Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество3 августа 2017 13:30

Экспедиция «КП»: почему Калязин не превратился в Париж

Спецкоры "КП" Дмитрий Стешин и Виктор Гусейнов едут вниз по Волге на надувной лодке. Глава 9, в которой наши путешественники попадают на остров кладоискателей
Экспедиция "КП" добралась до одного из красивейших мест Тверской области - окрестностей города Калязина.

Экспедиция "КП" добралась до одного из красивейших мест Тверской области - окрестностей города Калязина.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Бегство из Баскервиль-холла

Ночь прошла тревожно – потерять в одночасье и по неизвестным причинам треть компьютерного оборудования экспедиции…Как? Стешин тревожно вертелся между простыней – ему снились неведомые мели и камни, с хрустом ломающие ногу мотора. Снились безнадежные блуждания экспедиции в притоках и разливах раздавшейся Волги, совершенно потерявшей свои коренные берега…Это была поганая ночь. Но солнышко разогнало всю нечисть и тоску. Планшет вдруг зарядился, а ноутбук, сам по себе, вышел из аварийного режима. Солнышко стряхнуло пелену наваждения, мы внимательно рассмотрели место где ночевали. Сказочный кукольный замок превратился в какой-то Баскервиль-холл. С ужасом и удивлением поняли, что мы здесь - единственные посетители. И что ценник на все - просто дьявольский: бутылка грузинской минералки 0,5 – 300 рублей! Плитка полопалась, дорожки много месяцев никто не подметал, штукатурка на фахтверке облезла, а головы лосей и кабанов затянуты пылью и паутиной. Мы чуть ли не на ходу попрыгали в лодку, и ушли не оглядываясь из этой временной петли, где по лесам валяются новенькие газеты, отпечатанные 70 лет назад. Слишком много за спиной осталось загадок. А непонятное и непознанное – унижает гордых путешественников.

Остров кладоискателей

До городка Калязин было часов пять крейсерского хода, и рыбаки дали нам интересную информацию. Мол, километрах в 20 от знаменитой затопленной колокольни, прямо на фарватере Волги есть место, которое называется «Остров Бориса Годунова».

- Там монастырь стоял, при Годунове, он туда ездил. Потом монастырь разрушили. Сейчас там кладоискатели ям накопали – золото ищут.

Рыбак ткнул в электронную карту крепким пальцем с обгрызенным ногтем:

- Вот туточки он, прям на фарватере. Найдете.

Разумеется, в реальности, мы этот остров искали много часов, и находился он очень далеко от указанной точки. И нашли мы его случайно: увидели на каком-то крошечном островке садовую беседку, но с православным крестиком на макушке. Рядом с островком торчал красный бакен. Все сошлось.

Остров Бориса Годунова на Волге.

Остров Бориса Годунова на Волге.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Беседка стояла на холме и из битого старинного кирпича, темно-охряного, почти кровавого цвета. Холм был перекопан ямами, из земли торчали кованые железяки – судя по всему, именно на них сработали металлоискатели охотников за сокровищами. На берегу уютной пристани стоял мангал и поверх него лежали шампуры – для неведомых путников, которые вздумают тут остановиться. И мы остановились, и тут же, навалилась на нас непонятная благость и умиротворение. Витя даже высказал робкую мысль:

- Может переночуем здесь?

Стешину тоже хотелось здесь остаться, но мы понимали, что эта точка для ночевки бессмысленна и поломает нам следующий ходовой день. И только Егор хотел салат «Цезарь», который из тушенки и макарон сделать почти невозможно.

На островке путешественников поджидала небольшая беседка с крестом.

На островке путешественников поджидала небольшая беседка с крестом.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Мы не нашли здесь никаких упоминаний о Борисе Годунове. Табличка, установленная на месте алтаря, гласила, что в 2011 году на этот островок зашел «Детский крестный ход» - посетил руины церкви Рождества Богородицы, поставленной в 1801 году. Опыт подсказывал, что храмы на таких «местах силы» ставят на более древних фундаментах. И в прошлые, неведомые церквушки, вполне мог захаживать и Борис Годунов.

