2016-07-14T10:30:19+03:00

Успенский пост. В чем строгость и где послабления в семейной жизни?

Древние жертвовали своей пищей для того, чтобы показать, что самое главное все-таки духовное, а не плотское

00:00
00:00

В прямом эфире радио КП протоиерей Олег Стеняев рассказывает корреспонденту «Комсомолки» Екатерине Рожаевой и ведущему Арташесу Антоняну, почему Успенский пост – почти такой же строгий, как Великий и почему пост – это не диета.

Антонян:

- В эфире программа «Прощеное воскресенье». Приветствуем в студии Екатерину Рожаеву. Наш сегодняшний гость – протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Тема, которую мы сегодня хотели бы обсудить звучит следующим образом: «Успенский пост. В чем строгость и где послабления в семейной жизни?»

Рожаева:

- Откуда пошла такая традиция поститься? И что для православных есть Успенский пост?

Стеняев:

- Пост - это очень древняя традиция. Пост присутствует в иудаизме, в христианстве, в исламе, в индуизме, в буддизме. Собственно говоря, я не знаю религии, в которой бы не было поста. Я думаю, что древние жертвовали своей пищей, для того чтобы показать, что самое главное все-таки духовное, а не плотское. Таким образом они как бы подчеркивали, какие главные приоритеты должны быть в жизни человека, а что-то является второстепенным. Если говорить об успенском посте, он установлен в связи с тем, что было Успение Девы Марии, она готовилась к этому дню, она ожидала этого дня, она молила своего сына, чтобы в момент исхода из тела ей не видеть злых демонов, как учит предание. И сын Божий сам сошел за ее блаженной душою и забрал ее в небесную обитель. Поэтому это для нас образ такой правильной подготовки к переходу в другую жизнь. Как в одной древней книге сказано, человек рождается для смерти, а умирает для жизни.

Рожаева:

- Насколько я понимаю, все-таки пост это не только отказ от еды и какого-то питья, но, наверное, смысл сакральный несколько в ином. Иначе бы он был бы ни к чему, это была бы диета, допустим.

Стеняев:

- Да, это была бы диета. В действительности пост – это когда человек отказывается от чего-либо. Например, детям я говорю: сегодня вы можете отказаться от мясной пищи, откажитесь от жвачки в среду, пятницу и воскресенье. И поверьте мне, когда ребенок отказывается от жвачки, для него это очень ответственное решение. И Господь, конечно, принимает это с радостью.

Рожаева:

- То есть от любого какого-либо любимого лакомства.

Стеняев:

- Или недостатка. Например, мужчины православные стараются в среду, пятницу, воскресенье, во время поста не курить. И им, конечно, это очень тяжело дается. Но Господь видит их старания, и он оценивает именно их намерения хоть как-то поучаствовать в посте.

Антонян:

- Есть несколько постов, достаточно длительных по времени. А чем Успенский пост отличается?

Стеняев:

- Успенский пост достаточно строгий по сравнению с другими постами. Его можно сравнить только с Великим постом перед Пасхой. И этот пост связан с тем, что мы практически не вкушаем ни рыбу, ничего.

Рожаева:

- Растительное масло?

Стеняев:

- Да, растительное.

Рожаева:

- А что еще можно и чего нельзя в пост? Говорят: монастырский устав. Но мы-то живем в светском государстве. Понятно, что в монастыре люди должны придерживаться неких правил. А как это распространяется на обычное общество?

Стеняев:

- Вот смотрите, что о посте пишет святитель Василий Великий: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги». И далее Василий великий обличает тех, которые неправильно постятся. Не ешь ты мяса, то поедаешь брата, воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день на обсуждение ближних. То есть назначение поста это покаяние. И главное – человек должен осознать, что воздержание от пищи это одно из условий поста, но это не главное условие поста. Главное – примириться. Вот у пророка Исайи говорится: «Таков ли пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал. Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных веди в дом». Вот такой пост Господь приветствует. Это пророк Исайя, 58-я глава. То есть это деятельная милосердная социальная позиция человека.

Рожаева:

- К разговору о мясе и не есть людей. Моя приятельница любит колбасу. Не съест кусок, начинает злиться, поедом ест домашних, зло срывает на дочке своей. Ее духовник сказал: «Ну съешь ты этот кусок колбасы, только не трогай ты своих ближних. И всем будет счастье».

