Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Общество12 мая 2022 6:14

Станция Рижская после реконструкции лишилась главной отличительной черты. И это радует

Наш корреспондент проинспектировал самую колоритную станцию метро, открывшуюся после затяжного ремонта
Станция Рижская открыта после реконструкции

Станция Рижская открыта после реконструкции

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Рижская станция называется в народе "омлетной" или "яичницей с беконом" за свой прибалтийский, рыжий с желтым, колорит.

В вагоне метро, где я ехал, еще не успели поменять навигацию. На схеме станция обозначена перечеркнутым кружком, типа, закрыто, поезд не останавливается. Реконструкция, кстати, затянулась. Обещали справиться за год, затянули на полтора, но понять строителей можно. Изначально хотели только поменять эскалаторы, достигие пенсионного возраста, но за компанию сменили гидроизоляцию и поправили декор. Чуть-чуть не успели к 1 мая, годовщине открытия.

- Станция Рижская! - торжественно объявляет машинст.

Мог бы и не объявлять, и так все понятно. Она самая самая яркая в метро, ее не пропустишь, не проспишь.

Когда станцию только построили, пошли разговоры, будто латвийским архитекторам удалось протащить антисоветчину и цвета флага независимой Латвии. Архитекторы возражали, что просто подбирали цвета так, чтобы максимально напоминало Ригу: красно-коричневый цвет черепицы и желтый - цветущие липы.

Я даже еще не вышел, а понял, что главной отличительной черты Рижская лишилась. До ремонта ее можно было узнать не только по цвету, но и по запаху. Сколько себя помню, здесь всегда пованивало чем-то канализационным, причем за эту особенность станция носила еще одно неофициальное название "общественный туалет". После замены вентиляционных коробов этого опознавательного признака не стало. Увы и ах. Интересно, архзащита в курсе?

Наш корреспондент проинспектировал самую колоритную станцию метро, открывшуюся после затяжного ремонта

Наш корреспондент проинспектировал самую колоритную станцию метро, открывшуюся после затяжного ремонта

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На станции пока не так много людей, но имеющихся делятся на два типа. Одни - с букетами в руках. Вторые - с телефонами и камерами усиленно снимают детали отделки. Один бодипозитивный блогер буквально облизывает желтую плитку на пилонах.

О, я его понимаю. Плитка-то крутая, латвийская обливная керамика, между прочим. Кто знает, тот понимает: эту керамику делают в Латвии с доисторических времен (не преувеличиваю).

Архитекторы пошли на такой шаг не от хорошей жизни. Другие станции метро облицованы дорогим мрамором или змеевиком, а строительство Рижской пришлось на время борьбы с архизлишествами. Поэтому нужно было работать дешево и сердито.

Короче вот была бы беда, если бы во время реставрации какую-нибудь плитку повредили!

Короче вот была бы беда, если бы во время реставрации какую-нибудь плитку повредили!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Лет двадцать назад в журнале "Латвийская архитектура" выходила статья одного из архитекторов станции, Вайделотиса Апситиса, в которой автор рассказывал об этой пресловутой керамике, возиться с которой оказалось сомнительным удовольствием. Сначала оказалось, что нужно использовать керамические блоки больших размеров, а такие в Латвии уже забыли, как делать. Потом выяснилось, что блоки должны быть не прямые, а изогнутые, потому что стенки-то не ровные, а закругленные, сами понимаете. Дальше больше, монтировать такое чудо никто не умел. Нужно было аккуратно обрубать готовые изразцы и шлифовать края... Архитекторы разделились, пока один работал в Москве, второй стоял над душой единственного на всю Латвию старого мастера-плиточника, чтобы тот все делал, как надо. Потом архитекторы менялись боевыми дежурствами, но факап все равно случился.

На станции пока не так много людей

На станции пока не так много людей

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Про него архитектор не написал, но мне рассказал историк Михаил Коробко. Суть в том, что когда изразцы везли по кочкам и маленьким пенечкам, то несколько желтых (омлетных) плиток разбилось. Архитекторы поехали к мастеру, но тот послал их подальше: не любите, не цените, не платите, - делать ничего не буду и вообще слава независимой Латвии.

