Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Общество28 июля 2022 22:00

Приключение электроники

Наш корреспондент съездил в подмосковную Каширу, чтобы посмотреть на уникальный завод по переработке мяса и поздравить его с четырехлетием
Колбаса впервые «видит» человека лишь на стадии контроля качества.

Колбаса впервые «видит» человека лишь на стадии контроля качества.

По этому предприятию можно долго бродить, не встретив практически ни одного человека. Аналогов в мире всего два - в США и в Европе. А в России такой завод единственный. Владелец - Группа «Черкизово», чью продукцию можно увидеть на полках почти всех российских магазинов. Среди множества предприятий огромного холдинга каширский филиал - самый передовой. Еще недавно гордостью города была ГРЭС, а сегодня еще и мясоперерабатывающий завод.

Эту колбасу знают, наверное, в каждом доме. Кстати, именно с нее в начале 70-х годов прошлого века и началась история компании (тогда это был всего один завод в Москве). За эту колбаску граждане голосуют рублем - это лучшее свидетельство ее качества. И, конечно, это результат регулярного применения наиболее прогрессивных технологий. Человек практически не прикасается к продукции, что очень выручало во время пандемии как дополнительная гарантия безопасности продукта.

Сотвори себе Сальчичон

Завод «Черкизово-Кашира» запущен в эксплуатацию в 2018 году. Сегодня здесь изготавливают 70 наименований колбас. Когда проходишь по местным коридорам и цехам, кажется, что ты внутри гигантского космического корабля или по меньшей мере снимаешься в фантастическом фильме: кругом гулко, прозрачно и чисто, как в больнице, механизмы сами рубят, месят, отправляют контейнеры с сырьем в огромные чаши… Словом, живут своей жизнью. Люди, конечно, есть - управлять техникой кому-то нужно, но их не видно - обычно на подобном предприятии работает 700 сотрудников, а здесь их только 200. При этом продукция производится в грандиозных объемах. Например, сырокопченой колбасы - до 100 тонн в сутки.

Завод работает не только на внутренний рынок, но также поставляет продукцию в страны СНГ и азиатского направления. Технологи строго соблюдают (и автоматика им в этом помогает) классические рецепты и разрабатывают новые. В области рецептуры колбасы потенциал далеко не исчерпан, а специи позволяют создавать практически бесчисленные вариации. Так что перспективы создания новых вкусов, по мнению специалистов компании, еще есть.

Пропорции и состав специй для разных сортов колбас держат в секрете. Его знает узкий круг лиц. Кстати, в цехах стоит стойкий запах перца, кардамона, прочих пряностей, вызывающий аппетит.

- Смотрите, сейчас идет производство сальчичона, - едва глянув на бегущий конвейер, безошибочно определил

Михаил Петров. Оказывается, мы присутствовали при акте сотворения деликатеса. Нет тут особых хитростей, если знать технологию. Специалист по ряду признаков - фракции, цвету фарша, применяемому оборудованию - может установить сорт готовящейся колбасы.

Мясо по этапам

После того как сырье (мясо) доставят на завод, его из пакетов перекладывают в пластиковые моющиеся контейнеры, взвешивают и маркируют. Это делают люди.

Потом мясо отправляется на склад, и тут начинаются технологические чудеса. На складе мясо не просто ждет своей очереди на приготовление, а проходит всю подготовку.

Затем склад получает что-то вроде заказа на будущую продукцию, и программа сама запускает процесс, включая все нужные ингредиенты в зависимости от рецептуры. Сырье уходит в цеха и постепенно становится колбасой, которую мы видим на прилавке.

По коридорам деловито снуют шаттлы, перевозя будущий готовый продукт из цеха в цех. Они не врезаются друг в друга, так как ездят по магнитам, вмонтированным в пол. Каждый такой шаттл может перевезти тонну. При этом шаттлы «запоминают», что, куда и в какое время привезли. Например, доставив полуфабрикат на ферментацию, они через 4 - 5 дней заберут оттуда партию продукции и повезут ее сушиться.

В сушильных камерах при определенном температурном режиме изделия будут созревать от 10 до 20 дней.

И вот финиш - цех вакуумной упаковки. Здесь опять трудятся роботы.

Несмотря на мощь, большие территории и малолюдность, нам было уютно в чреве завода-робота. А еще мы перестали бояться восстания машин.

Снаружи завод-робот прикидывается обыкновенным предприятием.

Снаружи завод-робот прикидывается обыкновенным предприятием.

Директор завода Михаил ПЕТРОВ:

- На 2022 год мы запланировали выпустить 17 тысяч тонн продукции. В колбасных батонах счет идет на миллион. Для наглядности удобнее мерить фурами. Представьте: стандартная фура вмещает 17 тонн нашего продукта.

Начальник участка Сергей МЕРДЕЕВ:

- Ошибиться машины не могут, они дают гарантию, что рецепт будет досконально соблюден. По весу продукции техника определяет ее готовность и все данные передает по Wi-Fi на центральный сервер, и уже технологи наблюдают, насколько правильно идет процесс. Если нужно, вносят корректировки.

Когда колбаса готова, робот снимает ее с рамы и передает на участок контроля. На этом этапе колбаса впервые встречается с человеком. Проконтролировать изделие перед упаковкой может только специалист. Дефектом считаются даже выступившие на поверхности батона крупинки соли. Отследить и отбраковать такое пока может только человек. Теперь максимум, на что может быть пригодна изъятая с конвейера колбаса, - корм для животных.

Помимо завода в Кашире у Группы «Черкизово» - крупнейшего в России производителя мясной продукции - есть еще:

11 птицеводческих комплексов,

16 свинокомплексов,

10 мясоперерабатывающих предприятий,

9 комбикормовых заводов,

300 тысяч га сельскохозяйственных земель.

Продукция экспортируется более чем в 20 стран.