Стеняев:

- Я знал одного церковного старосту с Западной Украины, он не мог без сала, у него кружилась голова, ему становилось плохо. И поэтому он не мог причащаться. А когда он ел кусок сала, он приходил в себя. Действительно, у людей бывает разная физиология. И церковь устанавливает, кому дается послабление во время поста, а кто должен соблюдать пост, как положено.

Антонян:

- А кто может не соблюдать?

Стеняев:

- Не соблюдают пост по церковным законам заключенные, которые находятся в местах лишения свободы. Не соблюдают пост беременные женщины и кормящие матери. Не соблюдают пост военнослужащие и все люди, которые больны. Вот 8-е правило святого Тимофея Александрийского: «Ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно (тело) слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу». То есть если у человека тело немощное, то ему пост не предписывается даже самыми строгими апостольскими правилами. Для больных, для военнослужащих, для заключенных, для кормящих матерей, беременных женщин есть послабление.

Рожаева:

- Я еще слышала, что поста могут не придерживаться те, которые в пути.

Стеняев:

- Да. Те, которые находятся в пути, они тоже освобождаются от поста. Но во время поста не рекомендуется отправляться в какую-то дорогу. Еще есть одна категория лиц, которые могут приостановить пост. Это те, которые оказались в гостях. Например, вы пришли в гости к кому-то, и вам предлагают скоромное. Вы не имеете права отказаться. Апостол Павел пишет: «Если придешь в гости, ешь без исследований». Нельзя свое пощение противопоставлять чьему-то непощению. Но проблема заключается в том, что во время поста по гостям не ходят. Поэтому перед Великим постом есть Масленица, и вот во время Масленицы ходят и к теще на блины. Имеется в виду, что если к теще ходят, то ко всем остальным тоже. Специально Масленица установлена, чтобы ходить по гостям, а потом уже не ходить. Но если человек все-таки оказался в другом доме, он не может свое пощение противопоставлять чьему-то непощению.

Антонян:

- Принципиальное отличие Успенского поста от всех остальных?

Стеняев:

- Если говорить об Успенском посте, то здесь мы больше молимся, обращаясь к Божьей Матери. Потому что мы готовимся к этому событию ее Успения, которое является образом такого ухода в другую жизнь, который нельзя назвать даже смертью. Это называется Успением, то есть как бы сон. И надо сказать, что славянский язык говорит о мертвом человеке «усопший». А усопший по-славянски означает уснувший. А на греческом языке даже места захоронения, если перевести дословно, это как место, где люди спят, то есть некая спальня. Это влияние христианской традиции, которая воспринимает смерть как некий сон, который рано или поздно прекратится и человек обретет новую реальность.

Рожаева:

- В особо религиозных православных семьях некоторые предпочитают даже малых детей… Младенец в православии – это до 7 лет, до момента первого причастия.

Стеняев:

- До момента первой исповеди.

Рожаева:

- И они очень давят на своих детей, пытаются…

Стеняев:

- Дети относятся к категории немощных. Поэтому к ним пост не относится так строго, как к взрослым людям. И здесь надо все соразмерять в соответствии с 8-м правилом святого Тимофея Александрийского и апостольскими правилами, где говорится о том, что для слабых, болящих, конечно, это не то, что будет им на пользу. И Кассиан Римлянин в свое время писал интересную вещь. Он говорил: «Конечно, христиане Галии (это Франция) не должны поститься так строго, как синаиты, потому что в Галии такой ужасный холод, такой климат тяжелый. Если у нас есть необходимость поститься, потому что у нас хороший климат, то там необходимость ослаблять пост». Что бы Кассиан написал по поводу наших морозов в сравнении с Францией, где достаточно мягкий климат? Конечно, здесь тоже есть свои особенности. Но особенность русского характера - наши предки приняли устав монастырский, сделали его повседневным.

Рожаева:

- То есть для светского общества то же самое, что и в монастыре, нет никаких разделений и различий?

