Школьники в Екатеринбурге шьют и готовят еду, вместо того, чтобы делать скворечники и учиться обрабатывать дерево
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Ольга Александровна, у меня ничего не получается, - 13-летний подросток, сидя за швейной машинкой, жалобно смотрит на учительницу труда.
- Да сколько можно уже, - тихо возмущается учительница, но помогает вдеть нитку в механизм машинки. – Показываю последний раз. Жмешь на педаль, аккуратно ведешь строчку до конца ткани, потом перевернул и по другой стороне.
Такие уроки труда теперь можно встретить каждую неделю в екатеринбургской школе №68. Все бы ничего, вот только фартуки, салфетки и даже платья шьют мальчики-шестиклассники. А за то, что плохо получается, строгие учителя ставят им двойки в классный журнал.
На кухне в кабинете - галдеж, парни решают, кто из них шеф-повар
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Мы решили разобраться, почему в уральской школе мальчиков заставляют изучать труд, который принято считать женской работой, и зачем им ставят за это плохие отметки. Поэтому мы тут же связались с директором школы.
- Мальчикам нравится шить и готовить, они лучше девочек это делают ! – тут же ответила руководительница. – Впрочем, приходите к нам на урок, увидите все своими глазами.
У НАС НЕ БЫЛО ДРУГОГО ВЫХОДА
Директор школы, Елена Рогова, встречает нас у порога и ведет в сторону кабинета «Технологии» (так называются сейчас уроки труда, - Ред.). Старая школа, еще советской постройки, встречает длинными узкими коридорами и тишиной. Идет урок, который вот-вот закончится, и тогда холлы наполнятся детским галдежом. Останавливаемся у кабинета изобразительных искусств. Здесь, на первом этаже, раньше стояли станки для обработки дерева и металла, где и занимались мальчики.
Мальчикам нравится готовить. Об этом говорит и то, что на кухне - ни одной девочки
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Три года назад мы поняли, что вентиляция здесь пришла в негодность, - директор школы проводит нас по классу. – Вот здесь, у стены, стояли два станка. После каждого урока в воздухе витала стружка, дышать в таких условиях нельзя. Трудовик с детьми в респираторах работали. Это ведь никуда не годится, нужно было что-то придумывать.
Пока поднимаемся на третий этаж к кабинету трудов, Рогова продолжает.
- Не преподавать «технологию» – нельзя, это ведь образовательный стандарт, - вздыхает руководитель. – Мы собрались с учителями, составили план, что делать. А потом собрали родителей, объяснили ситуацию им, дескать, придется мальчикам шить и готовить. Ну, а что тут поделаешь?
- А вы считаете это нормальным, когда мальчишки заняты женской работой? – спрашиваем мы.
- У нас парни делают это лучше, чем девчонки! – с гордостью отвечает директор. – Они на городских соревнованиях кулинаров заняли 3 место! Вот и думайте, хорошо это, или плохо.
Часть мальчиков занимается сервировкой столов, - красиво складывает салфетки
Фото: Алексей БУЛАТОВ
За дверью просторного класса, больше похожего на квартиру-студию, совмещенную с кухней, стоит галдеж. Дети работают над проектом «Ужин». Нужно сварить еду, накрыть, сервировать стол, чтобы было не только вкусно, но и красиво. Ребята поделились на группы. Да так, что на кухне – ни одной девочки!
- Парни, а зачем вы готовите, это ведь не мужское дело? – удивляемся мы.
- Вот будет у меня жена, уйдет по делам, меня с ребенком оставит. А я раз, и ужин приготовил! – не по годам взросло отвечает бойкий подросток, нарезающий колбасу в салат.
А пока класс наполняется запахами, от которых урчит в животе, двое парней садятся за швейные машинка, ловко заводят нитку и начитают строчить.
Шьют ребята неплохо, но помогают все равно девочки
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Что вы делаете? – любопытствуем мы.
- Это фартучки, куда мы положим столовые приборы. Ерунда, пару швов и все готово. Раскройка то уже сделана, - со знанием дела отвечает 13-летний Михаил Лысенко.
