Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Звезды29 июня 2018 22:00

Татьяна Пилецкая: «Моя внешность не вписывалась в советские стандарты»

Легендарная актриса рассказала «Комсомольской правде», как ей признались в любви алгебраической формулой и за что чуть не побили на встрече с поклонниками [фото]
Блистатательная актриса вызывает восхищение у поклонников

Блистатательная актриса вызывает восхищение у поклонников

Невероятно красивая, стройная, с ослепительной улыбкой – легендарная актриса Татьяна Пилецкая отмечает славный юбилей в жизни и полувековой в театре «Балтийский дом». И своим примером доказывает, что дело вовсе не в возрасте, а во внутреннем состоянии и отношении к жизни. Как всякая настоящая женщина, о возрасте говорить не хочет. Да и причем тут цифры, когда Пилецкая так прекрасно выглядит! А войдя в комнату, где проходило интервью, села на стул ровнехонько, не прикасаясь к спинке. Пришлось выпрямиться и корреспонденту «Комсомолки».

"ХАРАКТЕРОМ В ПАПУ"

- Татьяна Львовна, потрясающе выглядите! Первым делом раскройте секрет: на диетах сидите, капустными салатиками питаетесь?

- Да ну их, салатики! Я ем как следует. Никогда никакой диеты! Всю жизнь люблю сладенькое! Был случай: в театре в гримерной стояли коробочка конфет и шампанское. Подошла одна актриса, ей предлагают: «Вам налить? Вот конфетки». Она отвечает: «Сладкого не ем, ничего не пью!». Я не выдержала: «Господи, ну как же вы живете? Без таких минуток радости?»

- Ну тогда зарядку делаете, чтобы фигуру сохранить?

- Какие зарядки? В юности я уже отзарядилась в балете столько, что на всю жизнь хватило. Это все и от природы, и, наверно, еще характер. Я в папу. Он был очень легкий человек, с юмором, очень талантливый, даже в ссылке рисовал. Папочка не пережил бы всего этого, если бы у него был другой характер. Вы же знаете, что я не Львовна, а Людвиговна? Отца репрессировали, и когда я получала паспорт, мама посоветовала мне поменять отчество. Папа не обиделся.

На Татьяну Пилецкую всегда обращали внимание

На Татьяну Пилецкую всегда обращали внимание

- Из-за чего отца сослали?

- Я нашла материалы о папе, а самое главное – документ о реабилитации. Мне удалось попасть в Большой дом. Хотелось узнать, за что его выслали. Думаю, мало ли - может, какой-то подлог был, или кто-то из знакомых оклеветал. Мне важно было для себя это узнать.

Очередь. Наконец называют мою фамилию. Комната небольшая, сидит девушка, старший лейтенант. Дает папино дело. Картонка, написано: Леонид. Зачеркнуто: Людвиг. Даже имя точно не знали!

И я открыла – толстое, очень большое дело, где мамины бесконечные просьбы всем, вплоть до Сталина.

- Кем отца сделали - врагом народа, антисоветчиком?

- Что оказалось: был приказ по Ленинграду и Ленинградской области: всех немцев эвакуировать из Ленинграда! И все! Так почему же маме не сказали, что есть общий приказ?! Мама адвокатов нанимала, и нас чуть не выслали... Почему было просто не объяснить по-человечески? Эта история с папой длилась 15 лет!

- Вы с ним виделись, пока он был в ссылке?

- Когда нас эвакуировали в войну, папа приходил к нам каждую субботу. Мы жили в селе Полазна, это Пермский край. А его отправили работать на кране за двадцать километров. В воскресенье вечером он от нас уходил. И вот однажды идет он по тракту, Урал, мороз трескучий, темно. И слышит за собой шаги: топ-топ, топ-топ... Папа рассказывал: «Тогда я решил, - говорит, - остановиться и сделать вид, что я иду, а сам на месте: топ-топ, топ-топ. И вижу – ко мне подходит маленький черный козлик». И он с ним дошел до общежития. Козлик лег на его кровать, и пока папа не пришел с работы, так и спал на его кровати.

Балетное прошлое до сих пор помогает держать форму

Балетное прошлое до сих пор помогает держать форму

«ПОВЕСИЛИ НА МЕНЯ БРИЛЛИАНТЫ"

- У вас столько прекрасных ролей, некоторые фильмы до сих пор показывают. Какие из них больше значат для вас?

- В моей кинобиографии много хороших фильмов, но, наверно, самые полюбившиеся зрителям - «Разные судьбы». Картине 50 лет, а она еще ничего! Ее и через энное количество лет будут смотреть. Беру телепрограмму: «Разные судьбы» то на одном канале, то на другом... Повторяют постоянно! У меня 45 картин, ну почему же только эту?! У меня есть и «Пирогов», и «Зеленая карета», и «Сильва», и «Вербное воскресенье»... Даже немножко обидно: молодое поколение посмотрело бы.

