а детей быстренько лишают родительских прав и продают. Вот это то, к чему мы идем. Для того чтобы провести такую операцию сегодня, уже не нужно ничего. Дума соответствующий закон уже приняла.

Алексеев:

- Еще одна важная тема. Важная, пожалуй, для всего мира. Предстоящие выборы президента Соединенных Штатов Америки. Рассмотрим их в контексте новейшей истории.

Хазин:

- Два года назад я был в Соединенных Штатах Америки на возобновленной Дартмутской конференции. 4 ноября 14-го года там были промежуточные выборы. И там есть две силы. Условно говоря, одни хотят спасать мировую финансовую систему за счет экономики США либо же спасать экономику США за счет мировой финансовой системы. Эти силы, безусловно, выдвинут своих кандидатов на выборах 16-го года. Вот они и выдвинули. Собственно, я думал вначале, что у изоляционистов, которые хотят спасать экономику США ценой разрушения мировой финансовой системы, будет Рэнд Пол, но, видимо, не только я так решил, поэтому Рэнда Пола истребили. Вместо него мы видим Дональда Трампа. Ну а с той стороны, как понятно, Хиллари Клинтон. Я напомню, что ее муж был тот самый человек, который здесь ставил нашу коррупционно-приватизационную элиту. А его министр финансов Ларри Саммерс… Мы не проверяли, но злые языки говорят, что лично Анатолий Борисович Чубайс ему лично возил чемоданы с кэшем в правительственном самолете, чтобы он поддерживал команду Гайдара-Чубайса в деле разрушения российской государственности. Ну, например, увольнение Поливанова. Напомню, Поливанов это человек, которого назначили руководителем Госкомимущества после того как Чубайс ушел в правительство, который попытался разобраться, что же там реально происходит, и по требованию МВФ был уволен буквально через пару месяцев после своего назначения. То есть было сказано, что если он не будет уволен, то никаких траншей МВФ Россия не получит, Камдессю поставил ультиматум Ельцину. Это к вопросу о независимости России тех времен.

Понятно, что этот раскол до того монолитного контура либерального неминуемо приведет к существенным изменениям у нас, хотя бы потому, что по аналогии с 91-м годом, когда вместо Гриши Явлинского был назначен Гайдар главным реформатором, потому что Ельцину сказали, что Явлинский слишком тесно завязан на Буша, а следующим президентом будет Клинтон, поэтому найдите другого реформатора. Так и тут. Трамп не будет работать с людьми, которые поставлены его злейшим врагом Клинтоном. По этой причине его категорическое требование к Путину… Он готов распустить НАТО, он готов договариваться с Путиным, еще что-то, только, Владимир Владимирович, вы вот этих уберите, пожалуйста. Уберет, не уберет – отдельная тема. Но то, что такое предложение будет сделано, я практически убежден.