- А не женское ли это дело? – не отстаем мы.
- Зря вы так. Вот порвется рубашка, как у моего друга, - второй школьник показывает пальцем на товарища, на рукаве у которого зияет дырка. – Родители на работе, а тебе в школу надо. Ну не ждать же их?
Вдруг у одного из юных портных игла соскакивает и прошивает кривую линию.
Родители сначала возмущались, но затем поняли, что эти навыки в жизни тоже пригодятся
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Придется переделывать, - недовольно бурчит подросток и зовет на помощь одноклассницу. Пока преподаватель не видит, девочка быстро распарывает неровный шов и снова заряжает нитку. Продолжает работу снова мальчик.
У ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ ВЫБОР
Пока орава школьников готовит ужин, шьет фартуки, складывает салфетки, директор отводит нас в сторону.
- Вообще, у каждого школьника есть выбор, - поясняет руководитель школы Елена Рогова. – У нас есть пять модулей – ведение домашнего хозяйства, кулинария, текстиль, электротехника и декоративно-прикладное искусство. В начале года мы даем попробовать все пять модулей каждому школьнику. И уже по прошествии месяца, каждый из них может выбрать, что ему по душе. А затем начинать реализовывать собственные проекты, объединяясь с товарищами.
У одного из мальчишек порвана рубашка. Но он гордо заявляет, что зашьет ее сам
Фото: Алексей БУЛАТОВ
По словам Роговой, вторая часть школьникам гораздо интереснее.
- Да, в начале года возможны плохие отметки в дневниках. Но после ведь это все исправляется. У нас несколько школьников сделал целый проект по созданию кафе в стиле Пикассо. Разработали меню, стиль, вплоть до вилок и салфеток, - рассказывает директор. – В этом весь смысл, чтобы получить знания и тут же применить их на практике. Пускай и в такой «не мужской» области.
ЛУЧШЕ БЫ ТОЧИЛ ДЕРЕВО
Тем временем мальчишки закончили шить и готовить. Пока сервируется стол, успеваем задать последний вопрос.
- Если бы вам дали выбор, станок, или шитье с готовкой, что выбрали бы?
- Все, чему учат здесь, обязательно пригодиться во взрослой жизни. Но мы бы хотели поработать за станками, уметь по дому что-то кроме ужина и салфеток, - почти хором отвечают шестиклашки.
В бывшем кабинете труда теперь преподают рисование
Фото: Алексей БУЛАТОВ
- Честно говоря, я и сама против такого обучения. Да, мужчина должен уметь все, но не в таких количествах. У меня у самой два сына, и я думаю, что мужчина должен заниматься другими вещами. Гвоздь прибить, или табуретку с утюгом починить, - соглашается учительница трудов Ольга Фофанова. – Но ничего не попишешь, помещения ведь нет.
К слову, родители, часть из которых возмущены такими уроками, уже смирились. Деваться некуда, а учиться нужно продолжать.
- Директор говорит, что через год-два должны школу расширить, сделать вентиляцию. Тогда и сделают уроки труда для мальчиков, - вздыхает мама Влада Зеленского – Людмила Владимировна. – Пока придется шить вместе с сыном и учить его готовить блюда…
Гурьба школьников легко готовит первое и второе
Фото: Алексей БУЛАТОВ
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Это не испортит гендерную ориентацию мальчиков.
- Если мы рассмотрим статистику кутюрье, шеф-поваров, то увидим, что среди них – больше всего мужчин, а не женщин. Это не означает, что женщины не умеют шить, или готовить. Просто так сложилось, что парни лучше в этом преуспевают. Швеи вообще появились в конце 19 века, до этого исключительно мужчины шили, и ничего, у всех с психикой нет проблем. А если школа не может дать парням уроки труда за станком, то это вполне жизнеспособная замена. Гендерную ориентацию это не испортит, а наоборот, кто-то выберет себе профессией – кулинарию, например. Да и когда девочки с мальчиками делают что-то общее, классы, как правило, более дружные, - уверен уральский психолог Юлия Притчина.