Премия Рунета-2020
Крым
+10°
Boom metrics
НовостиПобеда20 мая 2014 9:45

Самая длинная смена «Артека»: дети писали письма на арбузе, а во снах видели Победу

Четыре года пионеры из Крыма не могли попасть домой из-за начавшейся Великой Отечественной войны.

«Комсомолка» нашла те немногие уцелевшие личные дневники, где хранятся воспоминания пионеров и вожатых. А также узнала, как их эвакуировали из Крыма в Алтай

ЖДАЛИ НАЦИСТОВ С МОРЯ

Сотни ребят со всего СССР съехались 18 июня 1941 года в «Артек». Тогда они еще не знали, что вместо 21 дня их смена затянется на долгих и тяжелых четыре года. 22 июня дети вместе с вожатыми готовились открыть сезон – море было теплоте, на улице стояла жара. Вечером предстоял концерт и танцы, но место музыки из динамиков «Артек» услышал булатный голос Левитана: «Без объявления войны германские войска напали на нашу страну!». На следующее утро в лагерь приехала еще одна группа ребят из Литвы. Когда их автобус мчался к морю, на пути их встречали колонны красноармейцев. Дети думали, что это учения, махали солдатам руками, никто из них не догадывался, что страна уже несколько часов ведет кровопролитные бои с немецкими оккупантами на западной границе.

- Родители очень переживали за своих детей, никто не знал, как ребята вернуться домой, - вспоминают в своих мемуарах очевидцы. – Небольшие группы детей стали разъезжаться по домам с первых дней начала войны.

Их сопровождали вожатые и работники лагеря. Но вот с пионерами из Прибалтики, Молдавии, Белоруссии и Украины возникли трудности, ведь в их городах и селах уже шли тяжелые бои. "Артековцы" решили остаться в Крыму в надежде, что враг вскоре будет отброшен, а война закончится.

- Поначалу, дни в лагере проходили как всегда: мы плавали, катались на катере, играли и пели, - писала в своем дневнике 11-летняя литовская пионерка Марите Растекайте в 1941 году. – Правда, ночью нам приходилось дежурить на башне у берега моря. Дежурили по четверо. У нас был пароль «Москва красная». Пришлось и мне дежурить с 24-00 до 02-00 часов. Мы должны были наблюдать, чтобы никто с моря не проник в лагерь.

ПИСЬМА ПИСАЛИ НА АРБУЗЕ

Уже в начале июля стало ясно, боевые действия только начинаются и решающие схватки только впереди, а в Крыму оставаться опасно. Руководство решило эвакуировать лагерь. И 6 июля 1941 года 300 пионеров покинули территорию «Артека» в Гурзуфе. На автобусах их привезли в Симферополь

- Поезд из Крыма в Москву прибыл без приключений, и до конца июля «артековцы» жили недалеко от города в санатории Мцыри – это бывшее имение бабушки поэта Михаила Лермонтова, - рассказывают в «Артеке». - Ребята работали в поле, помогали колхозникам собирать урожай. Но фашисты подбирались уже и к Москве. Пришлось перебираться в тыл, в Сталинградскую область.

Три сотни детей снова отправились в путь. Прошли на пароходе по рекам Москва, Ока, Волга до Сталинградской области. Затем на машинах в Нижне-Чирскую станицу, где на берегу Дона находились помещения летнего Дома отдыха.

- И снова вставали и ложились по горну, утром и вечером проводили линейки, работали. Лагерь в то время перешел на самообслуживание, и ребята сами готовили пищу, убирали, штопали одежду, почта не работала, - вспоминают в своих дневниках вожатые.

- Тоска по дому стала нас точить и тогда возьмет кто-нибудь из нас большой арбуз вырежет на нем ножиком послание - «милой мамочке», и бросит в Дон..., - писала в дневнике литовская пионерка Марите Растекайте.