(Кстати, да, архитектор "Рижской" тоже жаловался, что денег за работу не предусматривалось. Считалось, что делать одну из станций метро сама по себе великая честь). В общем, пришлось проводить целую спецоперацию. К вредному гончару внедрили подмастерьем агента КГБ Александра Блюдзе. Тот подружился с ним и уговорил-таки сделать недостающие изразцы. Правда, новая партия отличалась по цвету. Что-то выглядит как свежий яичный желток, что-то - как зеленовато-протухший, но что делать, так и смонтировали.

Изначально хотели только поменять эскалаторы, достигие пенсионного возраста

Изначально хотели только поменять эскалаторы, достигие пенсионного возраста

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Короче вот была бы беда, если бы во время реставрации какую-нибудь плитку повредили! Но я проверил, все на месте. Кое-где заметно, что современные мастера аккуратно отреставрировали расколотые уже в процессе долгой эксплуатации элементы. А еще - восстановили 160 кв. метров лепного декора карниза! Вот это действительно большое дело. Неужели опять внедрялись к латышам или обошлись своими силами?

На месте оказались и восемь пейзажных узлов, выполненных в технике глубокой гравировки. (Эти штуки располагаются в нишах между пилонов и выглядят как резьба по дереву). На плитках изображены главные архитектурные памятники Риги: Старая Рига, ТЭЦ, Взморье, Колхозный рынок и много чего еще интересного.

Рижская - одна из немногих станций, где все очень хорошо с лавочками

Рижская - одна из немногих станций, где все очень хорошо с лавочками

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Чуть не забыл! Рижская - одна из немногих станций, где все очень хорошо с лавочками. Они расположены с обеих сторон от каждого пилона и их много. Правда, до реставрации сидеть на них не особо хотелось: почему-то именно лавочки портили воздух, примерно как валенки дворника Тихона из классического произведения.

Теперь же все лавки заменили, и даже орнамент воссоздали. Пока пахнут свежими стружками.

Ложка дегтя подоспела. Ртутные светильники уже частично не фурычат. Я насчитал восемь неработающих ламп. Ну как так-то?

Поехали дальше, вернее, наверх. Рижская - станция глубокого залегания, поэтому эскалаторы тут протяженные. Теперь вместо прежних трех здесь четыре эскалаторные ленты. Для дополнительной четвертой соорудили торшеры и вентиляционные решетки, очень похожие на те, что были раньше.

Где заменили мрамор в наземной части павильна - я не понял: новая мраморная плитка оказалась идентичной прежней. Зато сразу бросились в глаза новые турникеты. Бесконтактная оплата пластиковой картой принимается везде, а не только в двух по краям, как на большинстве станций.

- А вы не знаете, где тут вход? - спросила меня одна женщина, когда я вышел из метро. Женщина, усиленно пыталась войти через выход и удивлялась, что его нет на прежнем месте. Я обратил внимание, что она такая не одна. Люди, как мотыльки бились в стеклянные двери и поворачивали оглобли назад.

Оказалось, что вход и выход поменяли местами. Зачем - я тоже не понял, но зато теперь, выходя из метро, попадаешь прямо к знаменитому Рижскому цветочному рынку. (Так вот откуда граждане с огромными охапками цветов!)

Оказалось, что вход и выход поменяли местами

Оказалось, что вход и выход поменяли местами

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Понятное дело, хейтерам реставрация не понравилась. Мол, фундамент не отпескоструили, мелкую плитку не заменили и она выглядит туалетно. Внутри наземной части декор мог быть и поярче...Словом, жемчуг мелок, мед не сладок. Но мне, в целом, все понравилось. Власти обещают, что нынешняя реконструкция позволит минимум 30 лет не проводить на станции никаких серьезных ремонтов. Это важно, поскольку в ближайшие годы «Рижская» станет частью крупнейшего транспортно-пересадочного узла, объединяющего Калужско-Рижскую и Большую кольцевую линии метро, 3 диаметра МЦД и Рижский вокзал.

Пересадочная часть еще готовится, поэтому часть элементов станции закрыта профлистом, но то ли еще будет.

КСТАТИ

Если вы думаете, что Рижская - это единственная станция с прибалтийским колоритом в Мосметро, то ошибаетесь. Пока готовил эту статью, узнал, что вторая "прибалтийская" станция - это Новослободская. На станции Новослободская можно увидеть витражи, тоже сделанные в Риге.