Таня Огнева в "Разных судьбах" вызывала бурные эмоции у зрителей

Таня Огнева в "Разных судьбах" вызывала бурные эмоции у зрителей

- «Разные судьбы» сделали вас звездой.

- Но и шлейф от этого фильма за мной долго тянулся и для меня как для актрисы сыграл отрицательную роль. У меня дома во-от такая пачка несыгранных ролей! Режиссеры говорили: «Нет-нет, у нее злые глаза!». (Татьяна Пилецкая сыграла роль девушки, которая бросает любимого и выходит замуж за другого ради материальных благ. – прим. авт.) Помню первое выступление на публике после выхода картины в Московском университете - меня там чуть не убили! (смеется).

Студенты выскочили на сцену: «Да как ты могла, такой парень, а ты его бросила!». Минуточку, это же не я - это же роль, а я совсем другая! Муж говорил: «Что ты удивляешься, значит, сыграла так хорошо!». Изначально картина называлась «Знакомые судьбы». Но комиссия посмотрела материал: «Что значит «знакомые», у нас что, каждая девушка так себя ведет? Разные!»

Роксана в спектакле "Сирано де Бержерак" - одна из первых нашумевших ролей в театре

Роксана в спектакле "Сирано де Бержерак" - одна из первых нашумевших ролей в театре

- У вас внешность голливудская...

- А я себе не нравлюсь!

- Как так?

- Говорят, что я красивая, не могу обижаться. Ну не нравлюсь я себе, что я могу поделать. В «Разных судьбах» смотрю – ну вроде ничего... (улыбается).

- Но режиссеры должны вашу внешность ценить.

- Моя внешность как-то не вписывалась в советские стандарты. Мне на «Донскую повесть» сделали пробу – нос наклеили во-от такой, зачем?! Но были и другие, кто не боялся. Например, на «Невесту» по Чехову меня утвердили сразу после «Разных судеб».

С большим удовольствием и благодарностью режиссеру вспоминаю «Вербное воскресенье». Роль шикарная, на нее наверняка претендовали многие артистки. Продюсеры говорят: бриллианты нужны, и в ушах, и на шее. Какие бриллианты! Я знаю Уланову, Дудинскую, Вечеслову (легендарные балерины. - прим. авт.). Кички заплетены, пот течет градом – работа, какие бриллианты?!

Но повесили на меня бриллианты (смеется). Затем – опять: меха, она должна быть в мехах. Собаку какую-то мне повесили (смеется). Утвердили. И я очень благодарна настойчивости режиссера Антона Сиверса, который настаивал, чтобы сыграла. Работали мы прекрасно, и фильм получился замечательный, партнеры прекрасные. (в «Вербном воскресенье», он вышел на экраны в 2009 году, Татьяна Пилецкая сыграла звезду балета. – прим. авт.)

Каждый год - по несколько премьер. Совсем свежая - "Театральный роман&quot Булгакова;, а на очереди - уже новый спектакль. Фото: театр "Балтийский дом"

Каждый год - по несколько премьер. Совсем свежая - "Театральный роман&quot Булгакова;, а на очереди - уже новый спектакль. Фото: театр "Балтийский дом"

- Какие-то съемки запомнились особо?

- Время было трудное, мы с мамой очень тяжело жили. Продукты по карточкам. Белый хлеб на столе – это было чудо.

Я танцевала в балете в театре Музкомедии. Подходит ко мне артист Анатолий Королькевич: «Сколько получаешь? Давай фотографии, отнесу в актерский отдел на Ленфильм, поснимаешься, подзаработаешь. Такой поворот. И вот меня вызывают: групповочка, эпизодик, съемочный день 4 рубля 50 копеек, а если 2 дня, то уже 9 рублей, а если 3, то совсем хорошо. Мы с мамой просто вздохнули.

Театр для актрисы - второй дом и вся жизнь. В гримерке. Фото: театр "Балтийский дом"

Театр для актрисы - второй дом и вся жизнь. В гримерке. Фото: театр "Балтийский дом"

Эпизодики, эпизодики... И вот однажды, мое лицо в актерском отделе уже знали, приехал ассистент режиссера: «У нас к вам очень интересное предложение. Григорий Михайлович Козинцев ставит картину «Пирогов» (вышла в 1947 году. – прим. авт.) Вы когда-нибудь ездили верхом на лошади?» - «Да, конечно!» А сама не знала, как к лошади подойти. Мама говорит: «Ты с ума сошла! Тебя же лошадь сбросит!» - «Мама, ну такое предложение» Вдруг потом больше не будет!».

- Да, от такого не отказываются!

- И вот мы с еще одной балетной девушкой приехали на конноспортивную базу в Кавголово. Стоим перепуганные.

