Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество22 сентября 2017 10:52

Первый российский нанокорабль спустили на воду в Петербурге

Корпус катамарана «Грифон» целиком выполнен из углепластика
Экспериментальное судно отправится в первый рейс 20 октября. Фото: пресс-служба "Роснано".

Экспериментальное судно отправится в первый рейс 20 октября. Фото: пресс-служба "Роснано".

Нанофлоту в России – быть! Об этом заявил глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс в рамках 10-го Петербургского международного инновационного форума.

Первой ласточкой нового флота стал катамаран «Грифон». Он не простой, а пластиковый. То есть – углепластиковый.

- Речь идет об абсолютно уникальной истории. Это пуск на воду первого, построенного в России, судна из углепластика, - заявил Анатолий Чубайс 20 сентября, когда «Грифон» представили публике.

По его словам, нанокомпозиты никогда прежде в отечественном судостроении не использовались.

Материал для экспериментального судна изготовлен в проектной компании «Прегпрег-СКМ» (дочка «Роснано» - прим. Ред.). А построили судно на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге.

- Катамаран был спроектирован специально для развозки туристов с больших круизных лайнеров, прибывающих в Морской порт Петербурга. Низкая надстройка позволяет ему проходить под мостами Невы в любое время суток, - сообщили в «Роснано».

Анатолий Чубайс уже успел прокатиться на экспериментальном катамаране. Фото: пресс-служба "Роснано".

Анатолий Чубайс уже успел прокатиться на экспериментальном катамаране. Фото: пресс-служба "Роснано".

Тем временем Чубайс пророчит миру технологическую революцию.

- Когда-то российское и мировое судостроение прошло великий технологический переход: от дерева к металлу. Сейчас на наших глазах начинается второй: от металла к нанокомпозитам, - заявил Анатолий Борисович.

По его словам, в ближайшие 5-7 лет новые гражданские суда в России начнут выпускать не из металла, а из углепластика.

Плюсов у композитных материалов много. Самый важный – в отличие от металла, углепластик не заржавеет. Он намного легче стали, что позволит увеличить грузоподъемность и скорость судов. Затраты на топливо сократятся.

Но все-таки углепластик пока – для судостроителей материал экспериментальный.

«Грифон» проходит последние испытания. 20 октября он должен совершить свой первый рейс – из Петергофа в Шлиссельбург.

Такие катамараны в скором будущем могут появиться на многих российских реках. Фото: пресс-служба "Роснано".

Такие катамараны в скором будущем могут появиться на многих российских реках. Фото: пресс-служба "Роснано".

СПРАВКА «КП»

Первый пассажирский катамаран проекта 23290 «Грифон» рассчитан на 150 пассажиров. Его длина – 25 метров, а ширина – целых 9 метров.

Максимальная скорость – 29.5 узлов, или около 55 километров в час. Дальность плавания – 1000 километров. Судно оснащено подводными крыльями – наподобие «Метеоров».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Новым российским наносудном уже заинтересовалась Куба. Как заявили в Средне-Невском судостроительном заводе, власти этой страны заказали четыре катамарана из углепластика, только двухпалубных и вместительностью 250 пассажиров каждый.

ОФИЦИАЛЬНО

- Применение композита в данном проекте позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30 процентов, усталостную прочность — на 50-200 процентов, - объясняют в пресс-службе «Роснано». - Кроме того, композитные корпуса значительно легче металлических, что позитивно сказывается на расходе энергии и потреблении топлива, и не подвержены коррозии. Благодаря использованию композитного материала достигается снижение веса на 10-30 процентов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Еще в советское время шли работы по созданию стеклопластика для судостроения, - рассказал «КП» бывший ведущий конструктор Северного проектно-конструкторского бюро Сергей Овсянников. – И вот теперь – углепластик. Во всем мире разрабатывается эта технология.

А в России, действительно, «Грифон» - первое такое судно. Надо сказать, что у стеклопластика было много минусов. По сути это ткань, пропитанная смолами. Очень вредное было производство. Углепластик в этом отношении – экологически чистый материал. Он безопасен и для рабочих, и для окружающей среды.

Кстати говоря, в СССР стеклопластик должен был стать материалов для тральщиков, которые вылавливают мины. Ведь металл обладает магнитными свойствами, поэтому и пытались сделать что-то неметаллическое. Так что современный углепластик, если он себя хорошо покажет, может в будущем использоваться и в военном флоте. А может, и на ледоколах – как знать? Нельзя сказать, что это прорыв – но технология перспективная.