Общество

Реанимация в небе: в ночные вылеты Московского авиацентра спасли 79 человек

Круглосуточные дежурства впервые опробовали в прошлом году во время Чемпионата мира по футболу
Медицинское оборудование на борту вертолета «Московского авиационного центра».

Медицинское оборудование на борту вертолета «Московского авиационного центра».

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уникальные вертолеты, заменяющие в воздухе реанимобили, пожарные машины и подъемные краны, базируются на столичном аэродроме «Остафьево» - в самом сердце экстренного воздушного реагирования. Парк из десяти современных машин «Московского авиационного центра» Департамента ГОЧСиПБ журналистам продемонстрировали накануне Дня гражданской авиации, который отмечается 9 февраля.

С прошлого года экипажи санитарных вертолетов дежурят в круглосуточном режиме. Впервые такой график опробовали на мундиале, когда в Москву съехались тысячи болельщиков со всего света. А с 1 августа ночные вылеты введены на постоянной основе. В бригаде вертолета санавиации двое анастезиологов-реаниматологов и фельдшер. А салон «вертушки» оснащен новейшей медтехникой: здесь и дефибриллятор, и аппарат искусственной вентиляции легких — все, что может понадобиться в самых тяжелых случаях.

Будни «Московского авиационного центра» журналистам показали накануне Дня гражданской авиации, который отмечается 9 февраля.

Будни «Московского авиационного центра» журналистам показали накануне Дня гражданской авиации, который отмечается 9 февраля.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Случаи у нас серьезные: ДТП, инсульты, инфаркты, падения с высоты... Чтобы зелёнкой помазать, вертолеты не вызывают. В прошлом году, например, наши врачи помогали доставлять в московские больницы пострадавших от перестрелки в Керченском техникуме, - рассказал Олег Катальшев, замдиректора ГКУ "МАЦ" по организации лётной работы. - В сутки дежурят три экипажа, в среднем бывает до 10 вызовов. Чтобы добраться до пациента, требуется от 7 до 15 минут: для наземного транспорта в мегаполисе это практически невыполнимый показатель. Благодаря ночным дежурствам удалось спасти 79 человек.

Заместитель директора ГКУ "МАЦ" по организации лётной работы Олег Катальшев.

Заместитель директора ГКУ "МАЦ" по организации лётной работы Олег Катальшев.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Недавно был сложный случай: пациент с инфарктом, практически умирающий. Его пришлось реанимировать прямо в вертолете. Но когда мы взлетели, погода ухудшилась, появилась морось, машина начала обледеневать. Мне, как пилоту, пришлось поволноваться. Легче было сесть на аэродроме, но пришлось лететь до больницы, чтобы не рисковать человеческой жизнью. К счастью, того пациента удалось спасти.

В столице для вертолетов МАЦ оборудованы 28 площадок, шесть из них расположены при городских больницах, одна - даже на крыше. Но чтобы добраться к пострадавшим, порой приходится садиться прямо в городе. В этом плане удобна МКАД — она просторная и хорошо освещена, а еще школьные стадионы.

- Наши врачи-реаниматологи также являются аттестованными спасателями. Поэтому, в отличие от бригад обычной неотложки, они могут проходить на место ЧП - например, работать на пожарах и обрушениях, - отметил Вячеслав Каленов, заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи МАЦ. - А недавно наши сотрудники прошли обучение и могут работать с воздуха, спускаясь с вертолета на тросах. Таким образом, людей можно эвакуировать с высоты, до которой с земли сложно добраться. Правда, пока таких случаев еще не было.

Заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи МАЦ Вячеслав Каленов.

Заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи МАЦ Вячеслав Каленов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Из 10 «вертушек» авиацентра 5 — санитарная авиация и 4 — пожарная. Последние представлены вертолетами Ка-32А и Ми-26. Ка-32 благодаря отсутствию хвостового винта очень компактен и в то же время устойчив. Такая машина поднимает до пяти тонн воды, а с навесом в виде водяной пушки может тушить огонь вертикальной, горизонтальной и даже боковой струей. Настоящий титан авиапарка Московского авиацентра - самый большой в мире вертолет Ми-26. Он может перевозить до 15 тонн воды, а его кабина настолько велика, что в нее помещаются даже «КамАЗы».

Вертолет Ка-32 в воздухе.

Вертолет Ка-32 в воздухе.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Гигант Ми-26.

Гигант Ми-26.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Этот вертолет используется для масштабных пожаров и ЧС, а также для перевозки крупногабаритных грузов, - объяснил журналистам Артур Шелешков, командир авиационного звена. - Так, в 2010 году, когда в Подмосковье горели торфяники, эта машина работала на износ. А в 2012 году наш Ми участвовал в тушении огня в одной из башен Москва-Сити. Ночь, высота 300 метров, сильный ветер. И на этой мощной «вертушке» наши летчики сработали ювелирно. Ликвидировали огонь практически в два захода.

Командир авиационного звена Артур Шелешков.

Командир авиационного звена Артур Шелешков.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В мировой практике авиации это был первый подобный случай — после успешного тушения небоскреба к российским летчикам даже приезжали перенимать опыт зарубежные коллеги.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Почти 900 заявок ЦЭМП обработали экипажи санитарных вертолетов Московского авиационного центра за 2018 год.

526 пациентов были доставлены в больницы Москвы.

6 вылетов осуществили пожарные вертолеты МАЦ, приняли участие в тушении 4-х крупных пожаров.