Стеняев:

- Да, получилось именно так. Это, может быть, особенность наших предков. Особенность нашего теперешнего характера – нигде на Крещение не прыгают в прорубь, а у нас если веровать, так веровать, если на Крещение, то в прорубь. И это проявление религиозности. И Богу это угодно. Потому что в Писании сказано, что Господь трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. Если религиозность проявляется даже слабо, как надломленная трость или курящийся лен, махни на него – он погаснет, все равно это угодно Богу. Поэтому каждый должен решить, как он будет поститься. Если кто-то откажется от похода в кинотеатр, кто-то откажется от игры в карты, это будет принято как его участие в посте. Любое решение, которое человек принимает на время поста, слабый человек, малоцерковный, оно угодно Богу, если он начнет отказываться на это время.

Рожаева:

- Даже в мелочи какой-то?

Стеняев:

- Даже в какой-то мелочи, если человек себя ущемляет, он участвует в посте. Нельзя совсем не участвовать в посте. Вот здесь человек отказался от собственного народа, от традиций отцов, здесь как бы элемент духовного предательства.

Антонян:

- В данном случае, наверное, надо как-то осознанно понимать, что ты именно отказываешься от чего-то?

Стеняев:

- Да. Здесь никто не требует, чтобы человек декларировал, от чего он отказывается. Он может сам внутри себя принять такое решение, что вот он любит Деву Марию, Божью Матерь, и он ради ее Успения отказывается от чего-то. И это решение будет известно Богу. Но если он попросит еще и благословения у священника на это решение, ему сообщатся силы необходимые, чтобы он смог достойно это решение, этот обет исполнить во время поста.

Рожаева:

- А священник может запретить поститься? Определенные причины, которые есть, мы оговорили. А есть ли другие причины, чтобы не поститься?

Стеняев:

- Если врач говорит человеку, что ему надо вкушать молочную пищу (например, у человека какие-то недуги, связанные с желудком), то, без сомнения, такой человек получает благословение на послабление в посте. Потому что любая диета, связанная со здоровьем, она принимается церковью. Поэтому человек может даже употреблять лекарства перед причастием, это никогда не возбранялось церковью, и это разрешается в церкви. Например, диабетик не может без инсулина отправиться в храм, он просто не дойдет. Поэтому в любом случае, когда необходимо принимать какие-то лекарства, человек принимает и запивает водой. Но это не считается нарушением подготовки к причастию. Потому что действует принцип, что ради нужды бывает применение закона. Этот принцип сформулировал Господь наш Иисус Христос.

Рожаева:

- Сколько нужно поститься обычному человеку перед причастием? И что нужно ему прочитать, чтобы быть допущенным?

Стеняев:

- По строгим церковным понятиям человек поститься три дня, он не вкушает скоромную пищу, белковую, молочную, животные жиры. И он вычитывает три канона: канон Иисусу Христу, канон Божьем Матери, канон Ангелу-хранителю, канун Причастию и молитвы перед причастием. И с утра, когда он идет на причастие, он ничего не вкушает. Даже не пьет воду. Только в том случае, если он болеет, он может принять лекарство.

Антонян:

- В католической церкви проще с подготовкой к причастию.

Стеняев:

- Да.

Рожаева:

- Почему такая разница в наших традициях и в их?

Стеняев:

- Там евхаристический пост 2 часа, а в свое время Иоанн Павел II вообще отменил посты на территории Восточной Европы, заявив, что под этим коммунистическим режимом все нестабильно, все сложно, все дорого, и он дал такое послабление. Но на нас не распространяются решения католической церкви, потому что православная церковь это православная церковь, а католическая – это католическая. Мы совершенно разные церкви, у нас разное представление о спасении и т.д.

Антонян:

- Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и легким.

Стеняев:

- Это связано с тем, что вот сегодня мы освящаем фрукты. До Преображения мы не вкушаем фрукты, до Медового Спаса мы не вкушаем мед. А вот сейчас каждый день мы обязаны эти освященные фрукты (яблоки, груши, виноград) обязательно включать в наш рацион. Таким образом этот пост, он как сладкий пост. Потому что после Преображения мы всё это едим, и как бы человек возвращается в райское состояние. Ведь в раю-то мясо не ели. Обратите внимание на Библию, они питались только тем, что произрастало. И Бог разрешил вкушение мясной пищи только после потопа Ною и его сыновьям Симу, Хаму, Иафету. А так как они родоначальники человеческих рас, то через них разрешение на мясную пищу вошло в мир. А когда мы постимся, мы как бы возвращаемся в райское состояние. Хотя в таком строгом ветхозаветном понимании пост - это вообще ничего не есть, ничего не пить. Но в ветхозаветные времена пост обычно был один день. Вот у иудеев до сих пор сохраняется, на судный день они строго постятся, потому что считается, что в этот день выносится приговор, кто в этом году заболеет, разорится, умрет, кто поправится и т.д.