ШИЛИ СОЛДАТАМ ОДЕЖДУ

Зимой в Доме отдыха оставаться было невозможно из-за холода – отопления тут не было. Снова решили эвакуировать детей теперь уже в город Калач (Воронежская область). А затем в Волгоград, где им выделили четвертый этаж большой школы на улице Крондштатской 21. Там-то они и зимовали.

- Несмотря на войну, режим дня оставался артековский, - говорят сотрудники лагеря. – Ребята собирали по домам теплые вещи, девочки шили солдатское белье, кисеты, помогали организовывать новые госпитали, искали для военных посуду, книги. Шли к раненым, писали за них письма или, как написала одна девочка в дневнике «просто сидели на койках, держали больного за руку и болтали детскими голосами».

Когда весной 1942 года участились налеты люфтваффе на город, артекоцы выехали в более безопасное место - санаторий «Серебряные пруды» - это бывшее «дворянское гнездо», степное имение графов Воронцовых, что в 35-ти километрах от районного центра Фролово Сталинградской области. Почти все лето пионеры провели там.

А в июне трех эстонских пионеров пригласили на антифашистский митинг в Москву. С трибуны ребята вещали о мирной жизни «Артека» уже в военное время. Митинг транслировался по радио на всю страну. Только оттуда родители, которые не видели своих чад уже более года, узнали, что с ними все в порядке.

Обратно из Москвы в «Серебряные пруды» эстонские пионеры артековцы возвращались под непрерывной бомбежкой.

Фронт приближался в санаторий «Серебряные пруды» и вскоре там расположился военно-полевой госпиталь. Слишком рано ребятам пришлось повзрослеть. 14-летние девочки теперь стали санитарками, сиделками и няньками для наших раненых воинов.

ПОБЕДУ ВИДЕЛИ ВО СНЕ

Но и здесь оставаться ребятам стало опасно – фронт приближался стремительно. Командование решило: «незамедлительно эвакуировать лагерь в Алтай». На военных грузовиках детей везли до Камышина. Далее пароходами по Волге, Каме, Белой до Уфы, а оттуда поездом через Урал и Западную Сибирь в Бийск – глубокий тыл.

Через год и три месяца после выезда из Гурзуфа, 11 сентября 1942 года 200 артекоцев приехали на Алтай в курортное местечко Белокуриху. К тому времени родным 100 детей удалось их забрать по домам. В Алтайском крае Крымский «Артек» поселился на два года.

В Белокурихе артековцы наконец-то смогли продолжить учение. Пошли в местную школу. Бумаги не было, писать конспекты приходилось на старых газетах и книгах. К тому же всех детей объединили в рабочие бригады. Младшие трудились в подсобном хозяйстве, старшие в основном мальчики на лесозаготовках и на конном дворе, а девочек отправили на кухню и столовую.

- Мы работали по четкому плану - в 22.30 выстраивались все на линейку, командиры отрядов отчитывались об итогах трудового дня, учащиеся докладывали об успехах в школе, работающие о выполнении норм. Говорили хором речевку: «Над Белокурихой ночь спускается, Артеку спать пора. Всем, всем спокойной ночи, и нам приятного сна!», - пишет в своих мемуарах пионерка Анастасия Бурыкина.

Позже 23.00 никому не разрешалось выходить из корпуса. Засыпая, ребята мечтали о скорой победе, что скоро увидят своих родных. Бывало в эти минуты, в темной палате кто-то всхлипывал, закрывшись одеялом, пытался заглушить свой плач. Это были те дети, которым пришла похоронка…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- 16 – месяцев добирались артековцы из Гурзуфа в Алтай;

- 7750 – километров преодолели ребята расстояние от Белокурихи до «Артека»;

- 116 тысяч рублей - заработали артековцы за период самой долгой смены. Они купили и подарили танкистам танк «Т-34»;

- 11, 5 миллионов рублей – составил материальный ущерб «Артека», когда фашисты разрушили лагерь.