Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics

Камеры, ограничение скорости, разделение потоков и культура вождения. Губернаторы рассказали о самых эффективных мерах по снижению аварийности

На его реализацию до 2024 года выделят триллионы рублей, которые превратятся в тысячи километров новых и отремонтированных дорог
В России заработал национальный проект «Безопасные и качественные дороги»

В России заработал национальный проект «Безопасные и качественные дороги»

Камеры, ограничение скорости, разделение потоков и культура вождения. Губернаторы рассказали о самых эффективных мерах по снижению аварийности

Челышев:

В стране набирает обороты национальный проект “Безопасные и качественные автомобильные дороги”. На его реализацию до 2024 года будут выделены триллионы рублей. Которые превратятся в тысячи километров новых и отремонтированных дорог. За повышение уровня безопасности на дорогах в рамках нацпроекта отвечает Федеральный проект “Безопасность дорожного движения”. В течение ближайших пяти лет будут приняты серьезные и масштабные решения в сфере БДД, о которых мы также будем рассказывать. Перед нами стоит задача снизить число погибших на 100 тысяч населения - так называемый социальный риск – с нынешних 13 человек до 4. Сделать это будет сложно, и вот почему. Все решения, которые были на поверхности, уже приняты – и принесли свои плоды. За последние 10 лет нам удалось снизить число погибших в ДТП с 36 тысяч человек в год до 18 тысяч. Снижение, к счастью, продолжается, но уже не такими быстрыми темпами. И эти темпы нам не позволят добиться поставленной президентом задачи. Это значит, что в ближайшее время нужно принять новые, неожиданные, прорывные меры, которые позволят еще эффективнее сберегать население. Конечно, некоторые из этих мер будут непопулярными – например дальнейший рост штрафов за наиболее тяжкие нарушения ПДД. Кроме того, теперь уже совершенно точно будет создан реестр водителей, которым нельзя садиться за руль по медицинским показателям – президент России уже дал соответствующее поручение правительству.

Очень многое зависит и от действий властей на местах. Это касается не только ремонта и строительства дорог, но и безопасности дорожного движения. Почти год назад куратор нацпроекта вице-премьер Максим Акимов предложил главам субъектов лично возглавить региональные комиссии по безопасности дорожного движения. Именно поэтому губернаторы будут частыми гостями программы Россия в движении. И начнем мы прямо сегодня. В июне наша программа приняла участие в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Мы установили открытую студию и приглашали на разговор глав российских регионов, которых просили рассказать о том, что уже сегодня делается на подведомственной им территории по улучшению качества дорог и росту уровня дорожной безопасности. Сегодня вы услышите четыре таких интервью.

Интервью с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.

Дрозденко:

- В нормативном состоянии в Ленинградской области сегодня 48,5% дорог. Не самый плохой показатель по России, но проблема в том, что лучшие дороги у нас, как и в практически любом субъекте, - это дороги федеральные. Потому что в последние годы в России активно выделялись деньги на федеральные дороги. В одной только Ленинградской области прошли масштабные раьоты на трассах «Скандинавия», «Сортавала» и «Кола», вылетах из Санкт-Петербурга. На региональных дорогах ситуация чуть хуже. Наиболее сложная обстановка – в муниципалитетах. Муниципальные дороги последние 30 лет практически не ремонтировались и, тем паче, не строились. Поэтому с позапрошлого года мы организуем субвенции на муниципальные дороги. Тратим на это 10% регионального дорожного фонда – это миллиард двести миллионов рублей.

По числу ДТП мы в «желтой» зоне, потому что регион транзитный, дорог много, интенсивность движения высокая. У нас 10 тыс. километров региональных дорог, столько же муниципальных, а также 3800 километров федеральных дорог. На протяжении последних пяти лет транзитный поток прирастает на 10% ежегодно.

Тем не менее, нам удалось переломить тенденцию к росту тяжких последствий ДТП. Число погибших снижается второй год. В этом году, если быть точным, за первые 5 месяцев количество травмированных и погибших сократилось на 7%. Мы считаем это главным достижением – и нашим, и Росавтодора, и Министерства транспорта РФ.