У мусульман, например, пост Рамадан связан с тем, что во время Рамадана, как они учат, был ниспослан Коран, они получили первую суру, которая называется «Сгусток», которая начинается словами «бери книгу и читай». Для них это очень важно, потому что это связано с их Священным Писанием. И они постятся как? Они днем не едят, а вот ночью, когда солнце заходит, и до восхода они могут есть. А сейчас они могут есть, когда хотят. Сегодня они, конечно, радуются, это для них тоже событие.

Антонян:

- У нас есть телефонный звонок. Георгий, здравствуйте.

- У меня такой вопрос. Скажите, а есть место захоронения Девы Марии и апостолов?

Стеняев:

- Дева Мария чудесным образом была вознесена на небо, ее тело, как и тело ее сына, покинуло этот мир. А если говорить об апостолах, то останки апостолов существуют, в основном они в древности были собраны в Царьграде, в Византийской столице. А потом, когда были крестовые походы, то католики перевезли очень многие мощи апостолов в Рим. Например, мощи святителя Николая перевезли в Италию, и они находятся там. С одной стороны, казалось бы, мощи были захвачены, но, с другой стороны, мощи спасли. Потому что потом, когда турки захватили священные земли, они те мощи, которые не увезли оттуда, они их отдавали на съедение собакам и выбрасывали на улицу.

Рожаева:

- Может быть, стоит сказать, что именно не место захоронения, а место успения Пресвятой Богородицы находится на Масленичной горе, в подземном храме.

Стеняев:

- Да, в доме Иоанна Богослова, она там жила с ним. Когда Иисус Христос умирал на кресте, он исполнил Божью заповедь о почитании родителей. И он позаботился о Деве Марии, он посмотрел на нее и на Иоанна Богослова, который стоял внизу, и сказал Иоанну, взглядом указывая на Деву Марию: «Се мать твоя». А ей сказал, указывая взглядом на Иоанна: «Се сын твой». Таким образом он позаботился о том, чтобы мать после его смерти на кресте нашла себе место успокоения.

Антонян:

- Олег, слушаем вас.

- Есть один приход, где у них при приходе две спортивные секции – фехтование и верховая езда. Скажите, спортсмены, которые воспитываются в воскресной школе, должны поститься или им необходимо соблюдать рацион питания, который необходим для ведения спортивной деятельности?

Стеняев:

- Я думаю, что на время поста все-таки надо приостанавливать такие вещи. Но, с другой стороны, если речь идет о детях, здесь всегда действует послабление, обязательное в этом случае. Потому что ребенок не может строго все соблюдать, и от него этого никогда не требовали. Поэтому это дело людей, которые в возрасте, которые имеют здоровье, силы, они могут поститься. А больные люди, с них этого не спрашивают. Тем более немощные. Детский организм нуждается в белковой пище, потому что он растет. Но, учитывая характер того белка, который мы поедаем, может быть, иногда лучше воздерживаться от него, и для детей. Потому что то, как у нас забой скота происходит, какое мясо, это очень серьезный вопрос.

Рожаева:

- То есть, возможно, от мяса вообще стоит отказаться?

Стеняев:

- Разгрузочные дни должны быть, и детям это пойдет только на пользу.

Антонян:

- На Олимпийских играх некоторые наши спортсмены (это касается прежде всего тех, кто занимался борьбой) постились. И это давало, скажем так, сбой в результатах.

Стеняев:

- Вы имеете в виду мусульман?

Антонян:

- Да.

Стеняев:

- Я думаю, что если человек номинально относится к посту, то есть другие постятся, и я пощусь, - да, это может сказаться. Но если он религиозно осмыслил, что он делает, это, наоборот, должно придать ему духовных сил, без которых человек вряд ли одержит победу. Победа все-таки одерживается внутри, это внутренний эмоциональный фон должен быть правильный. А исламский пост все-таки не такой строгий, как христианский, человек может после захода солнца есть любую пищу, ничего не возбраняется.

Рожаева:

- Мусульманские имамы могут благословить не поститься?

