Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество30 сентября 2018 22:27

Черные паруса над Ледовитым океаном

1 октября 1932 года впервые в истории был завершен переход по Северному морскому пути за одну навигацию
Фото: wikimedia.org

Фото: wikimedia.org

Который день сидим на мысе Шмидта и ждем непогоды. Именно непогоды: метеорологи обещали мощный циклон над Беринговым проливом, и геофизики уже давно лететь в него изготовились, а циклона все нет и нет. И уже вовсе не радуют фантастические сполохи полярного сияния, которыми, казалось, можно любоваться бесконечно, - не радуют, потому что время несется, а дни первой (и последней!) совместной советско-американской геофизической экспедиции сочтены и неумолимо текут в Ледовитый океан…

Я жду и думаю в 1973 году о той битве во льдах Северного морского пути. Первым этот путь прошел швед Норденшельд в 1879 году.

Потом тот путь преодолел Борис Вилькицкий на «Таймыре» и «Вайгаче» - в 1915 году, после него знаменитый норвежец Руаль Амундсен на шхуне «Мод» - но только за две навигации. И никому еще Северная морская дорога не открывалась с ходу, пока экспедиция нашего замечательного полярника Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» не вышла из Архангельска в 1932 году.

Все шло замечательно, пока «Сибиряков» не обломил лопасть винта о лед. Шмидт принимает решение перенести уголь из кормовой части тюрьма на нос парохода: корма поднимется, винт обнажится и можно будет сделать ремонт.

Починили винт, дальше пошли. А в конце сентября, когда до Берингова пролива осталось всего-то 200 км, и вовсе случилась беда: обломился конец гребного вала и вместе с винтом канул на дно…

Все. Пути дальше нет.

Но и теперь Шмидт принял необычное решение: на мачту пристроили паруса из черного от угля брезента. Запряг всех, как бурлаков, и вытащил «Сибирякова» на чистую воду в Беринговом проливе! Это произошло 1 октября 1932 года.