2018-12-12T16:44:59+03:00

Роман Дзвинко о цифровизации

Эксперт в области IT Роман Дзвинко рассказал, как новые технологии изменят учебный процесс
Поделиться:
Комментарии: comments11
Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ "БизнесАвтоматика".Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ "БизнесАвтоматика".
Изменить размер текста:

Современное образование все больше меняется под воздействием технологий. Умными досками и электронными журналами в школах уже никого не удивить. Однако, появляются все новые проекты и разработки, призванные изменить облик современных школ, колледжей и вузов. Технологии и цифровизация могут не просто повысить качество образования, но и помочь полностью переосмыслить всю эту систему.

О том, как может выглядеть процесс цифровизации образования, в интервью КП рассказал Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ "БизнесАвтоматика".

KP.RU: Какие технологии и разработки вы считаете одними их самых перспективных в образовании?

Роман Дзвинко: Говоря об активной интеграции современных технологий в образовательный процесс, хотелось бы обратить внимание на то, что самые важные тренды образования касаются не самих технологий, как таковых, а влияния этих технологий на процесс обучения. Цифровая трансформация требует обновления методов и приемов в организации образовательного процесса, и благодаря информационно-коммуникационным технологиям педагоги и студенты имеют возможность использовать альтернативные варианты обучения- смешанное обучение, перевернутые классы или BYOD ("Принесите свое собственное устройство").

Что касается самих технологий, то с уверенностью можно сказать, что через несколько лет искусственный интеллект (ИИ) станет основой будущего образования и "сломает" всю методологию общеобразовательных школ. Также стоит отметить перспективу персонализированного обучения с применением данной технологии. Благодаря ИИ студенты смогут обучаться в системах, которые будут адаптироваться к возможностям ученика и настраивать индивидуальную учебную программу под каждого учащегося.

Помимо ИИ, я бы выделил виртуальные и удаленные лаборатории. Они широко отражают текущую тенденцию в образовании, настроенную на переход к онлайн-обучению. Эти лаборатории предлагают "гибкость", поскольку учащиеся могут проводить эксперименты столько раз, сколько им необходимо, как в школе, так и за ее пределами. Другой плюс заключается в том, что школьники и студенты могут воссоздать виртуальные условия для проведения экспериментов, то есть применять теорию на практике намного чаще. Например, в Швеции учащиеся средних школ уже используют виртуальные инструменты для изучения процесса окисления морской среды на западном побережье страны.

KP.RU: С вашей точки зрения, какие области деятельности и сферы применения в образовании в первую очередь можно заменить или упростить с помощью технологий и цифровизации? Это только "бумажная работа" и отчетность или же есть более сложные вещи? И в какой степени цифра и технологии могут заменить реального учителя?

Роман Дзвинко: Сложилось так, что учебные заведения сравнительно недавно начали применять цифровые технологии для реализации и повышения эффективности школьных административных процессов, таких как планирование классов, управление бюджетом, отслеживание студентов, повышение безопасности и предоставление информационных инструментов для преподавателей, студентов и сотрудников.

Но мы потихоньку идем к тому, что в скором времени ведущие образовательные учреждения будут использовать силу технологий для преобразования cамой учебной среды путем объединения физических возможностей с виртуальными для достижения учениками лучших результатов.

Роль учителей изменится с развитием информационных технологий, но они не заменят "живой" ум. По моему мнению, технологии не должны разрабатываться с целью замены учителей, а только для их дополнения. Ведь помимо своих основных задач, учителя часто выполняют несколько дополнительных административных обязанностей. Это снижает эффективность обучения. Тем не менее, искусственный интеллект позволяет автоматизировать эти задачи, чтобы учителя могли играть свою настоящую роль - быть мотиватором и направляющей силой для учащихся. Это может привести к значительному повышению качества образования.

KP.RU: Ваша компания занималась разработкой систем электронного распределения путевок для ключевых российских детских центров отдыха — Артек, Орленок, Океан. Будет ли она распространяться на другие детские учреждения?

Роман Дзвинко: Система, которую мы разработали в 2017 году для Артека, вывела лагерь на абсолютно новый уровень, повлияв сразу на несколько аспектов деятельности детского центра. Реальная эффективность системы наглядно показала и доказала, что цифровизация образования – это необходимое условие успешного развития общества.

Сегодня мы продолжаем работать с крупнейшими детскими центрами в рамках автоматизации учета и контроля перевозки учащихся, разрабатываем и внедряем дополнительные модули. Например, сейчас мы активно работаем над "Электронной школой", целью которой является усовершенствование организации образовательного процесса детей, а также создание образовательно-воспитательной информационной среды, способствующей развитию личности.

Мы гордимся, что нам доверяют лучшие детские центры нашей страны.

KP.RU: С развитием технологий появляются и новые опасности. Какие риски могут возникнуть при цифровой трансформации образования и можно ли их минимизировать?

Роман Дзвинко: С точки зрения недостатков, возможности для социального и эмоционального роста немного отстают. Есть риски, связанные с "перемещением" учащегося в кибермир и потерей взаимодействия с другими учениками. Здесь-то и важна роль учителя, который контролирует и направляет ребёнка в процессе обучения.

Но преимуществ все же больше. Те, на которых я сосредоточусь, будут касаться доступности и, повторюсь, персонализации обучения. Студенты могут иметь доступ к необходимым материалам и лекциям в любой точке дня в любой точке мира, они не должны находиться в определенном месте и в определенное время.

KP.RU: Если говорить в целом, то перед российской системой образования сейчас поставлена глобальная задача — войти в число лучших в мире в ближайшие 10 лет. Как цифровизация может этому поспособствовать?

Роман Дзвинко: Давайте определимся с основными вызовами системе образования сегодня. Первый вызов – это меняющиеся требования к базовому образованию. Сейчас компании ищут сотрудников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью. Людей, которые готовы к командной работе. Второй – это повышенный спрос на высокоскоростное образование, которое поможет человеку в кратчайшие сроки освоить "новую" профессию. Третий – необходимость учиться на протяжении всей жизни. Все эти вызовы задают новые требования к образованию. Сегодня мы являемся очевидцами того, как растущая популярность новых цифровых систем и устройств постепенно приводит к вытеснению традиционных аналоговых приборов и устройств. Скорее всего, такая же участь ждет систему образования в России.

В свою очередь, нам нужно понимать, что ИКТ не просто способствует развитию образования, а является основным инструментом для построения "Общества знания".

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также