Стеняев:

- Это вопрос к имамам. Насколько я знаю, у мусульман достаточно свободно, дети, как правило, не соблюдают Рамадан. И у них достаточно свободно это все решается. И в то же время они дорожат своей традицией, придерживаются ее. Но опять же, если человек номинально относится к традиции, вряд ли такой пост ему поможет, он может получить какое-то удовлетворение, что он солидарен со своими близкими. Но если человек осознанно совершает пост, то это придает силы человеку. Не случайно, что все великие подвиги совершались в основном, когда люди накладывали на себя пост перед сражениями. Например, перед Куликовской битвой был пост, было покаяние. Перед ответственными событиями всегда наши предки соблюдали посты православные. Или даже устанавливали пост, когда нет поста, перед каким-то важным событием.

Рожаева:

- Накапливали таким образом энергию.

Стеняев:

- Да. Особенно перед сражениями. Потому что вот эта пища, если ею слишком объесться, она, наоборот, делает человека ленивым, квелым, и вряд ли он сможет воевать. А ощущение голода может даже придать необходимую агрессию во время сражения.

Антонян:

- У нас есть телефонный звонок. Вадим, слушаем вас.

- А как разговляются иноки в монастырях по окончании Успенского поста?

Стеняев:

- Выход из поста это достаточно ответственное и сложное дело. Иногда бывает так, что миряне очень хорошо постятся, но потом так разговеются, что теряют все духовные достижения, которые были. Разговение это очень серьезный момент, как соблюдение поста, так и выход из поста надо делать очень осторожно. Потому что я знал одного мужчину, который очень хорошо постился, но так разговелся, что потерял все и чуть семью не потерял. Все были в восторге от него во время поста, его все хвалили, что он не курит, не ругается, всё соблюдает, а вот когда он разговелся, тут такое началось, что пришлось нам в храме от него его детей прятать.

Антонян:

- То есть сорвался?

Стеняев:

- Сорвался очень серьезно. Мы прятали его семью от него, потому что он буйствовать начал. Потом пришел в себя, и мы ему начали объяснять, что разговение это очень ответственный момент, то есть выход из поста должен быть достаточно плавный.

Если говорить об иноках, то они во время поста не вкушают все то, что мы не вкушаем, но когда разговление, им разрешается молочная пища, масло сливочное. А мясо им никогда не разрешается в любом случае. Но они могут есть яйца, масло, рыбу, любые виды морепродуктов. Кстати, морепродукты можно есть всегда.

Рожаева:

- Даже Великим постом?

Стеняев:

- Да. Они называются морские гады в церковной традиции, и на них не распространяются запреты. Поэтому те люди, которые могут себе позволить питаться устрицами, они могут их есть как угодно и когда угодно, и это не будет считаться нарушением поста. Креветки и так далее.

Рожаева:

- Мы заговорили о семье, которую приходится, к сожалению, прятать от своего кормильца. Есть такая деликатная, интимная тема, как соблюдение супружеского долга. Как с этим дело обстоит во время поста?

Стеняев:

- В первом послании к Коринфянам (7-я глава, 4-5-й стих) апостол Павел пишет: «Жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время для упражнения в посте и молитве. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». То есть здесь апостол Павел совершенно четко говорит, что жена не властна над своим телом, если муж хочет с ней спать, она должна с ним спать. А вот уклоняться они могут на время поста по согласию. Если это согласие достигается, то они постятся, не вступают в интимные отношения. Но если у кого-то из них не хватает сил, то жена не властна над своим телом, но муж, и муж не властен над своим телом, но жена. Здесь сразу это приостанавливается, и Павел поясняет почему. Чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Если жена откажет мужу, а он из-за этого пойдет на сторону, это искушение дьявола, и жена будет нести ответственность за мужа, которому она отказала. Она не властна над своим телом, но муж. И здесь Павел четко говорит: разве по согласию.

Запомните, жены и мужья, это послание к Коринфянам, 7-я глава, 4-5-й стих.

Рожаева:

- То есть, если что, можно предъявить?

Стеняев:

- Да, это будет авторитетно. Потому что первоверховный апостол Павел, это вселенский учитель благочестия.

Антонян:

- Есть телефонный звонок. Андрей, здравствуйте.

