Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics

Гонщик Вадим Нестерчук погиб в пустыне в ОАЭ

Он получил тепловой удар и погиб от обезвоживания
Вадим Нестерчук

Вадим Нестерчук

В прямом эфире радио «Комсомольская правда» наш ведущий Александр Яковлев обсуждает с экспертами, как это произошло и можно ли было спастись.

Яковлев:

- Трагедия с известным украинским гонщиком Вадимом Нестерчуком. Неоднократный участник знаменитых на весь мир ралли Дакар и Шелковый путь, 42-летний гонщик трагически скончался в пустыне. Трагедия произошла в ОАЭ. С подробностями в этой студии спецкор «Комсомольской правды», Валентин Кулявцев. День добрый. Что же произошло? Где это произошло?

Кулявцев:

- Произошло это в Объединенных Арабских Эмиратах, в пустыне. Вадим Нестерчук готовился к ралли Шелковый путь-2013. У него в этой пустыне проходила тренировка. В понедельник это все произошло, вчера во второй половине дня. Его автомобиль застрял в песчаной ловушке. Вадим Нестерчук был не один. С ним был напарник, местный житель. Они попытались откопаться, выбраться из песка, но им это не удавалось. И в итоге, оставив своего напарника возле автомобиля, отправив GPS-координаты месторасположения автомобиля, сам Вадим отправился за помощью, искать людей, чтобы они помогли им выбраться. Но организаторы тренировки, спасательная группа, которая обязательно присутствует в такого рода мероприятиях, получив координаты, поспешила на помощь и, к сожалению, уже не застала Вадима живым. По предварительным данным он получил тепловой удар и погиб от обезвоживания. Чудом спасся его напарник. Говорят, что, если бы помощь пришла на полчаса позже, то его бы спасти не удалось. И вот пустыня Руб-эль-Хали, где все произошло, была любимым местом Вадима Нестерчука, где он тренировался перед ответственными гонками. Наверное, имеет смысл рассказать, кто такой Вадим Нестерчук. На самом деле, это довольно известный гонщик, который увлекался ралли очень всерьез. Основатель и пилот первой украинской команды SIXT Ukraine, которая выступает в ралли-рейдах. И он, помимо прочего, еще и бизнесмен. У него есть ресторан в Киеве. У него есть компания Оптима-лизинг – прокат автомобилей. И вот, с прискорбием должен сказать, что у него остались жена и двое детей.

Яковлев:

- Надо сказать, что довольно известная фигура. Но у меня, например, возникает вопрос, туристы тоже могут попасть в подобную ситуацию. Тем более, сейчас туристический сезон. Конечно, может быть, это некорректное сравнение, но, тем не менее.

Кулявцев:

- Я думаю, что это действительно некорректное. Потому что пустыня Руб-эль-Хали, одно из самых жарких мест на земле. В тот момент температура воздуха достигала 50 градусов в пустыне.

Яковлев:

- Вряд ли туристы там окажутся. Но все же. С нами на связи инструктор по выживанию Олег Гегельский, здравствуйте. Туристы могут попасть, конечно же, не в столь жаркую пустыню. Но, тем не менее, такое ведь возможно? Как действовать в таких случаях, что нужно делать, прежде всего? Один в пустыне, что делать или не один, а с кем-то?

Гегельский:

- Все зависит от того, при каких обстоятельствах вы попали в пустыню. Потому, что одно дело, когда вы, допустим, ехали в машине, и у вас был достаточный запас воды, это одна история. Другое дело, когда самолет потерпел крушение или вертушка упала, это другой расклад. Расклады разные, но в принципе, совет может быть два. Во-первых, кто едет на автомобиле, он не может адекватно оценить расстояние, потому что он мерит расстояние двухсотсильным двигателем. Ему кажется, что 15 километров, это две-три минуты езды, а пешком без воды, это смертельное расстояние. При 50 градусах 15 километров, это очень большое расстояние, которое приводит к самым плачевным последствиям, если нет воды, повторяю. При наличии воды можно рассчитывать расстояние следующим образом. Примерно на каждые 15 километров должно уходить минимум 1,5-2 литра воды. В противном случае дегидратация, то есть обезвоживание и последующий за ней тепловой удар – гипертермия и, естественно, смерть. А что касается отсутствия воды, если воды нет, способ спастись, вернее, отсрочить смерть есть один, это найти любое укрытие, где минимум солнца. Если такового нет, нужно просто на неосвещенной солнцем стороне бархана выкопать яму, хотя бы метр глубиной и лечь в нее. Укрыться сверху, чтобы не было прямых лучей и ждать помощи. Других вариантов нет. Потому что, если вы будете идти, каждый шаг будет вас приближать не к цели, которая бесконечно далеко. Даже. Если кажется, что это совсем рядом, если это 15-20 километров. Вы будете приближаться к смерти. Нужно просто поглубже закопаться в песок. И желательно закапываться там, где есть, хоть какая-то растительность. Даже если одна травинка пробивается через песок, значит, там где-то недалеко внизу есть вода. И там песок сырой относительно остального массива, который находится вокруг. То есть, грубо говоря, путешествуя по пустыне, нужна специальная одежда, легкая, легко вентилирующая, но при этом, закрывающая абсолютно все части тела. Нужно много воды. В пустыне много воды не бывает. В пустыне пить залпами нельзя. Нужно пить понемножку – один-три глотка в 10-15 минут и при этом соблюдать режим движения в среднем темпе. Если просто путешествуя. Если же аварийная ситуация, то нужно делать то, что я сказал. По возможности экономить воду.