Агре:

- Есть ли понимание, какие конкретно меры привели к снижению числа погибших и раненых?

Дрозденко:

- В первую очередь, система фото- и видеофиксации. Хотя штрафы и не такие большие, как хотелось бы, но неотвратимость наказания налицо, «письма счастья» приходят, и люди, по крайней мере, на тех опасных участках, где установлена камера, автоматически сбрасывают скорость.

Еще одна эффективная мера – это разделение встречных потоков, реализованное при строительстве трасс, - той же «Колы», «Сортавалы», дороги на Выборг. Наличие разделительных барьеров минимизирует риск самого опасного нарушения правил - выезда на встречную полосу, который может закончиться лобовым столкновением или уходом во встречный кювет.

На региональных дорогах по предписанию Госавтоинспекции мы устанавливаем отбойники на острых поворотах, освещаем пешеходные переходы, оснащаем дорожное полотно шумовыми полосами движения и «лежачими полицейскими».

Агре:

- В рамках майских указов президент поставил задачу снизить смертность на дорогах в три с половиной раза. Получится ли это в отдельно взятой Ленинградской области, учитывая ежегодный рост транспортного потока на 10%?

Дрозденко:

- Задача очень сложная. И одними техническими методами ее не решить, конечно - нам, водителям, нужно продолжать воспитывать в себе определенную культуру поведения на дорогах. Нужно стремиться к лучшим европейским образцам. Я ни разу не видел, чтобы европейский водитель сел за руль и не пристегнулся. Ну а начинаться это воспитание должно с детсадовского возраста, где ребенку должны привить пешеходную культуру: правильно переходить улицу, правильно реагировать на предупреждающие сигналы. Систему обучения водителей в автошколах тоже необходимо изменить - это требование продиктовано количеством ДТП, которые совершают люди, не имеющие опыта вождения, те, кто недавно получил права. Все эти меры имеют смысл только в условиях неотвратимости наказания за нарушения ПДД, причем не только для водителей, но и для пешеходов, пассажиров, велосипедистов и скутеристов, а также для руководства автопредприятий, организующих грузовые и пассажирские перевозки. Иными словами, все решения в сфере безопасности дорожного движения должны быть комплексными и приниматься в трех направлениях: техническом, административном и воспитательном.

Агре:

- Какие новые решения сейчас принимаются в вашем регионе? Есть ли меры, которым в Ленинградской области сейчас уделяется основное внимание?

Дрозденко:

- Сейчас мы переходим на современную систему фото- и видеонаблюдения, которая будет работать в онлайн-режиме. Она будет охватывать не только федеральные и региональные дороги, но и железнодорожные переезды, пешеходные зоны, внутренние дороги в поселках и городах Ленинградской области. С ее помощью мы сможем более точно регулировать транспортные потоки. Что касается работы с детьми, то еще при предыдущем главе ГУОБДД МВД РФ Викторе Кирьянове (он, кстати, почетный житель нашей области) в регионе появились так называемые детские городки безопасности при школах и детских садах. Дети на этих площадках в игровой форме обучаются правилам дорожного движения, получают задания, которые вечерами должны отрабатывать с родителями. В дальнейшем считаю необходимым менять систему работы автошкол. Они должны немного по-другому готовить водителей: в частности, прививать культуру вождения. Более того, я даже считаю, что в экзаменационных билетах должны появиться вопросы, связанные с культурой вождения. Не ответил на эти вопросы – не получаешь права. Нельзя выпускать на дорогу людей, которые свински относятся к другим участникам движения.

Интервью с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым.

Артамонов:

- Судя по данным за первые 5 месяцев года, придраться нам, откровенно говоря, не к чему. Идет снижение количества ДТП, погибших, раненых, в том числе и среди детей.

Понарьин:

- Динамика, которую показывает регион, безусловно, внушает оптимизм. Но всегда хочется большего. Какие меры по снижению аварийности могут считаться определенным резервом, при активизации которого регион может улучшить показатели.