- Я хочу поделиться своим опытом. При прохождении поста заметил такую вещь. Мы никогда не могли понять, почему у нас отпуск не идет. А потом отметили: когда ты его не планировал или берешь, а совпадает время поста… Когда мы перестали ездить в отпуск отдыхать во время поста, отпуск проходит великолепно. А так настрадались, не могли ничего понять. Во время отпуска происходят соблазны увеселений и т.д. А сейчас отпуск проходит, слава Богу.

Стеняев:

- Мы благодарим вас за этот совет.

Рожаева:

- Я совершенно согласна. Один раз Великим постом попала в отпуск на Святую землю. Боже мой, помытарили меня. Я не смогла просто передвигаться внутри страны, нас трясли на каждому посту полицейские.

Стеняев:

- Кстати, путешествующие не постятся, но предаваться веселью во время поста тоже не следует. Поэтому лучше не путешествовать в это время.

Рожаева:

- У меня есть знакомые, которые так постятся, что аж противно. И они потихоньку начинают тебя наставлять. Это состояние, которое святее Папы Римского, чем оно чревато?

Стеняев:

- В православном понимании никто не обладает какой-то автономной святостью. Точно так же как Луна не является источником света, она отражает свет Солнца только в той мере, в какой свет Солнца на нее падает. Так и святость. Если свет Христов проникает в нашу жизнь, то это нас освящает. Поэтому никакой автономной святости нет. И пост не сообщает человеку какую-то дополнительную святость, если он неправильно использует пост. То есть противопоставляет свой пост чьему-то непощению. Такой пост неугоден Господу.

Смотрите, что сказано в Евангелии от Матфея (6-я глава, 16-18-й стих): «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». И Иисус Христос продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред отцом твоим, который втайне, и отец твой, видящий тайны, воздаст тебе явное». То есть Христос запрещал поститься напоказ. Даже если это общее время поста и все в это время постятся. Нельзя уныло как-то действовать, надо, наоборот, проявить такую бодрость и все делать для того, чтобы скрывать свое пощение.

Рожаева:

- Вы предвосхитили мой вопрос по поводу того, совместимы ли пост и радость?

Стеняев:

- Да, это совместимо. На этом настаивает Господь, что нельзя быть унылыми. Он говорит прямо: «Не будьте унылы, как лицемеры». То есть те, которые принимают унылый вид во время поста, они поступают как лицемеры, то есть действуют напоказ.

Антонян:

- Раиса, слушаем вас.

- Мне помощь нужна. Я обращалась в церковь со своей проблемой, для меня очень тяжелой. Я бы хотела избавиться от курения во время поста. В любое время хотела бы, желание большое, курить мне нельзя. Как мне одна женщина сказала, Господь это делает на раз-два, обратись, попроси. Я просила, потому что у меня своих сил нет, надежда только на него. Чтобы он не ждал от меня усилий, потому что у меня на это нет сил. Я не пью, не прелюбодействую, не вру, мне легко соблюдать все – не пить, не есть. Только это. И это самые большие усилия от меня требуются, для меня невозможные. И я хочу, чтобы Бог помог мне от этого избавиться.

Стеняев:

- Я думаю, что Господь в силах вам помочь. Действительно, как вы говорите, на раз-два Господь может помочь. В Евангелии есть такое словосочетание «тотчас»: тотчас расслабленный встал, взял постель и пошел домой; тотчас прокаженный избавился от проказы; тотчас имеющий сухую руку протянул ее и она стала здоровая. То есть то, что человеку не дается в течение всей его жизни, если он проявляет упование на Бога, то это совершается именно тотчас.

Американский писатель Марк Твен говорил: «Бросить курить очень легко, я бросал 100 раз. До сих пор курю». То есть своими усилиями человек не может бросить окончательно, он как бы бросает, а потом опять к этому возвращается. А вот те перемены, которые мы можем пережить с помощью Господа Иисуса Христа, они могут действительно совершиться тотчас и будут иметь уже необратимые последствия, то есть мы уже не вернемся к тому или иному греху.

Святитель Иоанн Златоуст сформулировал это такими словами. Он говорил, что Господь тотчас может изменить каждого человека. И для того чтобы нам пережить такое изменение, надо пережить то состояние, которое у вас. Вы признали, что ваших сил недостаточно, вы проявляете упование на Бога, и Божье благословение, чтобы вам избавиться именно с помощью Господа Иисуса Христа от этой проблемы, от этого курения, которое наносит вред вашему здоровью, портит эмоциональный, духовный фон для вас. Пусть Господь Иисус Христос освободит вас от этого греха и даст вам радость жизни исцеленного человека.

