Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-2°
Boom metrics
Общество11 апреля 2019 8:53

Умер уральский миллиардер Владислав Тетюхин, вложивший все свое состояние в чудо –госпиталь в Нижнем Тагиле

Ему было 86 лет
"Комсомолка" была у Владислава Валентиновича в гостях в феврале

"Комсомолка" была у Владислава Валентиновича в гостях в феврале

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сегодня, после продолжительной болезни, ушел из жизни миллиардер-меценат Владислав Тетюхин. Эту информацию уже подтвердили в Уральском клиническо-реабилитационном центре, в строительство которого он вложил все свое состояние. Владиславу Валентиновичу было 86 лет...

Этим человеком восхищались все жители нашей необъятной страны. Состоятельный человек, миллионер, в 80 лет он продал все свои акции титанового предприятия, которым руководил, и на эти деньги построил в Нижнем Тагиле чудо-госпиталь. Современный, красивый, уютный… Таких больниц в России раз-два и обчелся.

- Это огромная, невосполнимая потеря для нашего региона. Из жизни ушел признанный мэтр титановой отрасли, изобретатель, новатор, мудрый, великодушный, созидательный человек, который каждый день стремился менять мир к лучшему, –говорит губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Не смотря на тяжелое заболевание, Владислав Валентинович до последнего дня боролся за свое "детище" и за здоровье жителей Свердловской области. Независимо от того хорошо ли он себя чувствовал или плохо, его всегда можно было застать на рабочем месте. "Комсомолка" была у него в гостях всего лишь месяц назад. Тогда мы рассказывали о том, что госпиталь Тетюхина (как его знают в народе - ред.) может закрыться в скором времени. Тогда мы и не подозревали, что это будет последнее интервью Владислава Валентиновича...

"ИДЕТ ПРОЦЕСС УДУШЕНИЯ"

В этом госпитале-красавце построенном на деньги мецената, многие люди обрели здоровье

В этом госпитале-красавце построенном на деньги мецената, многие люди обрели здоровье

Фото: Алексей БУЛАТОВ

– Мы строили наш медицинский центр с расчетом, что в год будем делать 7000 операций, – вздыхает Владислав Валентинович, – 4000 из них ортопедические (замена сустава, - Ред.). Но сейчас мы загружены лишь на 50-60%. Мы уже четыре года работаем, а загрузка у нас, как при старте. А ведь я создал на Урале клинику, которая ничем не уступает немецким центрам! У нас протезы делают из титана.

Госпиталь Тетюхина» построили за два года. Сдали в 2014-м. Три года работали нормально, а потом медучреждению запретили делать операции на позвоночнике.

– Два хороших нейрохирурга уехали из-за этого, – сокрушается Тетюхин. – Мы врачей по всей России ищем. Дом на 90 квартир построили специально для них. Но раз работы для них здесь нет, они уезжают.

А уже в этом году Центру уменьшили объемы госпитализации на 25%. То есть количество людей, которые могут прийти в центр и по полису бесплатно заменить себе тазобедренный сустав стало меньше. В 2018 году «Госпиталь Тетюхина» мог принять 4519 человек, а в 2019-м только 3506.

– Что значит снять, допустим, с завода 25% заказов – это просто убить завод! – возмущается бывший миллиардер. – Нокаутирующий удар, который не выдержать. Но на заводе, если такое происходит, объясняют, почему так сделано, ищут, чем заменить потерянные объемы производства. А здесь что? Минздрав нам ничего не объяснил.

«ВРАЧИ РАЗЪЕЗЖАЮТСЯ ПО ДРУГИМ РЕГИОНАМ»

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр - дело, которому Владислав Тетюхин посвятил последние 10 лет жизни

Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр - дело, которому Владислав Тетюхин посвятил последние 10 лет жизни

Фото: Алексей БУЛАТОВ

По широкому коридору на костылях передвигаются пациенты, у которых недавно была операция.

