Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество26 мая 2018 22:15

Наследники Вячеслава Тихонова судятся с изготовителями портянок «Штирлиц»

Наследникам Вячеслава Тихонова, воплотившего образ легендарного разведчика, не понравилось такое ноу-хау
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
- Мы догадались, что этот человек шпион, когда увидели русские буквы на портянках!

- Мы догадались, что этот человек шпион, когда увидели русские буквы на портянках!

Фото: кадр из фильма

Портянки «Штирлиц» - реальная продукция, которую можно приобрести в Москве. Выпустила их как подарочный набор одна из компаний. Презент состоит из коробки и собственно портянок. На коробке - портрет актера Вячеслава Тихонова в роли Штирлица в картине «Семнадцать мгновений весны». А на самих портянках - слова из знакомой песни: «Не думай о секундах свысока...»

- Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения Вячеслава Тихонова и 40 лет фильму «Семнадцать мгновений весны», и вот такой подарок создателям - «намотай шедевр на ноги», - возмущается адвокат Сергей Воронов, представляющий интересы наследников Вячеслава Тихонова. - Теперь производители ответят за свое творчество в суде. В Гражданском кодексе указано: образы деятелей искусства и культуры в коммерческих целях можно использовать только с согласия родственников или самого изображенного человека. Согласия на использования образа актера производители портянок спрашивать не стали. Мы планируем взыскать с них компенсацию морального вреда.

У артиста осталась вдова Тамара Ивановна, дочь Анна, внуки. В данном случае иском занимается дочь актера Анна Тихонова.

В суд подали также потомки Роберта Рождественского (автор текста песни) и наследники писателя Юлиана Семенова - владельцы товарного знака «Штирлиц».

От такого креатива просто оторопь берет!

От такого креатива просто оторопь берет!

Вино имени разведчика

Портянки - не единственный подобный случай. В Германии, например, выпустили целую серию вина, которое назвали «Штирлиц». С изображением киношного разведчика на этикетке. Против производителей вина семьи Семенова и Тихонова тоже собрались подавать иск. По словам экспертов, фамилии Штирлиц в Германии нет, это придумка Юлиана Семенова. А семья Тихонова возражает против того, чтобы лицо их родного человека украшало алкогольную продукцию.

Сколько собираются отсудить? Юристы назвали первичную сумму компенсации - порядка 5 миллионов рублей. Но она может измениться, когда станет понятно, сколько бутылок вина производителям уже удалось продать. По закону можно или изъять в свою пользу весь товар, или забрать ту сумму прибыли, которую незаконно получили.

Пивную замаскировали

Со слов адвокатов семьи Тихонова, только в Москве действует семь ресторанов «Штирлиц». С некоторыми из них уже были суды, но их владельцы не спешат расставаться с названием. Хитрят и изворачиваются.

- Ранее мы добились судебного решения, чтобы хозяева питейных заведений убрали слово «Штирлиц» из своего названия, - говорит адвокат Сергей Воронов. - Но они лишь взяли и добавили к имени Штирлиц кружку пива (по немецки - Bier). И получился Штирбирлиц. Разбираться с этим вопросом нам еще предстоит.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Царю Ивану Васильевичу не дали рекламировать водку

Кто еще судился и выиграл

Юрий Яковлев и алкоголь. Одно рекламное агентство изготовило щит: актер Юрий Яковлев в роли Ивана Грозного из гайдаевского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» хвалит водку коронной фразой «Лепота!». Юристы семьи актера отсудили моральный вред - но не полмиллиона рублей, как требовали, а всего 10 тысяч.

Калашников и игрушечные автоматы. Дочь и внук выдающегося конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова судились с импортерами китайских игрушечных автоматов, на которых была нанесена надпись «АК-47» (такая маркировка является зарегистрированным товарным знаком). Суд обязал импортеров выплатить штраф в 30 тысяч рублей.

Внук Брежнева и ручки «Паркер». Несколько лет назад внук «дорогого Леонида Ильича» Андрей Брежнев обратился с судебными претензиями к новосибирским бизнесменам, которые выставили на торговом заведении плакат с портретом Брежнева рядом с рекламируемой ручкой «Паркер». В качестве подписи - известная фраза вождя «Экономика должна быть экономной». Внук генсека отметил, что никакой финансовой выгоды он не преследует и потому сумму иска указал в... 99 рублей. Главным его требованием было снять рекламу с изображением деда.

Пуговкин и мужская сила. В 2001 году портрет актера Михаила Пуговкина без разрешения семьи использовали в рекламе настойки, «дающей мужскую силу». Пуговкина поместили на рекламный плакат, добавив изображения полуголых девушек. Семье удалось отсудить 20 тысяч рублей.

Актриса Розанова и препарат для увеличения груди. Портрет актрисы Ирины Розановой, снявшейся в фильме «Где находится нофелет?», обладательницы пышного бюста, однажды использовали в рекламе препарата, якобы способного увеличить грудь. Реклама зазывала: покупайте это снадобье и обзаведетесь «таким же бюстом, как у меня». Компенсация через суд составила 25 тысяч рублей.

ОБЛОМ

А вот «Аленка» проиграла

Фотокорреспондент Александр Геринас отправил на конкурс обложек для шоколада «Аленка» снимок своей восьмимесячной дочери. Фото девочки в платочке появлялось на выставках, в советских изданиях. Рисованная копия снимка увидела свет в 1966 году. Взрослая «Аленка» Елена Геринас в начале 2000-х подала иск к держателям торговой марки с требованием признать ее единоличным автором фотографии. Наследница фотографа требовала обязать ответчика выплатить за многолетнее использование снимка гонорар в размере пяти миллионов рублей. Были рассмотрены десятки фотографий маленькой Леночки, эксперт-криминалист Минюста Зотов насчитал 18 общих признаков. Однако пришел к выводу, что на иллюстрации собирательный образ, самостоятельное произведение. Мол, художник Маслов, перенося портрет на обертку, изменил цвет глаз, сделав их голубыми, вытянул овал лица, увеличил верхнюю губу... Суд принял решение в иске отказать.

В ТЕМУ

Лев Толстой - это вам не чай

Настоящий курьез вышел с портретом автора «Войны и мира». Одна зарубежная компания поместила на коробки с чаем замаскированный портрет классика.

- Компания утверждает, что это вовсе не Толстой, а некий «основатель чайной плантации Джеймс Райан» (так сказано на их сайте). По нашему мнению, это лицо вымышленное. Мы в суде утверждаем, что этот мистический Райан и есть Лев Толстой, только с пририсованными очками и шляпой, - говорит адвокат Сергей Воронов. - Считаем, что в основу рекламного изображения на чайных коробках был положен знаменитый портрет писателя художника Ивана Крамского. Это подтверждает и проведенная экспертиза. При этом чай с Толстым продается в России уже несколько лет.

Очки, шляпа - и писатель стал «плантатором».

Очки, шляпа - и писатель стал «плантатором».

Бренд «Толстой» и изображение писателя принадлежит Музею-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна», которой руководит потомок графа. Мы обратились в суд с иском к чайной компании с требованием либо отказаться от использования чужого бренда, либо платить положенный процент правообладателю.

Кроме того, за незаконное использование образа предка будут бороться потомки адмирала Нахимова. Собираются судиться с производителями пива, водки и коньяка с названием «Нахимов».