Рожаева:

- Может быть, есть какая-то молитва или икона, к которой проще подойти, попросить? Возможно, через это эмоционально, морально, на каком-то уровне интуитивном получить помощь?

Стеняев:

- Я думаю, в такой ситуации само это осознание, что может помочь только Бог, оно уже решающим может оказаться. Есть такая притча интересная. Однажды монахи отдыхали рядом с рекой. Один монах поплыл и стал тонуть, а другой был известный пловец. И все говорили: «Прыгай, спасай». А тот стоит и не прыгает. И когда тот уже стал тонуть, который заплыл далеко, этот прыгнул за ним и быстро его спас. И когда он вытащил его на берег, монахи говорят: «А что же ты сразу за ним не прыгнул?» Тогда тот опытный пловец говорит: «У него было еще очень много сил, он бы и меня за собой утащил. А когда я увидел, что он обессилел, тогда мне легче было ему помочь».

Так и Бог иногда действует. Когда он видит, что мы своими силами пытаемся что-то делать, надеемся на свой характер, которого у нас нет, на какой-то потенциал духовный, которого у нас нет. А когда мы признаём: Господи, мы без тебя ни на что не способны, мы полные духовные банкроты, потерпели кораблекрушение в вере, вот если ты нас спасешь, то мы спасемся. Вот тогда реально Господь начинает вмешиваться в нашу ситуацию. Я думаю, что вот эта женщина, которая звонила, она в ближайшее время может ощутить это исцеление, которое придет как помощь от Бога.

Антонян:

- Пост, достаточно строгое соблюдение, диета. Но в то же время смотришь на наших священнослужителей, и они достаточно полноваты. А смотришь на католических священнослужителей, они посуше будут.

Стеняев:

- Этому есть очень рациональное объяснение. Католические священники постятся перед причастием 2 часа. То есть католик может проснуться утром, позавтракать и потом через 2 часа он уже служит мессу. А вот у нас сложнее. Мы встаем натощак, идем на службу, стоим на ногах, причащаемся, потом запиваем это вином с кипятком. И мы возвращаемся усталые, голодные. И человек где-то приходит покушать, когда уже время обеда, а он и не завтракал. Поев, сразу хочется отдохнуть, потому что ноги устают. И от этого как раз это и происходит. То есть у нас немного другой регламент. На самом деле мы много не едим. Я, например, ем два раза в день, и это для меня нормально. Просто достаточно сложный график. Поэтому отличие католических священников от православных в том, что у них есть утренний завтрак. У нас этого нет.

Антонян:

- Сергей, здравствуйте.

- Вопрос по поводу брака. Мы повенчаны, но в разводе уже, не живем больше 10 лет. Могу я развенчаться? Как все это происходит?

Стеняев:

- Вам надо обратиться в епархиальное управление вашей области и попросить, чтобы вам дали церковный развод. Есть три причины для церковного развода: смерть одного из супругов, неверность одного из супругов и крайняя форма безумия одного из супругов. Я думаю, что так как вы давно не живете с вашей женой, она вступила в какие-то новые отношения, у вас могут быть новые отношения, это уже является основанием для церковного развода.

Рожаева:

- Цель поста, как мы поняли, покаяние. А Господь сам постился?

Стеняев:

- Господь постился. Без сомнения, он соблюдал все посты, которые были установлены Пятикнижием Моисея. Потому что он сказал, что пришел не нарушить, но исполнить закон. Мы знаем, что после крещения Господь удаляется в пустыню и в течение 40 дней пребывает в строжайшем посте. Он не вкушал пищу, он не пил воду. То есть это был абсолютный пост. И поверьте мне, и сейчас есть люди, которые действительно отказываются от воды, от любой пищи, в том числе на такое же длительное время. И в Евангелии говорится, что Господь также часто удалялся для молитвы от всех людей, поднимался на гору. Конечно, это тоже было в состоянии поста. То есть наш божественный учитель, будучи человеком, являл нам пример, что поститься надо.

Антонян:

- Огромное спасибо за ваши ответы. Благодарим радиослушателей за активное участие в нашей сегодняшней беседе.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для Вас ЗДЕСЬ >>

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