Согласно надписи на табличке, крест был воздвигнут детским православным хором.

Согласно надписи на табличке, крест был воздвигнут детским православным хором.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Как только мы решили плыть дальше – начали готовить смесь из бензина и масла, грянул беспощадный ливень. Островок «не отпускал» нас. Мы бросились прятаться в беседку-часовню. Гусейнов свернулся калачиком на полу, как грешник, обессиленный жаркою молитвою. А мы с Егором, смотрели, как над Волгой разворачивалась битва света и тьмы. Хлестали молнии и дождь, солнце рвало в клочья свинцовые полотнища и в конце-концов победило...

Калязин

Мы заночевали в Калязине чуть ли не под антенной радиоастрономической обсерватории, которую посчитали заброшенной. Утром выяснилось, что антенна все-таки охранялась, и пока Стешин заговаривал сторожам зубы, Гусейнов запустил квадрокоптер, все отснял и мы запрыгнули в такси. Впрочем, конспирация была весьма условна – охрана антенны знала нашего таксиста по имени. А людям-вахтерам, из которых было не выдавить лишнего слова, мы на прощание заявили, что все прочтем в интернете. Действительно, в интернете было сказано, что калязинская обсерватория занимается вполне невинными «гражданскими» делами – ищет космический мусор, изучает пульсары и разные галактические и внегалактические объекты. Антенна сильно пострадала во время пожаров 2010 года, но к году 2017 ее удалось восстановить и обсерватория опять заработала.

Антенна радиоастрономической обсерватории.

Антенна радиоастрономической обсерватории.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Иногда вертится, зараза – говорил таксист Паша, накручивая баранку.

- Вроде стоит на месте, а потом раз – вывернулась по-другому. У меня знакомый подшипник поворотный на ней менял – год на это ушло! А вы были у нас, в Калязине?

Стешин ничего не ответил. В последний свой визит в Калязин, в 2010 году, его здесь слегка покусала немецкая овчарка. На «Яндекс.картах» было написано – «частная гостиница», а оказался – частный дом, куда корреспондент вломился без спроса. Про овчарку «Яндекс», конечно не знал… А приезжал Стешин в Калязин, по одному некрасивому дельцу. Местная администрация наняла толпу гастарбайтеров для ремонта какой-то школы. Поселила их в общежитии. Внезапно мигрантов стало не 50 человек, а 150. Стали приставать к женщинам на улицах, рвать серьги. В отделе ФМС, куда зашел Стешин, оказалась всего одна сотрудница, которая развела руками: «А что я могу?». Милиция созерцала.

Тогда собрались местные мужички…

- Вломили раз, вломили два – не поняли. Пошли к общаге и уже там глобально вломили – рассказывает нам Паша, который, судя по всему, тоже участвовал в этих мероприятиях. Мигрантов вывозили из города колонной автобусов, под охраной ОМОНа.

- А сейчас как?

- Сейчас все тихо-спокойно. Одни армяне остались. Они, правда, вместе с нами тогда были… Нормально сейчас.

«Нормально» - это самое точное слово про город Калязин, известный всему миру благодаря колокольне торчащей из воды. Асфальт есть. Его не много, но он имеется. Люди ходят ногами, свет в городе круглосуточно, радио – целый день играет! Есть еще музей Бабы-яги и три сорта местного нефильтрованного, хипстерского.

Колокольня Никольского собора в Калязине.

Колокольня Никольского собора в Калязине.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Памятник калязинскому святителю, Преподобному Макарию, стоит на пересечении улицы Ленина и улицы Карла Маркса.

Памятник калязинскому святителю, Преподобному Макарию, стоит на пересечении улицы Ленина и улицы Карла Маркса.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

На улочке, сбегающей к воде из которой и торчит главный туристический объект города, с благословения местных властей поставили десяток сувенирных лотков с магнитиками и спиннерами. Поставили и умыли руки. На киоски с кофе или фастфудом фантазии уже не хватило. Зато у нас ее было, хоть отбавляй:

- Есть спиннеры с колокольней? – строго спросил Гусейнов.

