Премия Рунета-2020
Москва
+5°
Boom metrics
Общество15 сентября 2019 22:02

Почему в Москве таксисты отказываются брать заказы из центра

Агрегаторы уже протестировали программу, запрещающую вызов машин в зону действия знака «Остановка запрещена»: таксисты довольны, пассажиры возмущены
Найти место для остановки, чтобы взять или высадить клиента, для таксиста иногда просто сизифова проблема.

Найти место для остановки, чтобы взять или высадить клиента, для таксиста иногда просто сизифова проблема.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В сентябре москвичи столкнулись с неожиданной проблемой: вызвать такси в центр, например на Новый Арбат, было невозможно. Мобильное предложение вежливо просило выбрать другую локацию, ту где остановка транспорта разрешена. Пассажиры, не привыкшие к таким отказам, негодовали, но делать нечего: шлепали на своих двоих на ближайшие улицы, где вызов такси был доступен. Спустя пару недель блокировку вызовов отключили, а все происходящее назвали экспериментом.

- На Новом Арбате запрещена остановка автомобилей, включая такси. Камеры автоматически фиксируют даже 10-секундные остановки, за которые водители получают штрафы, - рассказали «КП» в пресс-службе Яндекс.Такси. - Мы проверили в деле новую технологию и остались довольны результатом. Сейчас тестирование приостановлено, мы рассматриваем варианты, которое позволят водителям и пассажиром находить друг друга в зонах, где остановка такси ограничена.

Агрегаторы уверяют, ввести ограничение снова и навсегда не сложно. Но делать это не спешат: ситуация слишком спорная.

С одной стороны, есть пассажиры, которые хотят, чтобы такси можно было вызвать куда угодно.

С другой - таксисты, ставшие заложниками ситуации.

Именно по их жалобам и озаботились проблемой. Из-за роста количества камер фотовидеофиксации и особенностей разметки водителям приходится чуть ли не ежедневно нарушать ПДД, чтобы забрать или высадить клиентов. И главное - они стали даже отказываться от вызова в центр города, хотя это грозит им санкциями от агрегаторов. Для пассажиров объясняем: механизм прост - если таксист отказывается от вызова, робот-агрегатор просто начинает пересылать меньше заказов, а это потеря денег. А за систематические отказы и вовсе могут заблокировать аккаунт.

Тем временем городские власти идею с блокировкой заказов через мобильные приложения не оценили и предложили другой вариант.

- Мы сейчас рассматриваем возможность передачи таксистам платных парковочных мест и плоскостных стоянок. Но не везде, а строго индивидуально для каждой улицы, - сообщил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

Среди конкретных примеров названа все та же улица Новый Арбат. Планируется, что таксистам разрешат бесплатную остановку на платных парковках, но не более чем 5 - 10 минут.

КАМЕРЫ И ЗАБИТЫЕ ПАРКОВКИ ПО МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЕ

Пока городские власти и агрегаторы ищут выход из положения, простые таксисты продолжают работать.

Как часто им приходят штрафы?

Как решают проблемы с нехваткой парковок для такси в центре города?

За ответами на эти вопросы я отправилась на Новый Арбат. Нет, не на такси, а на своей «ласточке», чтобы заодно проверить, что творится с платными парковками и насколько реалистично предложение об их частичной передаче таксистам.

На Новом Арбате, усыпанном торговыми центрами, магазинами, кафешками и ресторанами, что на проезжей части, что на тротуарах яблоку негде упасть. На улице протяженностью в полтора километра всего три (!) парковочных кармана: по 4 места в каждом. Цена самая высокая в городе - 380 рублей за час. Дорого, но все битком. Благо рядом много мелких улиц и переулков. Парковку там (платную) тоже найти можно, но та же проблема: свободных мест нет.

По обе стороны улочек ненашедшие законное местечко под солнцем автомобилисты нарушают: то «Лексус» припарковался во втором ряду, то «Ламборгини» пристроился прямо на тротуаре, недалеко от него желтое такси приткнулось носом к шлагбауму, видимо, в ожидании заказа.

«ДЕВУШКА, ПРОЙДИТЕ ВПЕРЕД, А ТО НА ШТРАФ НАРВУСЬ!»

