Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика25 мая 2018 14:10

Севморпуть создаст конкуренцию Суэцкому каналу

Координатором проекта развития ледового пути выступил «Росатом»

Развитие Северного морского пути (СМП) сегодня становится ключевым фактором в развитии Арктики и инфраструктурным проектом общемирового значения. Сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией – задача, стоящая сегодня на повестке дня. Как будут развиваться инфраструктура Северного морского пути? Участники Петербургского международного экономического форума обсудили во время панельной сессии «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста».

«ДВИНЕМ ВПЕРЕД»

- Для освоения ресурсов северного края и вывоза ресурсов с целью занять лидерство по рынке сжиженного природного газа правительство и рассматривало строительство Северного морского пути, - пояснил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. - Другой вопрос – конкуренция с Суэцким направлением. Нужно перетянуть грузы на более короткое северное направление. Наша цель – создание альянса. Он должен состоять из власти, без ряда министерств это невозможно, добывающих компаний, наращивающих мощности, и судовладельцев. Это – важная часть развития территории. Сформировав альянс, мы двинемся вперед.

Другой участник встречи, главный исполнительный директор работающей на СМП компании «Stena AB» Дан Стен Олссон, отметил, что время, за которое севморпуть станет конкурентом Суэцкому каналу, зависит от грузов, которые по нему перевозить.

- Не могу точно сказать, как быстро СМП станет конкурентом Суэцкого канала, нужно смотреть, какие контейнеры мы перевозим на Дальний Восток и в Европу. Есть грузы, которые выиграют, в первую очередь, транзитные. Если говорить о грузах из Северной Новергии и Кореи, могут быть вопросы о конкуренции, - пояснил эксперт.

Руководство России видит потенциал Северного морского пути. И пытается его развивать. Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин напомнил, что сейчас госпрограмму развития Арктики курируют разные министерства. Так, Минприроды отвечает за четыре направления, в том числе строительство ледостойкой платформы и природоохранную сферу. Финансирование программы составит 19,6 млрд руб. до 2020 года.

Однако, по словам экс-губернатора ЯНАО, а ныне министра, Арктика должна находиться в руках одного ведомства. Дмитрий Кобылкин одобрил предложение закрепить Севморпуть и арктическое направление за «Росатомом».

ИНВЕСТИЦИИ СОБЕРУТ ВСЕМ МИРОМ?

Активно развитие Северного морского пути предполагает инвестирование гигантских сумм.

- Мы просчитали в горизонте до 2030 года потребность в ледокольном флоте. При нынешних, строящихся сейчас атомных ледоколах, плюс два еще, плюс четыре ледокола на СПГ, плюс от одного до трех атомных ледоколов нового поколения «Лидер». Вы знаете, сколько денег нужно? Полтриллиона рублей, — отметил Алексей Лихачев. - Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст. Поэтому мы вышли с предложением о смешанном финансировании, где будет часть государственных денег, часть денег возвратная, скажем, денег Фонд национального благосостояния, часть денег госкорпорации «Росатом», часть денег — привлеченные с рынка.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОПЫТА

Северная столица поможет регионам Арктической зоны скоординировать усилия по развитию территории и выстроить кооперационные связи. Соглашения о сотрудничестве в разных сферах подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Республики Коми Сергей Гапликов, глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, губернатор Мурманской области Марина Ковтун и врио губернатора Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский.

- В каждом регионе накоплен большой опыт в вопросах развития Арктики, но пришло время наши усилия объединять, координировать и выстраивать кооперационные связи в направлении подготовки кадров для освоения кадров, создании необходимой инфраструктуры и привлечении инвестиций, - объяснил инициативу подписания документов Георгий Полтавченко. - Если мы этот потенциал объединим, сможем добиться гораздо большего, а главное - наши совместные усилия будут способствовать решению основных задач качественного и эффективного освоения арктических широт, возникнут конкретные наработки в рамках соглашений.

Уже в середине июня на площадке Центра импортозамещения Петербурга состоится выставка-презентация региональных брендов товаропроизводителей Северо-Западного федерального округа, которая позволит установить более тесные кооперационные связи. Перспективными направлениями для взаимодействия называются фармацевтика, развитие портов и Северного морского пути, поставки рыбной и другой продукции, туризм и образование.

Большинство регионов уже имеют давние партнерские отношения и лишь дополнили взаимодействие по арктическим вопросам, а с Ненецким автономным округом соглашение о сотрудничестве в экономической, научно-технической и гуманитарной сферах на 2018-2022 год было подписано впервые.

- Сегодня создаем рамочные условия для сотрудничества. Убежден, что петербургские компетенции в образовании и науке для всех нас являются центром притяжения, а для вас наши территории - потенциалом, который дает взаимовыгодное сотрудничество, - сообщил Александр Цыбульский.