2018-06-17T19:31:06+03:00

На дне Финского залива обнаружили легендарный миноносец «Новик»

Судно, на мостике которого когда-то стоял адмирал Колчак, подорвалось и затонуло в 1941-ом
Поделиться:
Комментарии: comments36
Идентификация эсминца прошла успешно. Фото: Разведывательно-водолазная командаИдентификация эсминца прошла успешно. Фото: Разведывательно-водолазная команда
Изменить размер текста:

В августе будет 77 лет с тех пор, как легенда советского флота – эскадренный миноносец «Новик» – пошла ко дну. Как выяснилось, все эти годы судно лежало в Финском заливе неподалеку от мыса Юминда. И вот, вчера миноносец нашли. Чтобы отыскать его, понадобились усилия двух стран.

До крушения "Новик" выглядел так. Фото: Разведывательно-водолазная команда

До крушения "Новик" выглядел так. Фото: Разведывательно-водолазная команда

– Глубина 75 метров. Экспозиция 150 минут. 120 минут декомпрессии. И незабываемое прикосновение к истории, – делится в сети руководитель разведывательно-водолазной команды Константин Богданов. – Легендарный «Новик», лучший корабль Первой мировой войны, на мостике которого стоял адмирал Колчак в период службы на Балтийском флоте. Головной корабль серии эскадренных миноносцев. Корабль, достойно переживший революционную пору.

Специалисты рассмотрели орудия и изучили конструкцию судна. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Специалисты рассмотрели орудия и изучили конструкцию судна. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Эсминец спустили на воду летом 1911 году. Это был предсерийный корабль, положивший начало шести типовым проектам, по которым заложили более полусотни кораблей. К началу Первой мировой «Новик» был лучшим в своем классе и самым быстроходным на планете. В 1926-ом миноносцу дали имя революционера Якова Свердлова. 28 августа 1941-го, во время Таллинского перехода, эсминец был в охранении крейсера «Киров», когда подорвался на мине немецко-финского заграждения «Юминда». Судно разорвало пополам, погибло 114 человек.

Эсминец лежит на глубине 75 метров. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Эсминец лежит на глубине 75 метров. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Чтобы отыскать знаменитое судно, пришлось действовать в международном масштабе: поисковые работы совместно организовали финская команда SubZone и российская экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы».

– Место гибели корабля определил по немецким архивным материалам историк Михаил Иванов, – рассказывают в разведывательно-водолазной команде. – В отчетах сохранились данные об ошибочном бомбометании в 1943 году по некоему объекту, который немцы приняли за советскую подводную лодку Щ-406, в то время как Щ-406 к тому моменту уже погибла у острова Большой Тютерс.

Водолазы даже смогли прочесть название судна. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Водолазы даже смогли прочесть название судна. Фото: Разведывательно-водолазная команда

В месте, где якобы потерпела крушение субмарина, – в районе мыса Юминда – провели гидролокационный поиск, который возглавил глава SubZone Имми Валлин. И ахнули: на дне, на глубине 75 метров, явно «вырисовывалось» нечто, очень напоминающее эсминец с орудиями на корме.

Вчера, 16 июня, провели первое погружение с борта исследовательского судна Yoldia. В глубины истории «ныряли» пятеро: Имми Валлин, Паси Ламми, Михаил Иванов, Константин Богданов и игумен Иннокентий (Ольховой). Идентификация прошла успешно.

На корме сохранился герб СССР. Фото: Разведывательно-водолазная команда

На корме сохранился герб СССР. Фото: Разведывательно-водолазная команда

– Нашли название «Яков Свердлов» и герб Советского Союза на корме, осмотрели три 102-миллимитровых орудия главного калибра, располагавшиеся на кормовой палубе, а также характерную для «Новика» кормовую надстройку с запасным штурвалом и машинным телеграфом, – сообщают поисковики. – Также рассмотрели разлом. Он показал, что легендарных корабль практически разорвало на две части от взрыва мины в районе второй дымовой трубы.

Впереди – еще несколько погружений, чтобы исследовать судно более тщательно.

 
Читайте также