Премия Рунета-2020
Москва
+8°
Boom metrics
Общество28 ноября 2016 14:30

Откуда есть пошла «быстрая еда» на Руси

Очередной инвестор заявил о желании создать российскую федеральную сеть фастфуда

Бизнесмен Александр Лебедев планирует открыть в будущем году 50 кафе полезного питания с демократичной ценой и близким каждому россиянину названием «Петрушка». Идея не нова, история русского душой фастфуда насчитывает несколько подобных проектов. Некоторые из них, например, сеть «Едим дома!» кинематографистов Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, заглохли на стадии проекта. Другие, такие как проект крупного петербургского предпринимателя Евгения Пригожина «Блин! Дональт's», были успешно воплощены в жизнь и стали легендарными.

В будущем году в России может появиться сеть демократичных кафе здорового питания «Петрушка». Проект собирается запустить известный бизнесмен Александр Лебедев. Свое потенциальное детище инвестор называет «мини-культурной революцией в провинциальных городах». Заведения должны открыться в регионах, в столице «Петрушки» не будет.

Кафе рассчитаны на женщин и детей, миссией сети является не просто накормить голодных, но и создать культурное пространство для встреч, просветить клиентов о пользе здорового питания. На страже правильных гастрономических привычек будут стоять демонстрирующиеся в зале обучающие фильмы. С помощью кино Лебедев планирует, очевидно, и бороться с конкурентами: запланированы трансляции роликов о вреде зарубежного фастфуда.

Быстрая еда по-русски

В России у фастфуда был свой путь, и еще в советские времена столовые, предлагающие комплексный обед, соседствовали с пирожковыми и чебуречными, в которых нередко места были стоячими – аналогичный принцип неудобства использует McDonald’s, чтобы посетители быстрее доедали свой обед и освобождали место для следующих клиентов.

Среди успешных отечественных проектор ресторанов быстрого питания можно назвать три, все они успешно преодолели кризисные времена. В разгар дефолта в августе 1998 года в столице открылась первая «Крошка-картошка», предлагающая картофель с добавками – блюдом, подсмотренным создателями Андреем Ковальчуком и Виталием Науменко у турецких поваров. Идея сети «Теремок», специализирующаяся на традиционных русских блинах, была навеяна вовсе не отечественной кухней. Ее создатель Михаил Гончаров вдохновился успешной работой киосков по продаже крепов с начинками в Париже и Лондоне. В 1999 году первый киоск был открыт в Москве. Сейчас сеть объединяет более 240 точек в трех форматах – киоски, рестораны, стойки на фудкортах.

Начало 2000-х стало знаковым для петербургских рестораторов. В 2001 году в Северной столице открылось первое заведение сети «Чайная ложка», поставившее своей целью обеспечить средний чек ниже, чем в McDonald’s, авторства Бориса Крупкина и Михаила Августина. В 2002 году свою сеть «Блин! Дональт's» открыл бизнесмен Евгений Пригожин. К тому времени его имя уже было известно благодаря нескольким успешным ресторанам элитного сегмента, а также реализации девелоперских проектов. Сеть позиционировала себя как «ответ Западу» и «русский народный фастфуд», благодаря чему стала легендой. В одной из соцсетей до сих пор существует одноименная группа с описанием «Его больше нет, но мы-то остались. Вспомним старые-добрые?» На открытии самого большого ресторана сети «Блин! Дональт’s» на Светлановском проспекте присутствовал даже посетивший Петербург в рамках официального визита президент Чили Рикардо Лагос. Ассортимент кафе был богатым, а названия блюд – запоминающимися. «Блин! Дональт's» благополучно пережил кризис 2009 года, однако впоследствии сеть была сокращена, последний ресторан закрылся в 2012 году. Компания Пригожина «Конкорд» вновь сосредоточилась на ресторанах высокого и среднего ценовых сегментов, а также начала развивать комбинаты питания в масштабах России.

Особняком стоит проект экс-мэра Москвы Юрия Лужкова «Русское бистро». Со своей идеей он опередил режиссеров Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского, так как при запуске проекта также рассчитывал на государственную финансовую поддержку и административный ресурс. «Русское бистро» финансировалось напрямую правительством столицы. Первое заведение открылось в 1995 году. В меню – традиционные русские пельмени, кулебяки, сбитень, медовуха. Сейчас сеть прекратила существовать. Идея сети «Едим дома!» Михалкова и Кончаловского была также основана на бюджетном финансировании, в котором кинематографистам отказали. Однако федеральные министерства по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича разрабатывают меры поддержки. Создатели также решили сменить противоречивое, но раскрученное благодаря жене Кончаловского Юлии Высоцкой название на «Едим как дома».

Предпринимались и попытки кальки отечественных сетей с зарубежных. Компания «Мегабургер» по оформлению и меню ощутимо напоминала McDonald’s, а «Ростикс» дублировал KFC. Последний в итоге был поглощен компанией-оригиналом.

Фастфуд и высокая кухня

Современные тенденции ресторанного бизнеса размывают границы между фастфудом и высокой кухней. Мишленовские рестораны включают в меню бургеры, а изысканные блюда повара облекают в удобную для поедания на ходу форму. Ориентация на здоровый образ жизни стимулирует инвесторов открывать рестораны быстрого питания, предлагающие полезные блюда.

Различные рейтинги и графики, оценивающие потребительские интересы, показывают, что народная любовь к «быстрой еде» неискоренима. Поэтому нельзя сказать, что будущее за фастфудом, но что будущее у фастфуда есть – это точно.