Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика1 сентября 2016 22:00

Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы: Эволюция, революции и войны

Сегодня 71 год со дня окончания Второй мировой
Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы. Фото: Наталья СЕЛИВЕРСТОВА/РИА Новости

Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы. Фото: Наталья СЕЛИВЕРСТОВА/РИА Новости

Лето закончилось, и в международной политике начинается новый сезон. В России, где идут предвыборные баталии, внешнеполитические темы тоже не сходят с повестки. Причина - в остающихся серьезных угрозах международной безопасности и экономике. При этом есть еще одна (и довольно старая) причина столь постоянного интереса наших граждан к событиям на внешней арене. Это сама история России, в которой слишком много страниц связано с внешним давлением и военной агрессией. По сути, она могла развиваться без оглядки на своих переменчивых и воинственных соседей только в короткие по меркам истории сроки.

Возьмем хотя бы новейшую историю. В течение одного лишь столетия нам пришлось принять на себя два самых страшных удара - как в Первую, так и во Вторую мировую войну, 71-я годовщина окончания которой наступила сегодня. Добавлю, что еще в прошлом веке мы находились под всякого рода санкциями (и, кстати, длились они десятилетиями). Наконец, это против нас и всегда неожиданно Запад затевал «холодные» войны, а наступавшие столь же внезапно «оттепели» были недолгими. Возможно поэтому и наши отцы и деды так живо интересовались «мировой закулисой», а ситуация внутри страны почти всегда была осложнена международным фактором.

«России всегда хватало сил открыть новую страницу в своей истории»

Предвижу здесь возражения скептиков: мол, разве мало у нас было мирных лет, чтобы не только восстановиться, но и вырваться вперед по всем основным показателям уровня жизни? Увы, мало. Ведь и «горячие», и «холодные» войны ведут к изменениям не в одной лишь экономике, но и в политике. К потерям во времени для развития национальной культуры и гражданского общества.

Так происходило не только у нас, но и везде, где череда военных конфликтов и идеологических интервенций приводила к серьезным спадам в экономике, к изменениям в культурной и общественной жизни (достаточно взглянуть на новейшую историю Ближнего Востока). А из-за таких потерь - к периоду новых исканий и шараханий из стороны в сторону. Если угодно - к перманентным политическим спорам о будущем и, как следствие, к частым поворотам курса и даже сменам власти.

Необходимость веками собирать силы для отражения внешних угроз, для снятия пропагандистского и финансового давления способна обескровить любую страну. Но России всегда хватало сил открыть новую страницу в своей истории, а в итоге - добиваться неожиданных для мира прорывов и подъемов. Однако в такие периоды Запад вновь затевал провокации, главной целью которых было лишить Россию возможности самостоятельно определять свою судьбу.

1945 год. Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Но едва одна война закончилась, началась другая - холодная.

1945 год. Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Но едва одна война закончилась, началась другая - холодная.

Фото: wikimedia.org

«Мечтая вплотную продвинуться к нашим границам, США продолжают перекраивать чужие»

Попытки не дать времени на эволюционное развитие, а лишь на резкие скачки или революционные эксперименты делаются сейчас в отношении многих стран. Как ни странно, даже таких естественных партнеров, как страны Евросоюза. Похоже, заокеанские планы абсолютного доминирования переросли в нездоровую, маниакальную идею. А хроника нынешнего двухлетнего конфликта вокруг Украины тоже показала: в одночасье сменить личину и выдать «белое за черное» Соединенным Штатам ничего не стоит. Постулат о невмешательстве во внутренние дела суверенных государств им давно не писан. Ни морали, ни уважения к международному праву здесь нет. О демократии и говорить не приходится.

Мы видим, что из-за террористической угрозы и роста миграционных проблем ряд государств Европы поспешили плотнее закрыть свои границы. А в других население даже жаждет выйти из интеграционных объединений, съедающих изрядную долю их национального суверенитета. И крайне серьезный урок всем преподал Brexit.

То есть необходимость «разрыва» с этой, во многом искусственной, связью внешнеполитических и внутренних процессов очевидна. Но мы уже знаем, что политика закрытых дверей или железных занавесов приводит лишь к большим откатам назад. А значит, при всей очевидности глобализации суверенным государствам нужно искать такие константы в своей экономике и политике, что могут гарантировать их будущее. Гарантировать - от запуска разрушительных механизмов извне.

Россия тем более должна обезопасить себя от реализации столь надоевших сценариев со стороны. Они уже перестали быть для нас загадкой. Кризисы в разных концах планеты возникают не сами по себе и зреют не в одночасье. Их можно и прогнозировать, и предупреждать, и перехватывать инициативу. И одновременно - всегда заботиться о внутренних условиях для собственного и эффективного социально-экономического развития.

Мы видим, что на Западе давно потеряли чувство меры. Мечтая вплотную продвинуться к нашим границам, Соединенные Штаты продолжают перекраивать чужие. Однако уже не всё решают только их деньги и контроль над НАТО. Сегодняшние настроения в Европе и мире поставили под сомнение американские планы по продвижению соглашения о трансатлантическом партнерстве. Скорее всего, общественный протест против них будет нарастать. Думаю, что и в самих Штатах тоже. Попытки «обстряпать дельце» кулуарно, спрятав от граждан и переговорный процесс, и его неоднозначные итоги, вызывают уже слишком много вопросов.

На этом фоне мы должны продолжать диалог с европейскими партнерами. И, конечно, укреплять связи как с традиционными, так и вновь приобретенными союзниками. Многое зависит и от нашей работы в международных организациях, включая общеевропейские структуры. Известно, что т. н. атлантические силы в них стали вести себя по-хозяйски. В результате целые организации уходят от своих первоначальных целей, перестают быть самостоятельными и уже напринимали множество одиозных антироссийских резолюций. Этому же служит насыщение международных аппаратов зависимыми от заокеанских сил людьми.

Ярчайший тому пример - это Парламентская ассамблея Совета Европы. Лишь коренная реформа этой структуры вернет ей нормальное развитие и не превратит окончательно в маргинальную площадку. Полное восстановление прав нашей делегации в ПАСЕ стало бы здесь первым признаком выздоровления.

«Диалог должен быть равноправным»

Мы настроены на конструктивный диалог и с Европой, и с американскими партнерами. Но это возможно лишь в случае, если он будет равноправным. И хотел бы особо подчеркнуть: мы не приветствуем тенденции к дезинтеграции ни в Европе, ни в мире, ибо риски здесь для всех огромны. Напротив, мы заинтересованы в большей стабильности наших зарубежных партнеров, будь то национальные государства или их объединения.

Наблюдая за их опытом и учитывая чужие ошибки, будем развивать нашу евразийскую интеграцию, вовлекать в нее и другие страны - члены СНГ. А уже скорое 25-летие Содружества может дать дополнительные аргументы, подтверждающие историческую неизбежность самых тесных, партнерских и взаимовыгодных связей на огромном пространстве нашего общего континента.