– Я на машине ехал, когда дорожники вылили гудрон на дорогу, а знаки не поставили, – вспоминает Анатолий Белков, приехавший на операцию из Крыма. – Ну, я заскользил и врезался в бордюр моста. Это было в 2006 году. С той поры у меня болел тазобедренный сустав. Я постоянно прихрамывал. А последние два года вообще стало невыносимо – хрящик исчез, и косточки в суставе просто цеплялись друг за друга.

На каждом этаже есть пост медсестер. Они должны улыбаться, чтобы поддержать пациентов, но в глазах у них беспокойство. Боятся, что скоро останутся без работы.

– Раньше пациенты постоянно поступали, – вздыхает Лариса Овчинникова, постовая медсестра отделения ортопедии и травматологии. – А сейчас кровати простаивают. Стабильности нет. Врачи, специалисты высокого уровня просто уезжают. А ведь их все устраивало, они здесь с семьями жили.

За 5 лет работы в госпитале провели более 22 тысяч операций

За 5 лет работы в госпитале провели более 22 тысяч операций

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В Верхней Салде Владислав Валентинович жил все время, что работал в ВСМПО-АВИСМА

В Верхней Салде Владислав Валентинович жил все время, что работал в ВСМПО-АВИСМА

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ ТАКОЕ БЫЛО БЫ НЕМЫСЛИМО»

– Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр был построен не только на мои деньги, но и на областные. Это инвестиционный проект, серьезный вклад, – говорит Тетюхин. – Если Центр закроют, какое настроение будет у инвесторов? Инвесторы перестанут вкладываться.

Сотрудники чудо-госпиталя опасаются, что уже через три месяца останутся без работы.

– Может и через пять месяцев… – задумывается директор Центра. – Да и прекратим ли мы работать? Но когда не хватает ресурсов, рано или поздно наступит критическая ситуация. Поэтому и написали коллективное письмо губернатору с просьбой отменить все эти занижения. В Свердловской области не уменьшилось число госпитализаций. Почему же нам их уменьшили?

Владислав Тетюхин задумывается на десять секунд и продолжает:

– В советские годы такое было бы просто немыслимо, – говорит Тетюхин. – Во время войны колхозы и заводы собирали деньги на танк или на самолет и дарили его армии. Так представьте, что им в ответ говорят: «Пошел ты со своим самолетом куда подальше! Летай в другом месте, а здесь тебе делать нечего». Это просто безумно! Если Центр закроется, то в материальной части я ничего не потеряю. Я просто ни на что и не рассчитываю, кроме того, чтобы он жил, развивался и приносил пользу.

Дон Кихот Тетюхин: стоило ли миллиардеру из списка «Форбс» вкладывать все свое состояние в чудо-госпиталь?

Андрей ГОРБУНОВ

Журналист «Комсомолки» вспоминает свое общение с уральским меценатом, который скончался 11 апреля.

Биография Владислава Валентиновича идеально вписывалась в посты для соцсетей. Периодически в фэйсбуках и «вконтактах» возникала очередная волна гордых сообщений: «Уральский миллиардер (153 место в списке самых богатых людей России), генеральный директор мощного титанового предприятия продал все свои акции, и на вырученные деньги построил в Нижнем Тагиле госпиталь для восстановления суставов. Гордись, страна!»

И страна гордилась. А как иначе? Когда человек вкладывает 3,2 миллиарда собственных рублей в строительство больницы — случай реально уникальный. При этом Владислав Тетюхин вложил в госпиталь не часть своих сбережений, а вообще всё, что у него было. Он жил с женой в скромной квартире (в обшарпанном доме 30-х годов), сам ходил в магазин.

Я познакомился с Тетюхиным в 2015 году. При встрече экс-миллиардер разделил на троих шоколадку — себе, мне и своему водителю («День будет долгий, давайте подкрепимся»). Я долго расспрашивал его о роскошной жизни, пытался выведать какие-то тайны. А тот стоял на своем: «Личный самолет, футбольный клуб, остров — это все удовольствия для идиотов». И неизменно все разговоры про личную жизнь переводил на госпиталь — расписывал, какие там невероятные возможности у пациентов, рассказывал, как собирал медперсонал по всему миру и построил для врачей отдельный жилой дом рядом с медкорпусами.

