2018-11-23T10:12:15+03:00

Дмитрий Кузнецов: популистские заявления о ненужности страховых компаний не поддерживаются населением

Россияне требуют независимого контроля за медицинскими учреждениями со стороны страховых компаний, и хотят, чтобы зарплата врачей рассчитывалась из качества их работы
Изменить размер текста:

Однако культура потребления медицинских услуг и заботы о собственном здоровье у большинства наших граждан пока серьезно отстает от уровня их требований к медицине. Об этом говорили социологи и отраслевые эксперты в ходе прошедшего накануне круглого стола, на котором обсуждался новый опрос ВЦИОМ на тему обязательного медицинского страхования (ОМС).

52% опрошенных назвали право на бесплатную медицинскую помощь в рамках системы ОМС одной из основных социальных гарантий государства. Примерно столько же – 56% – обращались в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису в течение этого года. При этом только 6% россиян не имеют полиса ОМС или никогда не обращались по нему за помощью. Такие данные привели исследователи на круглом столе по теме отношения населения и экспертного сообщества к системе ОМС.

«В наборе социальных гарантий проявились две доминанты – образование и медицина. При этом стереотип о том, что медицина – это сервис, востребованный, в первую очередь, старшими поколениями – не подтвердился. Медицинские услуги актуальны для всех возрастных групп», - сообщил журналистам социолог Кирилл Родин.

Интересно также, что граждане все больше привыкают к рыночным механизмам регулирования медицины. Доля тех, кто выступает за усиление контроля государственных органов, за последние полгода снизилась: с 38% в апреле 2018 г до 33% в октябре. При этом подавляющее большинство граждан (78%) считают важным, чтобы качество услуг дополнительно контролировались независимой от медицинского сообщества структурой, такой как страховые компании.

На это обратил внимание вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, участвовавший в дискуссии. По его словам, результаты исследования показали – популистские заявления о ненужности страховых компаний и о необходимости возвращения к старой системе здравоохранения не поддерживается ни населением, ни экспертами. Более того, сейчас появляется страхование ответственности врачей, то есть речь идет о «формировании института страховой защиты человека в сложной ситуации и защиты медика при выполнении им своей работы», - заявил Кузнецов.

По данным опроса, народ требует от врачей профессионализма: 42% россиян считают необходимым усиление контроля за профессиональным уровнем врачей, а 39% думают, что заработная плата врача должна напрямую рассчитываться из качества его работы. Однако поведение большинства населения, его отношение к собственному здоровью оставляет желать лучшего: доля тех, кто тщательно следит за здоровьем снизилась до 12%.

Об этой стороне проблемы рассказал соавтор исследования, руководитель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов. В своей части доклада, основанной на опросе экспертов, он сделал акцент на персональной ответственности пациента за свое здоровье – за выполнение предписаний врача, за соблюдение здорового образа жизни. «Когда пациент становится регулятором качества, он своим рыночным поведением, обратной связью начинает серьезно влиять на развитие всей системы. И здесь мы стоим перед проблемой смены стереотипа – пациент должен стать активным. Задача эта долгосрочная. Она не решается за 2-3 года, требуется, как минимум, 5-7 лет», – сказал Алексей Фирсов.

Поддержал социологов председатель рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков Александр Трошин. По его словам, государство сейчас делает очень много для защиты прав пациентов. Так, в 2016г. был введен институт страховых представителей, главной задачей которых является реагирование на жалобы и обращения застрахованных и помощь им на любых этапах оказания медицинской помощи. Произошел и серьезный рывок в информировании граждан, однако в поведении россиян перелома пока не видно.

Эксперт провел аналогию с кампанией по здоровому образу жизни – «все за, но мало кто это делает». Виной всему привычки, которые сформировались за те долгие годы, когда у пациента фактически не было способов защитить свои права, кроме как в крайнем случае обращаться в прокуратуру. Поэтому, по мнению Трошина, для построения пациент-ориентированной медицины мало государственных усилий – нам всем нужно учиться ценить свое здоровье и защищать свои права. «Медицина для нас не бесплатна – она существует на наши с вами налоги вливания из общего бюджета страны. Это наши с вами деньги, и то, как их тратят, зависит от нас», - заключил эксперт.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также