Развал с моднейшими игрушками - спиннерами.

Развал с моднейшими игрушками - спиннерами.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Продавец развел руками, но по желтому огню в его глазах, мы мгновенно поняли, что Витя сейчас подарил городу Калязин коммерческую идею на миллион рублей, минимум.

Туристические безделушки в основной своей массе посвящены главной достопримечательности этих мест.

Туристические безделушки в основной своей массе посвящены главной достопримечательности этих мест.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Потом мы постречали Алексея и Лену – жениха и невесту. Слова за слово – разговорились. Алексей помалкивал, но Лена, как говорится, «перехватила микрофон» и высказала федеральной прессе все, что наболело:

- Почему мы, Тверская область, такая несчастная? С приходом нового губернатора ничего не изменилось! Мусор не вывозят! Вообще никакого движения нет. Вот пересекаешь границу Ярославской области – до нее тут рукой подать, ну любо-дорого посмотреть во что Углич превратили! Париж!

Молодожены поделились мыслями о жизни в Тверской области.

Молодожены поделились мыслями о жизни в Тверской области.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В какой-то момент мы поняли, что срываем свадьбу. Жених маялся. Невеста, наоборот, раскраснелась в гневе и не собиралась останавливаться.

Городок Калязин расположен у места впадения в Волгу речки Жабни.

Городок Калязин расположен у места впадения в Волгу речки Жабни.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Мы торопливо попрощались с новобрачными. И спустились к воде. Там, на мелкой волне скучали лодочники. На их предложение «прокатиться на лодочке за пятьсот рублей» - мы с Витей ответили хохотом, у нас практически началась истерика. Нас бы побили, конечно, но мы успели все объяснить. Мужики уважительно осмотрели нас:

- Устали, видно по вам. А мы тут припухаем. Лето гнилое. Весь день сидим, ни одного туриста. Удачи вам. За нас поплавайте!

Уезжая из Калязина, мы все-таки нашли, то, что искали. В антикварной лавке, больше похожей на скупку металлолома, продавец вытащил из закромов крошечную арочную иконку, размером с ноготь большого пальца:

- Две тысячи рублей, шестнадцатый век.

На стертом образке стояли в рост два человечка – одного из них, по мнению разбирающегося в иконографии Стешина, звали Борис, а другого - Глеб. Кусочек истории этой древней земли все-таки уедет с нами, и возможно, дойдет до Хазарского моря. А пока, нас ждал город Углич, туристический «Париж».

Продолжение следует.

Примерное количество городов, которые корреспонденты "КП" планируют посетить по ходу экспедиции, и расстояния (в километрах) между ними по воде:

Тверь — 75 - Конаково — 40 - Дубна — 25 - Кимры — 125 — Углич — 115 — Рыбинск — 95 — Ярославль — 85 — Кострома — 310 — Нижний Новгород — 220 Козьмодемьянск — 50 — чебоксары — 145 — Казань — 225 — Ульяновск — 220 — Самара — 455 — Саратов — 400 — Волгоград — 400 — Астрахань

Хотите подсказать самые интересные точки по маршруту экспедиции? Или, может быть, встретиться с нашими репортерами? Позвать их в гости? Ребята ждут ваших звонков и сообщений по телефону и WhatsApp: +7-917-514-32-38

А также писем на почту steshin@kp.ru и сообщений в комментариях к постам в пабликах "КП" в "Фейсбуке" , "ВКонтакте" и "Одноклассниках".

Экспедиция "КП" "Вниз по матушке, по Волге" Глава 2 (читать Главу 1, Главу 2, Главу 3, Главу 4, Главу 5, Главу 6, Главу 7, Главу 8)

О том, для чего все это, о составе и маршруте экспедиции читайте здесь.