Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Звезды14 января 2021 14:53

«Позор» и «кощунство»: Почему коллекционер, покупавший ценности для миллиардера Вексельберга, обвинил Эрмитаж в показе фальшивок

Причиной скандала стала новая выставка, посвященная Карлу Фаберже
Сергей ВОЛЧКОВ
Сергей ВОЛЧКОВ
Причиной скандала стала выставка, посвященная Карлу Фаберже.

Причиной скандала стала выставка, посвященная Карлу Фаберже.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Настоящий скандал развернулся вокруг государственного Эрмитажа. Известный в узких кругах коллекционер Андрей Ружников заявил на своем сайте, что часть экспонатов на новой выставке, посвященной ювелиру Карлу Фаберже – фальшивка. В своем письме-обращении к директору музея Михаилу Пиотровскому Ружников назвал проект Эрмитажа «стыдом и позором», «кощунством и надругательством» и призвал как можно скорее все прекратить. «Комсомолка» в Петербурге» решила разобраться в ситуации.

КОЛЛЕКЦИОНЕР-ЗАГАДКА

Добиться каких-либо комментариев от причастных лиц оказалось задачей непростой. Дозвониться самому Михаилу Пиотровскому нам так и не удалось; не брали трубку и в музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, поначалу молчал Эрмитаж, а все сведущие в вопросе эксперты наотрез отказывались общаться, едва узнав предмет разговора. Вероятно, виной тому послужила не в последнюю очередь личность самого Андрея Ружникова. Живущего в Лондоне коллекционера СМИ еще недавно называли представителем миллиардера Виктора Вексельберга, скупавшим от его имени старинные предметы искусства. В профессиональных кругах репутация у Ружникова не самая приятная.

Андрей Ружников опубликовал письмо в адрес директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Андрей Ружников опубликовал письмо в адрес директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

- Мягко выражаясь, Ружников – мошенник и проходимец, - на условиях анонимности рассказал «Комсомолке» источник, знакомый с ситуацией. - Свою профессиональную «карьеру» на Западе начал в Лондоне, куда выехал, женившись. Потом переехал в Америку, там начал деятельность фарцовщика - торговца новодельными эмалевыми предметами. Фонд «Связь Времен», занимающийся наследием Фаберже, с Ружниковым не работает – он здорово обманул Фонд при продаже для музея Фаберже бывшей коллекции портсигаров Джона Трайна, которые тогда сильно упали в цене.

Сам собой возникает вопрос – откуда такая озабоченность чистотой эрмитажных фондов? Ответ на него можно попробовать дать, покопавшись как следует в газетных архивах. Вероятно, письмо Ружникова направлено не столько против Эрмитажа и Пиотровского, сколько против Александра Иванова – создателя Русского национального музея и музея Карла Фаберже в Баден-Бадене. Именно эти две организации помогли в открытии выставки, ставшей первопричиной скандала. Ружникова и Иванова связывает давний конфликт: судя по публикации Forbes от февраля 2011 года, создатель Русского национального музея и Виктор Вексельберг, интересы которого представлял Ружников, активно конкурировали за наследие великого ювелира. Вел в счете Иванов – Forbes, в частности, рассказывал, что он владеет самой крупной в мире коллекцией Фаберже за два миллиарда долларов – против коллекции за 350 миллионов у Вексельберга.

«НУЖНО ВЗЯТЬ И ПОСМОТРЕТЬ»

Впрочем, несмотря на то, что паззл вроде бы складывается, эксперты советуют не делать поспешных выводов.

Причиной скандала может быть конфликт интересов двух охотников за ценным антиквариатом.

Причиной скандала может быть конфликт интересов двух охотников за ценным антиквариатом.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- На мой взгляд, рассматривать этот инцидент как конфликт чьих-то интересов, не стоит, - отметил один из крупных ученых, к которому мы обратились за комментарием. Да, примечательно, что в этом материале мало фамилий – научное сообщество активно сторонится конфликта. – Хотя, с другой стороны, то, что в мире существует огромное количество подделок Фаберже - это общеизвестный и установленный факт. Бывали ситуации, когда на вещи тех лет, приемлемой по качеству, но изготовленной каким-то другим мастером, просто-напросто перебивали клеймо – и выдавали ее за работу Фаберже. Вот совсем недавно, к примеру, была ситуация – мне прислали из Риги портсигар. Очень хороший портсигар, действительно профессионально и художественно сделанный. И на нем два клейма – одно настоящее, мастера Ивана Попова, другое поддельное – Карла Фаберже.

Тем не менее, отмечает собеседник КП, отличить настоящее клеймо от фальшивого все-таки возможно – это способен сделать достаточно компетентный в вопросе эксперт. И Эрмитажу для того, чтобы не допустить подобного скандала, достаточно было опубликовать в каталоге выставки фотографии не только самих экспонатов, но и нанесенных на них клейм – как это делают, к примеру, в современных аукционных домах.

- Поэтому вместо того, чтобы рассуждать, кто прав, а кто виноват, нужно просто взять и посмотреть на вещи, на которые указывает Ружников, повнимательнее, - констатирует ученый. – Другой вопрос, пойдет ли на это Эрмитаж.

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

Эрмитаж, к слову, ситуацию в конце концов тоже прокомментировал. В музее заявили, что выставка, помимо всего прочего, имеет «дискуссионный характер».

- Возможность дискуссии (научной, но не рыночной) вокруг «новых» Фаберже была заложена в проект выставки «Фаберже ювелир Императорского двора», - объявила в соцсетях пресс-служба музея. - Намеченные пресс-конференции и Круглые столы музейных экспертов отложились из-за пандемии, но непременно состоятся. Продолжением проекта является запланированная на февраль совместная выставка исторических объектов Картье и результатов реставрации ювелирных шедевров Эрмитажа «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier». Там тоже планируется научно-просветительская программа, включающая в себя международную конференцию «Картье: диалоги об искусстве».

По словам специалистов, подделок Фаберже существует огромное множество - так что в том, что часть из них появилась на выставке, не ничего удивительного.

По словам специалистов, подделок Фаберже существует огромное множество - так что в том, что часть из них появилась на выставке, не ничего удивительного.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Одним словом, история вышла шумная, но какая-то бестолковая – и к тому же, судя по всему, завязанная на личных интересах, а не на радении за искусство. Собеседники «Комсомолки» искренне понадеялись, что в скором времени она забудется – и научное сообщество вместо обсуждения слухов вернется к своим прямым обязанностям.