Премия Рунета-2020
Москва
+17°
Boom metrics
Общество22 апреля 2022 10:06

«Я буду быстро брать велосипед»: как работает система проката в Москве

Корреспондент «КП» в очередной раз протестировал городской сервис
В столице открылся сезон прокатного велотранспорта. Фото: Департамент транспорта Москвы

В столице открылся сезон прокатного велотранспорта. Фото: Департамент транспорта Москвы

Не успел я как следует освоиться на городском пункте велопроката в Ясеневе, как какой-то таджик с жёлтым квадратным рюкзаком на спине решил мне присвоить почётное звание «лох года». Или даже «десятилетия» (этот сезон у «Велобайка» как раз десятый по счёту, - прим. авт).

- Возьми, - говорит, - мне велосипед с помощью своего телефона. А то у меня кнопочный. А я тебе наличкой деньги верну.

В голове прокрутилась незамысловатая схема. Я оплачиваю двухколёсный транспорт (ну, положим, за сутки), передаю его азиату - и тот отчаливает на нём к чёртовой бабушке. И катается всю весну и всё лето... До самого закрытия сезона. А денежки снимают с моей банковской карты.

Нет, думаю, Улукбек (или как там тебя?). Так дело не пойдёт. Покупай нормальный телефон. Или ищи другого лоха. Точнее, просто лоха. И вообще, если ты курьер, значит, у тебя должен быть какой-нибудь гаджет (вероятно, андроид). И не надо плести небылицы.

Последние два года, кстати, городской велопрокат для курьеров был бесплатным. Однако сейчас - после отмены пандемийных ограничений - такой льготы уже нет.

КРУЧУ ПЕДАЛИ, РАЗ ВЕЛИК ДАЛИ

В целом существенных изменений почти нет. Разве что ещё один тариф появился - «Прогулка». Стоит 400 руб за 3 часа, причём откатать их можно или сразу, или в течение двух суток по чуть-чуть (например, один час утром, ещё один час вечером и третий - последний час - на следующий день). И сами велики сменили окрас - теперь на всех рамах имеются оранжевые наклейки.

В остальном процедура та же самая.

Скачиваем мобильное приложение «Велобайк», регистрируемся, оплачиваем с помощью банковской карты понравившийся тариф, вводим логин и пароль на рулевом экране велосипеда (их вам пришлют сразу после регистрации) и, наконец, отцепляем нашего двухколёсного друга. Всё это и, правда, несложно. Свой собственный смартфон надёжнее тех терминалов, что были когда-то установлены на пунктах проката. Они часто глючили, не принимали карту, выдавали error и тд.

Итак, велосипед отцеплен. Тротуар свободный. Ветер попутный.

Мне показалось, что двухколёсную технику к весне привели в порядок. Всё исправно работает - и переключатель скоростей, и звонок, и тормоза. Спицы на колёсах все целые и прямые. Протектор на покрышках чистенький и не стёртый.

Я хорошо помню, как городские велосипеды выглядят осенью. Как инвалиды Первой мировой войны. Иной раз даже тормозов нет. С горки разгонишься - а он того гляди развалится под тобой. Колесо переднее трётся об вилку. Восьмерит. Скрипит на всю улицу. В общем швах.

Сейчас - с началом сезона - лично я таких развалюх не увидел.

Тарифы «на сутки», «на месяц» и «на сезон» первые 30 минут катания бесплатные

Тарифы «на сутки», «на месяц» и «на сезон» первые 30 минут катания бесплатные

Фото: Михаил ФРОЛОВ

БАРЫШНЯ, ВОЗЬМИТЕ ТРУБКУ

Однако без Марлезонского балета всё же не обошлось. Пытаясь вернуть велосипед обратно (на той же станции), я неожиданно для себя выяснил, что первый свободный порт не работает. Впрочем, как и второй, и третий, и четвертый. Такое раньше бывало (однажды мне даже пришлось искать другой пункт проката, потому как тот, на который я приехал, велосипед просто не принял). Но на этот раз одна из ячеек всё же сработала. Тиски зажали переднее колесо. И на экране высветилось «возврат, ок». Но! Во всех инструкциях «Велобайка» написано, что перед тем, как уйти, нужно дождаться смс-ки с уведомлением. А мне она не пришла.

Как поговаривал Пуговкин, «точно такой же случай со мной произошёл» в районе Китай-город. Я прицепил велосипед и со спокойной душой поехал домой. А потом выяснил, что поездка не окончена, возврат не состоялся и деньги продолжают капать. Я смотрел на эти циферки с таким же ужасом, с каким героиня «Трёх тополей на Плющихе» смотрела на таксометр (ну когда она сидела в машине возле кинотеатра). Но потом позвонил оператору. И мою поездку остановили.

На этот раз, уже учёный, я начал набирать номер горячей линии не отходя от кассы (+7-495-966-46-69). Точнее, от пункта велопроката. Дозвониться удалось лишь с седьмой попытки. То есть через полчаса. Девушка терпеливо выслушала мой недовольный и, вероятно, сбивчивый рассказ. И сообщила, что моя поездка совершенно точно окончена (по номеру мобильника это легко проверить).

Вообще, судя по опыту, могу добавить, что такие недочёты в начале сезона бывают каждый год. Примерно в течение месяца их устраняют. И уже к лету система работает более чётко.

При этом городской велопрокат уже давно перестал быть исключительно туристическим. И из центра перебрался во многие другие районы Москвы, в том числе, в Зеленоград, Троицк и Измайлово, где некоторые жители ездят на велосипедах даже на работу. Если в 2013 году количество поездок не превысило и 80 тыс., то в прошлом достигло аж 5 млн (в настоящий момент в столице 720 станций проката и более 7500 велосипедов).

Велопрокат уже давно перестал быть исключительно туристическим

Велопрокат уже давно перестал быть исключительно туристическим

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ТАРИФЫ

Поминутный - стоит 20 руб. + 5 руб. в минуту (то есть если вы воспользовались этим тарифом и покатались 10 минут, с вашей карты спишут 70 руб.).

На сутки - 155 руб. + 4 руб. в минуту (брать велосипед можно 24 часа подряд в любом пункте городского проката).

На месяц - 615 руб. + 4 руб. в минуту (услуга доступна в течение месяца).

На сезон - 1235 руб. + 4 руб. в минуту (длится сезон обычно до ноября, в зависимости от погоды).

На сезон 60 минут - 1855 + 4 руб. в минуту после одного часа катания.

Кстати! Тарифы «на сутки», «на месяц» и «на сезон» первые 30 минут катания бесплатные. Точнее, вы платите саму стоимость тарифа, а 4 руб. в минуту начинают снимать через полчаса катания. Некоторые ловкачи умудряются раз в 30 мин сдавать велосипед в первый попавшийся пункт проката и таким образом не переплачивать.