Тренер говорит: «Ну идите, вон лошади, седлайте, садитесь». Я смотрю - лошадь стоит, ресницы длинные! Тренер: «Ладно, в первый день сам оседлаю, учитесь». И десять дней мы там учились. «Тут недалеко поедем, 20 км туда и обратно». Жуткое дело! Все себе отбили. Мне сшили чудную амазонку, бархатную, цилиндр, локоны, серьги. Сижу на дамском седле, на одну сторону. Лошадка хорошая попалась, послушная.

И вдруг подошел режиссер: «Я знаю, что вы балетная, а разговаривать-то умеете?» - «Умею!». – «Костюмеры, примерьте ей костюмчик Дарьи Севастопольской» (главная роль. – прим. авт.). Вот опять поворот! Сняли с меня всю эту красоту, надели длинную юбку, повязали платочком, дали сумку с красным крестом, сапоги здоровые. «Очень хорошо», говорят. Думаю, чего хорошего-то? После кинопробы я даже не пришла на просмотр – мне было так страшно. В щелочку смотрела, думала, какой ужас! Но вдруг выходит режиссер Леонид Трауберг: «Таня, утвердили вас на роль Дарьи». И вот так впервые в восемнадцать лет я заговорила на экране. И впервые моя фамилия «Пилецкая» – я уже вышла замуж – появилась. И так пошло потихонечку...

В любимом спектакле - "Деревья умирают стоя" - Татьяна Львовна играет и сейчас. Фото: театр "Балтийский дом"

В любимом спектакле - "Деревья умирают стоя" - Татьяна Львовна играет и сейчас. Фото: театр "Балтийский дом"

ОТКРОВЕННО

"СЛОВА "КАМЕРА! МОТОР! " - ЭХ, ХОРОШО!

- Мне грех обижаться, мне много дала судьба. Это папочка, наверно, обо мне думает, заботится «оттуда». Меня что-то все время как-то ограждает от тяжелых, трудных поворотов. Правда, и я не противлюсь судьбе, не отказываюсь от того, что она предлагает.

- Наверно, поклонники влюблялись, письма писали?

- А как же! У меня пачки писем, я их не выкидываю, потому что люди писали сердцем. И признания в любви, и просьбы о свидании, и денюжки просили выслать – это из тюрьмы. На разные темы.

Однажды пришло признание в любви в алгебраической задачке. Что-то типа «а + б» и так далее. Я отдала письмо человеку, который разбирается в математике, он и говорит: это значит «я тебя люблю». Но мне ни до чего было, надо было работать. Это только сейчас так: приходит девочка – и сразу главная роль, и она уже звезда! Я включаю телевизор, смотрю и думаю: ну ты хоть слезиночку выдави! Что ж ты плачешь так ненатурально!

- Но вас знают, помнят, любят.

- Не могу обижаться, помнят. Недавно выхожу из метро, вдруг ни с того ни с сего какая-то женщина бросается, целует! Узнают, узнают...

Поклонники узнают, и это, конечно, приятно. Автограф на улице

Поклонники узнают, и это, конечно, приятно. Автограф на улице

- Вы и сейчас много работаете!

- Полвека на сцене! Еще один повод отметить. Пришла совсем девчонкой в театр имени Ленинского комсомола – сейчас он называется «Балтийский дом». Не представляю, как сложилась бы судьба, не попади я сюда. У меня по пять-семь спектаклей в месяц. Только что была премьера «Театрального романа» по Булгакову, сейчас репетирую новый спектакль репетирую, бенефис к юбилею.

- Какой спектакль самый любимый?

- «Деревья умирают стоя». Его нельзя играть только на технике, душу вкладываю. Рыдаю каждый раз, слезы градом. Вторая любимая роль – в «Шерлоке Холмсе» (Татьяна Пилецкая – миссис Хадсон. – прим. авт.). Еще играю «на стороне», в спектакле «Баба Шанель» в «Русской антрепризе».

- И по телевидению вас видела в новых сериалах.

- Да, совсем недавно снялась у Петра Амелина, в сериале «Алмазный эндшпиль». Слова «Камера! Мотор!» - эх, хорошо! Это мне так по душе!

Татьяна Львовна, чтобы вы всегда были так прекрасны!

Татьяна Львовна, чтобы вы всегда были так прекрасны!

СПРАВКА «КП»

Татьяна Львовна Пилецкая родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде. Крестным отцом был художник Петров-Водкин, который написал с нее картину «Девочка с куклой», она хранится в музее Таллина. Окончила Вагановское училище. Во время учебы скульптор Алексанлр Пахомов вылепил с нее фарфоровую фигурку юной балерины, она хранится в Русском музее.

После училища Пилецкая танцевала в балете театра Музкомедии. На внешность артистки обратили внимание режиссеры, она стала играть в театре и сниматься в кино. Полвека отдала театру «Балтийский дом», который раньше назывался Театром имени Ленинского комсомола. На ее счету – больше сорока фильмов. Народная артистка России.

5 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛЬМОВ ТАТЬЯНЫ ПИЛЕЦКОЙ:

«Разные судьбы», «Пирогов», «Зеленая карета», «Сильва», «Вербное воскресенье».