Яковлев:

- Я вернусь к судьбе Вадима Нестерчука. Сколько времени может продержаться человек при температуре плюс 50 градусов без воды?

Гегельский:

- А скажите, какое расстояние было до ближайшего пункта?

Яковлев:

- К сожалению, пока нет данных.

Гегельский:

- Очень жаль, потому что это классика.

Яковлев:

- Меня удивило, например, то, что буквально вчера человек был жив, он отправился в сторону трассы за помощью и сегодня мы понимаем, что он погиб. Для средний полосы, это не срок.

Гегельский:

- Абсолютно. Но при соблюдении тех мер, которые я обозначил… Если говорить, это достаточно суровые вещи, но, наверное, их нужно озвучить. Дело в том, с какой скоростью вы будете умирать. И, если вы без воды отправились под палящими лучами солнца путешествовать по пустыне в сторону спасительного населенного пункта или какой-то дороги, значит, вы будете умирать с той скоростью, сколько у вас есть воды. Где закончится последняя капля воды, через три-четыре часа – все.

Яковлев:

- То есть, без воды, при температуре плюс 50 можно прожить три-четыре часа, если вы двигаетесь.

Гегельский:

- Три-четыре часа. Внимание, в активном режиме. Если вы идете, то через три-четыре часа – все. Если же там, где у вас закончится последняя капля воды, закопаетесь в песок и постараетесь это сделать правильно. Там где есть растительность или на той стороне дюны или бархана, куда не попадают солнечные лучи, то вы, я прошу прощения, за натуралистические, то умирать вы будете 36-40 часов. За 36-40 часов может произойти, что угодно.

Яковлев:

- Если бы Нестеренко остался на месте и сделал бы все, что вы говорите, то у него бы были шансы выжить?

Гегельский:

- Совершенно справедливо. У него не просто были бы шансы выжить, он выжил бы, да, конечно, были бы какие-то последствия, которые легко можно было ликвидировать даже в амбулаторных условиях простой городской больницы. Не всегда активность и воля к жизни играет с нами хорошую роль. Я знаю, что люди активные, которые борются за свою жизнь в данном случае, делают себе хуже. Потому что они видят спасение в движении. На самом деле, ничего подобного.

Яковлев:

- Спасибо большое, Олег Гегельский, инструктор по выживанию был с нами на связи. А я напомню, в центре нашего внимания, трагическая гибель украинского гонщика Вадима Нестерчуку. Ему было всего 42 года. Трагедия произошла в ОАЭ. Машина спортсмена застряла в зыбучих песках в пустыне Руб-эль-Хали. Произошло это во время обычного тренировочного заезда. Тогда гонщик оставил своего товарища в автомобиле и отправился за помощью, однако добраться до населенного пункта ему так и не удалось. Он скончался от обезвоживания на полпути к спасению. Напомним, что сейчас температура воздуха в ОАКЭ превышает 55 градусов. Сейчас попробуем, подчеркну, связаться с Алексеем Мачановым, близким другом погибшего. Я скажу, что информация в режиме онлайн появляется на нашем сайте www.fm.kp.ru Так же вызывают вопросы – такие заезды ведь постоянно проходят, Париж-Дакар. И где подстраховка? Потому что трагедии происходят, и на Дакаре много раз слышали и рассказывали об этом. Но, как правило, речь идет о том, что машины сталкиваются, переворачиваются, что-то происходит с автомобилями.

Кулявцев:

- И тут нужно понимать, что человек неподготовленный. И, видимо, все в его автомобиле было предусмотрено для каких-то чрезвычайных ситуаций. Опять же GPS, наводки и т.д., спасательный службы, группы, которые экстренно выезжают на места.

Яковлев:

- Мы знаем, что машины нашпигованные, на тысячу процентов с точки зрения техники…

Кулявцев:

-Конечно, все это очень странно.

Яковлев:

- Вадим Нестерчук родился в 80 году в Винницкой области. Он, как уже было сказано, не только автогонщик, но и бизнесмен. Основатель первой украинской команды SIXT Ukrain, выступающий в ралли-рейдах. И, надо сказать, что так же является крупным предпринимателем. Он более 10 лет руководит группой компаний, которые в Украине, по сути, лидер проката автомобилей. Это, пожалуй, все, что у нас есть по этой теме.

Кулявцев:

- Сейчас на данный момент мы ничего не знаем.

Яковлев:

- Но вопрос, который остался, все-таки не можем не спросить. С нами на связи автогонщик, мастер спорта, пятикратный чемпион России, Иван Самарин. Иван, здравствуйте! Иван, как же так могло произойти, что отсутствовала подстраховка? Происходят трагедии на Дакаре, но, как правило, он связаны со столкновениями машин. А тут какая-то трагическая смерть в пустыне?

Самарин:

- Если мы берем Дакар, у них есть очень современные системы трейдинг??? Автомобилей и каждый экипаж может вызывать себе подмогу, нажатием кнопки. И, более того, если другой экипаж, преследующий видит какую-то аварию, он обязан остановиться и оказать помощь, если это требуется. А в случае с тренировками они могли проводиться в любых условиях.