2016-09-23T01:50:12+03:00

Таксисты против агрегаторов. Кто прав?

Полиция предотвратила несанкционированную забастовку автоперевозчиков
Поделиться:
Комментарии: comments90
Мобильное приложение "Яндекс.Такси". Фото: Антон Новодережкин/ТАССМобильное приложение "Яндекс.Такси". Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Изменить размер текста:

Протестующие (по словам очевидцев, немногочисленные) собрались возле офиса «Яндекс» на улице Тимура Фрунзе. В основном, это водители, которые работают в системе «Яндекс.такси». Их не устраивает тарифная политика агрегатора*, который в очередной раз объявил о снижении цен.

Как сообщает ТАСС, в какой-то момент водители перекрыли проезжую часть. Но на месте работали сотрудники ГИБДД, они оперативно среагировали на ситуацию.

Мы решили посмотреть разобраться в ситуации и оценить реальный масштаб бедствия. Ведь, как ни крути, а ценовые войны таксистов отражаются в первую очередь на нас, пассажирах.

Итак, в столице выдано почти 50 тысяч лицензий на таксомоторные перевозки. Львиная доля авто работает с агрегаторами - «Яндекс», «Gettaxi», «Uber». В принципе, это удобно. Клиент через мобильное приложение вызывает машину и отслеживает ее прибытие. При заказе можно сразу выбрать тариф - эконом, комфорт или бизнес.

Казалось бы, все прозрачно. Но именно в тарифах скрываются подводные камни, о которых пассажир и не догадывается. Зато грамотный водитель сразу понимает, где он может потерять свою выгоду.

- Весной «Яндекс» ввел тариф «Экспресс», - объясняет ситуацию председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов. - Ставка - 99 рублей. Это значит, что если клиент вызывает авто, то к нему по тарифу «Экспресс» приезжает та машина, которая находится ближе остальных. Расстояние не более одного километра. Это было удобно. Но тут внезапно выяснилось, что «Экспресс» упразднен, а ставка 99 рублей перешла в тариф «Эконом», минималка которого раньше была выше.

- И что из этого следует?

- А то, что теперь водитель едет не один километр до клиента, как было предусмотрено тарифом «Экспресс», а 3-4-5 километров, чтобы провезти пассажира за 99 рублей. Затраты таксиста на бензин, амортизацию машины увеличиваются, а тариф дешевеет.

Председатель межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов уверен, что при нынешней политике агрегаторов ситуация будет только ухудшаться.

- Пользуясь практически монопольным положением на рынке, агрегаторы диктуют цены, - говорит Роман Круглов. - В итоге, доходы водителей падают. У них нет средств, чтобы своевременно обслуживать машины и содержать их в надлежащем состоянии. Вот и получается, что пока агрегаторы пытаются решить свои конкурентные проблемы, таксисты теряют в деньгах. Нужно срочно искать компромисс.

Мы обратились в «Яндекс-такси» с просьбой прокомментировать ситуацию.

- Действительно, с понедельника, 19 сентября, тарифы изменились, - ответили нам в пресс-службе. - Стоимость минимальной поездки во всех тарифах снизилась на 100 рублей. Эти изменения тщательно подготовлены, просчитаны и протестированы с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей. В частности, в течение предыдущих 5 месяцев в «Яндекс-Такси» в Москве работал тариф «Экспресс» с теми же условиями, что сейчас в новом «Экономе»: 99 рублей за первые 2 километра и далее по 9 рублей за километр и за минуту. Отличие было только в том, что «Экспресс» работал только в часы пониженного спроса, то есть днем и глубокой ночью. За эти 5 месяцев в системе в полтора раза увеличилось число коротких поездок длительностью до 5 минут, а также в полтора раза увеличилось число заказов на каждого водителя. Это значит, что водители успевали за смену сделать больше заказов, то есть их доход не уменьшился, а у некоторых даже увеличился. Кроме того, мы обсуждали новые условия с партнерскими таксопарками, а также с некоторыми водителями. Было много вопросов и обсуждений, и в итоге новые условия всех удовлетворили. Всех остальных водителей мы тоже предупредили о смене тарифов заранее. Что касается сообщений о забастовках - это обычная реакция на любые изменения, независимо от того, плохие они или хорошие.

* - мобильный сервис или диспетчерская служба, регулирующий работу такси.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дина ГОРЯЧЕВА, директор автономной некоммерческой организации «Международный Евразийский форум «ТАКСИ»:

- Все проблемы от того, что регулирование рынка такси в России - достаточно молодое. Да, в 2011 году был принят 69-й федеральный закон, один из разделов которого оговаривает основные принципы регулирования таксомоторных перевозок. Но тогда еще не было агрегаторов. И получилось, что кампании, которые оказывают услуги по приему и распределению заказов, оказались вне правового поля. При этом они снимают с себя ответственность за качество и безопасность перевозок – это четко прописано в соглашениях, которые заключают водители с такими компаниями. Они ведь просто оказывают информационную услугу. Примечательно, что это не только наша проблема. Забастовки таксистов периодически случаются в разных странах - от Южной Америки до Европы. И вопрос у всех один и тот же – вопрос ответственности. В общем, сейчас сложилась ситуация, когда надо всю эту деятельность законодательно урегулировать.

Подготовила Екатерина Осколкова.

ВОПРОС РЕБРОМ

Может ли власть регулировать цены?

- Рынок таксомоторных услуг в Москве очень конкурентен, у нас работают несколько агрегаторов такси, и мы уверены, что происходящее никак не отразится на пассажирах, - ответили нам в пресс-службе столичного департамента транспорта. - Правительство Москвы уделяет приоритетное внимание развитию таксомоторных перевозок и находится в постоянном диалоге с московским таксомоторным сообществом. Если компании не смогут найти решение, мы, разумеется пригласим их всех к себе, чтобы помочь найти выход из ситуации, но изменение тарифов – это вопрос тарифной политики компании «Яндекс».

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Наталья ВАРСЕГОВА

 
Читайте также