Премия Рунета-2020
Москва
+14°
Boom metrics
Недвижимость20 апреля 2018 5:00

Концепция компактного города

Начиная с 1960-х годов в стратегии развития городов стали появляться такие понятия, как качество жизни, разнообразие и благоприятные для проживания территории
Николай ИВАНОВ

Тогда же американской журналисткой Джейн Джекобс была выдвинута идея о том, что города с многофункциональной застройкой и высокой плотностью представляют наиболее подходящий тип развития территорий. С 1980-х годов и с момента введения в обиход термина «устойчивость» концепция компактных городов получила широкое распространение во многих западных странах как результат применения принципов устойчивого развития. В этот период основное внимание уделяется целям сохранения окружающей среды и повышению качества жизни. Активно продвигаются идеи плотной застройки и смешанного использования территорий. Многие государства, такие как Великобритания, Голландия и другие, сделали принцип компактности основным элементом политики «устойчивого» развития, а в странах Северной Америки слово «компактность» стало синонимом «умного» роста, который включает в себя развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, широкое разнообразие типов застройки, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и увеличения инвестиций в развитие городских центров путем реновации и реконструкции зданий.

В 2000-е годы важность концепции компактных городов была признана множеством международных организаций: ОЭСР, ООН-Хабитат, Всемирным Банком, Всемирной Организацией Здравоохранения.

Компактные города характеризуются плотной застройкой, близостью центров инфраструктуры и городских территорий друг к другу, а также взаимосвязью между районами. Это позволяет горожанам тратить меньше времени на передвижение и в меньшей степени зависеть от автотранспорта, за счет чего уменьшается и количество выбросов в атмосферу. Компактные города открывают множество возможностей для взаимодействия городских и пригородных территорий. Благодаря плотной застройке можно обеспечить централизованное энергообеспечение на уровне всего района, а также оптимально использовать земельные ресурсы. За счет близости расположения услуг сокращаются расходы на транспортную инфраструктуру, а предоставление общественных услуг становится эффективнее. Таким образом, компактные города не только повышают качество жизни своих жителей, но и помогают в решении множества проблем.

Понятие «компактный город» не определяется размерами города: компактными могут быть и крупные города, соблюдающие основополагающие принципы. Также неправильно приравнивать понятие компактного города к компактной застройке, так как во втором случае речь идет о развитии отдельных районов, а не всей городской территории.

Что касается того, как принципы компактных городов применяются за рубежом, то многие города уже ощутили положительные эффекты. Говоря о социальном аспекте, можно вспомнить, например, Чикаго, где расходы на передвижение на общественном транспорте составляют 350-650 долларов, что позволяет жителям экономить на передвижениях на общественном транспорте и, тем самым покупать более качественное жилье. Сокращение расстояний приводит к уменьшению стоимости проезда на общественном транспорте, а стоимость проезда является одной из составляющих политики доступности. Кроме того, исследование, проведенное в Японии в 2009 году, показало, что концепция компактного города может снизить расходы на инфраструктуру (дороги, системы подачи воды) на 17-32% при увеличении плотности застройки на 58%. Если же говорить о рациональном использовании энергетических ресурсов, то это становится возможным опять же благодаря плотной городской застройке. Все системы энергообеспечения становятся централизованными, что положительно влияет на окружающую среду. Исследования зависимости между плотностью населения и потреблением электроэнергии на душу населения показали, что города с высокой плотностью населения потребляют меньше энергетических ресурсов. Так, например, некоторые города Японии в 5 раз плотнее, чем города в Канаде, а потребление энергии в них на 40% меньше. Такая же ситуация и в Дании, по сравнению с Финляндией: в Дании потребление энергии на 40% меньше, чем в Финляндии.

В современной России мы сталкиваемся с разными типами городской среды. В исследовании о развитии городских территорий в РФ, проведенном ДОМ.РФ и КБ Стрелка в 2017 году, на основе выявленных повседневных сценариев жизни пользователей были сформированы четыре укрупненных типа городской среды: индивидуальная, историческая, микрорайонная и современная многоэтажная. Параметрам «компактности» при этом отвечает лишь часть исторической застройки. Так, например, при индивидуальном типе городской среды коэффициент плотности застройки составляет лишь 0,1-0,4, при довольно маленьком размере жилых кварталов – 1-4 га. Самое важное — в этом типе городской среды практически отсутствуют общественные функции (0–1,5 объекта/га), доля объектов социальной инфраструктуры — 2%, коммерческой инфраструктуры — 5% от общей площади застройки. При этом, типы городской среды с самыми высокими показателями плотности застройки – микрорайонная (1,0 – 1,3) и современная многоэтажная (до 2,3) – также не могут похвастаться высокой функциональной насыщенностью (2-4 объекта/га и 3-5 объектов/га соответственно), из-за чего жители все равно вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до места работы или получить необходимые услуги. Для сравнения, в Вене, в строящемся районе Urban Lakeside (который находится на северо-востоке города и до недавнего времени представлял собой пустырь), при коэффициенте жилой застройки 1,1, 50% объектов планируется отдать под различные объекты социальной и экономической инфраструктуры. В Сингапуре, в районе Pioneer Jurong West, который является примером центральной модели застройки, при коэффициенте плотности 3,3, 20% застройки отдано под нежилые функции. В США, в малоэтажном районе High Point в Сиэттле (аналог российских дачных поселков), при коэффициенте плотности застройки 0,5 всего 2% застройки выполняют нежилые функции.

Тем не менее, рассмотрение международного опыта и общее исследование показали, что не существует единой модели компактных городов, подходящей для всех стран и регионов. Требуется учитывать локальную специфику в каждом отдельном случае, и конкретные меры политики развития компактных городов будут разниться от страны к стране. В России принципы концепции компактных городов, которые были утверждены ОЭСР и ООН-Хабитат, легли в основу Принципов комплексного развития территорий, разрабатываемых Минстроем России и единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка. Принципы – это методические рекомендации, которые предлагают комплекс градостроительных решений, благодаря которым вместо монотонных и высокоплотных микрорайонов будут развиваться современные, разнообразные и комфортные жилые территории, которые смогут конкурировать с городами, сделавшими принцип компактности и устойчивого развития основными элементами своей политики.