Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество31 мая 2018 17:49

Причина дорожающего бензина: налоги или экспорт?

ФАС требует соблюдать от нефтяников обязательства по топливу
Источник:kp.ru
ФАС винит нефтяников, нефтяники кивают на несовершенство налоговой системы, а в результате цены на бензин скакнули вверх.

ФАС винит нефтяников, нефтяники кивают на несовершенство налоговой системы, а в результате цены на бензин скакнули вверх.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась, почему в стране бензин дорожает с самого начала года. А в последний месяц рост цен не останавливается ни на день. Ведомство запросило объяснения у сырьевных компаний.

По версии ФАС, виноваты нефтяники, которые гонят продукцию на экспорт, а не продают ее на внутреннем рынке. «Роснефти» было предписано до 8 июня увеличить продажи топлива на бирже. У «Газпрома» запросили информацию по объемам экспорта.

«В отношении компаний «ТАИФ-НК», «ФортеИнвест», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Антипинский НПЗ» направлены уведомления об исполнении обязательств по продаже бензина», - говоритися в сообщении антимонопольщиков.

Сами сырьевые компании винят в росте цен (и многие эксперты с ними согласны) не экспорт, а существующую налоговую систему. Она стимулирует продажу топлива за границу, а переработку нефти делает убыточной.

По оценкам экспертов, нефтедобытчикам сейчас выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Лишние 5990 рублей с тонны Аи-92 и 5390 рублей с тонны дизеля заработают сырьевые компании, отправив топливо за границу.

- Несмотря на сложившуюся в результате изменений в фискальном регулировании отрасли ситуацию, обеспечивающую устойчивую убыточность нефтепереработки для внутреннего рынка, компания проводит беспрецедентную модернизацию своих НПЗ объёмом 1,4 трлн рублей, - заявили в «Роснефти».

Компания тратит деньги на обновление своих заводов несмотря ни на что. 850 млрд рублей из запланированного объема инвестиций уже потрачено. Кроме того, завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки.

- Вся произведенная на них (основных установках — Ред.) продукция поставляется на внутренний рынок, - добавили в «Роснефти».

Если говорить обо всем производстве «Роснефти», то компания продала на российской бирже 24,4% от всех произведенных ей автобензинов при нормативе в 10%. То есть, корпорация полностью выполнила требования ФАС и Минэнерго.

Компании с госучастием обычно несут большую социальную ответственность, поэтому они в первую очередь думаю о поставках на внутренний рынок. Частные же структуры, наоборот, нацелены на получение максимальной прибыли — поэтому и на экспорт они отправляют больше топлива.

По данным информагентства «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» (ЦДУ ТЭК), «Роснефть» отправляет на экспорт только 2,4% бензина Класса 5 (К5). Это минимум среди игроков рынка. Для сравнения, у «Лукойла» за границу идет 7,4% бензина К5, у «Газпромнефти» - 10,6%, у «Сургутнефтегаза» - 12,3%.

ЦДУ ТЭК сообщает, что общий рост экспорта автобензинов Класса 5 всеми участниками рынка с начала года составил 365 тыс. тонн. Это на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Позицию «Роснефти» поддержали многие эксперты.

- У нас около 70% стоимости автомобильного топлива – это фактически платежи государств, - рассказал журналистам директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев. - И год от года они только выше. Если еще несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржой порядка 10%, то сегодня, благодаря так называемому налоговому маневру, доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным на европейской части страны, убыток составляет порядка 17%. Поэтому, если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы.

По словам Разуваева, цены на бензин растут вместе с российской экономикой.

- Более того, цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем в Европе и в Белоруссии, - добавил эксперт.

Член комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев согласен, что нынешняя налоговая система делает экспорт слишком привлекательным по сравнению с продажами на внутреннем рынке.

- Цена на нефть очень маленькую долю составляет в цене бензина и дизельного топлива, и изменение мировых цен и внутренних цен на нефть мало сказывается на ценах на бензин и на дизтопливо, - добавил Танкаев.

И еще: продажа нефти на АЗС, на самом деле, почти не приносит прибыли. Доходность заправочных сетей не превышает 2%.

- У нас огромная территория, и многие регионы, не имея своей нефтепереработки, завозили от соседей бензин и дизельное топливо. Это было выгодно. Сейчас это невыгодно, у нас сейчас импорт равен нулю, - констатирует эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин согласен с тем, что цены на топливо находятся в руках правительства.

- Рост налоговой нагрузки (на нефтяников) - это не случайность и никакая не алчность. Это стратегия, которая называется налоговый маневр. Она осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счет этого налогового маневра получить еще триллион рублей. Смысл, следующий: повышается налог на добычу полезных ископаемых в части нефти, и снижается экспортная пошлина. Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина, - отметил Михаил Делягин.