На Новом Арбате, остановившись у единственного парковочного кармана для такси, стала ждать.

В нем 4 места, и все почему-то оказались заняты такси... без водителей.

Работающим бомбилам здесь не встать, только во втором ряду, проще говоря, прямо на проезжей части. То есть идти под штраф.

Не знаю, как камеры, но я застукала за нарушением водителя такси, который 10 минут стоял под запрещающим знаком. Именно столько времени ему понадобилось, чтобы положить в багажник чемоданы семьи из четырех человек.

- Вас же оштрафуют, вот посмотрите - камеры везде, - сказала я водителю такси.

- Не учи ученого, - огрызнулся мужчина. - В этом кармане камеры меня не видят.

Спорить с ним я не стала и решила вызвать такси аккурат под камеру.

- Автомобиль приедет через одну минуту, - сообщило мне приложение.

Я принялась высматривать авто, но под камеру никто так и не приехал. Через пару минут мне позвонил водитель и попросил свернуть в Трубниковский переулок.

- Девушка, миленькая, пройдите 10 метров, а тут меня штрафуют, - обратился ко мне Махмуд.

Едва я села в авто, как таксиста понесло.

- Я заработаю 500 рублей, а штраф 3000. Я на эту улицу вообще не суюсь, денег не наберешься на эти камеры…

Большинство соглашаются, но есть и те, кому «шаг по рублю».

- От таких заказов я отказываюсь. Рейтинг, конечно, жалко, но деньги дороже, - объяснил водитель такси.

По словам Махмуда, его коллеги работают по той же схеме. Все бы ничего, вот только улочки в перекрестках настолько узкие, что в ожидании пассажиров такси создают пробки.

- Так что же делать? - интересуюсь у таксиста.

- Отключать все эти камеры, и дело с концом, - размечтался бомбила.

- Быстренько садитесь! У вас 10 секунд!

- Быстренько садитесь! У вас 10 секунд!

Фото: Анастасия ВОЙНИЦКАЯ

ОФИЦИАЛЬНО

Штраф за остановку под запрещающим знаком в Москве - 3 тысячи рублей. И тут все равны.

- Оснащение дорог знаками 3.27 «Остановка запрещена» направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, - объяснили в пресс-службе Департамента транспорта Москвы. - Указанные знаки устанавливаются исключительно в местах, где припаркованный автомобиль может стать причиной аварии. Действующие в России ПДД не устанавливают для легковых такси особого порядка остановки в запрещенных местах

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Такими темпами для вызова машины закроют все пространство в пределах Садового кольца!»

- Камер становится все больше, и может получиться, что для вызова такси закроют весь центр , - рассказал Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума «Такси». - Решением проблемы может стать только изменение стандартов работы камер фотовидеофиксации. Сейчас фиксация по большинству адресов происходит через 10 секунд, в то время как представители таксопарков и даже агрегаторы считают, что это «нештрафуемое» время для автомобилей такси нужно продлить до трех минут, достаточных для ожидания, посадки или высадки.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Такси и нужны для того, чтобы останавливаться где угодно

Андрей ДЯТЛОВ

Но именно останавливаться, а не стоять.

Пассажир такси, между прочим, платит по повышенному тарифу. То есть, мне кажется, имеет право вызвать его в любую точку и выйти в любом месте. Такси же не автобус.

Понимаю, что центр города перегружен, и вижу, что с отменой парковок движение там стало резвее.

Но! Почему бы на Тверской, Мясницкой, Новом Арбате и так далее не делать простую вещь: «карманы» не для стоянки такси, а для остановки такси? Для автобусов же делают.

Суть простая: через каждые метров триста - полкилометра врезать в широченные тротуары места, где таксист стоять не имеет права, а остановиться, чтобы взять или высадить пассажиров, - может. И поставить там камеры, как справедливо сказал эксперт, минуты на три (кстати, стандартное время бесплатного ожидания такси у агрегаторов). Это очень простое решение проблемы при такой-то развитой системе камер-штрафовальщиков.

Ну и, конечно, поставить там яркие знаки: здесь вы можете вызвать такси.

Пассажиры и таксисты оценят: пройти триста метров проще, чем блуждать по переулкам.