Но ближе к вечеру Владислав Валентинович разоткровенничался и признался, что госпиталь — на грани закрытия: «Сейчас вопрос стоит так – или государство все-таки выделяет нам квоты на пациентов, и тогда госпиталь будет жить, или он просто закончится. Представьте, что вы создали супер-самолет. А он не летает, а стоит в ангаре».

Дело в том, что лечение в «Тетюхинском госпитале» за свой счет стоит минимум 130 тысяч рублей. Понятное дело, у большинства уральцев таких денег нет. Поэтому Владислав Валентинович просил областное правительство, чтобы минздрав оплачивал пациентам операции. Но проблема была в том, что госпиталь — не государственный, а частно-государственный. Чиновники в первую очередь давали квоты государственным больницам, а потом уже частно-государственным. Нет, разумеется, правительство помогало госпиталю Тетюхина квотами, но их хватало лишь для того, чтобы заполнить больницу наполовину.

Когда я готовил об этом материал в 2015 году, один сотрудник минздрава в личной беседе очень жестко заявил: «А кто-то просил Тетюхина строить этот госпиталь? Это ведь была его блажь! Он не консультировался с нами, имеется ли на Урале такое количество пациентов, у которых проблемы с суставами. Не спрашивал у нас, реально ли заполнить госпиталь такого масштаба пациентами. Тетюхин просто сказал: «Хочу!» И стал строить. Мы, конечно, помогаем по мере сил и возможностей. А он еще и обижается...»

За прошедшие четыре года ничего не изменилось. Вплоть до смерти уральский меценат, как Дон Кихот, сражался со своими мельницами: писал письма в правительство с просьбой помочь, рассказывал журналистам про самолет, который стоит в ангаре, а количество пациентов в госпитале неуклонно сокращалось. Я периодически созванивался с Владиславом Валентиновичем. Он любил вспоминать мою статью в «Комсомольской правде». Тетюхина очень зацепили комментарии читателей на сайте, в том числе и довольно обидные. Он предлагал сделать новый материал, где бы ответил всем своим критикам. У меня для этой публикации тоже был вопрос, который, увы, теперь так и останется в воздухе. Если бы можно было вернуться в прошлое, потратили бы вы все свои деньги на госпиталь? Может, стоило распорядиться этим богатством как-то по-другому?

Но в любом случае Владислав Валентинович воплотил свою мечту, пусть жизнь и внесла в нее свои коррективы. По-моему, это неплохой итог для жизни длинной в 86 лет.

ДОСЬЕ «КП»

Владислав Валентинович Тетюхин родился 29 ноября 1932 года в Москве. Окончив школу с золотой медалью, он пошел по стопам отца – выбрал техническую специальность. К тому времени в Московском институте стали и сплавов создали новый факультет, занимающийся редкими металлами: титаном и цирконием. После его окончания по распределению Тетюхина направили на промышленное предприятие в Верхнюю Салду. На Верхнесалдинском металлообрабатывающем заводе он поработал в должностях от мастера до заместителя начальника цеха. В 80-х он трудился начальником научно-исследовательского отделения Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (Москва). А в 1992 года был назначен гендиректором ОАО «ВСМПО». Владислав Тетюхин - автор 131 изобретения, был членом Академии инженерных наук РФ. По данным журнала «Форбс», в свое время Тетюхин занимал 153-е место в списке самых богатых людей России, его состояние оценивалось в 650 миллионов долларов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Миллиардер, вложивший все состояние в чудо-госпиталь: Если мы не найдем пациентов, больницу придется закрыть

Я предлагаю Владиславу Валентиновичу встретиться утром у его подъезда в Верхней Салде. И уже оттуда поехать в его чудо-госпиталь. Но бывший миллиардер на полуслове осекает меня: - Ни в коем случае! Ты умрешь от ужаса, если увидишь мой дом! (Подробности)