Артамонов:

- Подобные решения носят комплексный характер, и они, как мне кажется, полностью отражены в национальном проекте “Безопасные и качественные автомобильные дороги” и входящем в него Федеральном проекте “Безопасность дорожного движения”. С одной стороны, новые и отремонтированные дороги - с барьерными ограждениями, пешеходными переходами, разметкой и дорожными знаками, а с другой – меры дисциплинирующего характера, такие как установка дополнительных камер контроля скоростного режима. Хочу отметить, что комплексы фото- и видеофиксации мы обслуживаем сами, не привлекая для этого бизнес. Все средства, которые регион получает от уплаты водителями штрафов, мы направляем на дальнейшее развитие и усовершенствование этой системы. Приведу простой пример, как камеры помогают бороться, в частности, с детским дорожно-транспортным травматизмом. Как известно, возле школ, детских садов устанавливают зебры, а также искусственные препятствия, так называемые лежачие полицейские. Так вот, помимо разметки и препятствий, мы устанавливаем там камеру, и, если водитель нарушает правила в таких местах, от ответственности он не уходит.

Понарьин:

- Готова ли Калужская область взять на себя администрирование штрафов, выписанных в результате работы средств автоматической фиксации?

Артамонов:

- Почему бы нет? Инспекторы ГАИ России перегружены этой рутинной работой. В условиях высокой загрузки, как следствие, не всегда есть время, чтобы детально разобраться в обстоятельствах зафиксированного нарушения. Мне видится разумным дать регионам полномочия создавать и финансировать структуры, которые бы занимались администрированием всех случаев нарушения ПДД, выявленных системой фото- и видеофиксации.

Понарьин:

- Хочу еще раз отметить опыт Калужской области по созданию ГКУ “ШКольный автобус”. Опыт замечательный, но, к сожалению, мало где в регионах сделали то же самое. А ведь это решение действительно может считаться лучшим, особенно для компактно расположенных субъектов. Итак, со школьными автобусами у вас порядок, а как обстоит дело в сфере частных автобусных перевозок? И как их можно было бы решить, учитывая положительный пример ГКУ “Школьный автобус”?

Артамонов:

- “Школьный автобус», действительно, безукоризненно работает. За всю историю предприятия (а она насчитывает 17 лет уже) не было ни одного случая, чтобы мы не доставили в школу ребенка. “Сломался” - уже давно не оправдание. У нас есть подменные автобусы, которые приедут вовремя и вовремя привезут детей. Кстати, за те же 17 лет не было ни одного случая, чтобы дорогу, по которой едет школьный автобус, не почистили зимой или не привели в порядок к началу учебного года. Все маршруты (а это 4200 километров дорог) каждый год принимает в эксплуатацию ГИБДД. Вот за это за все “Школьный автобус” так полюбили местные жители.

Школьные автобусы есть во многих регионах, однако в большинстве из них технику раздали по муниципалитетам, и даже по отдельным школам. И используют ее, зачастую, совершенно по-разному. Равно как и обслуживают. Чтобы избежать этих проблем, мы и создали единое предприятие, где соблюдается необходимая профессиональная дисциплина, где водителей и механиков постоянно обучают, контролируют их работу. Конечно, для регионального Министерства образования это дополнительная канитель. Но результат того стоит. Даже на экскурсии наши дети ездят на транспорте ГКУ: специально для таких поездок закуплены большие автобусы. Коммерческий транспорт для этих целей мы не привлекаем.

Понарьин:

- Есть ли у руководства региона проблемы в отношениях с государственной компанией “Росавтодор” по размещению камер и по взаимному зачету тех средств, которые идут на их эксплуатацию и штрафы?

Артамонов:

- У нас передвижные комплексы, мы их каждый год докупаем. Было 5, теперь 7. Мы их размещаем в разных местах, чтобы водители не привыкали видеть их на одних и тех же участках. Никаких конфликтов с оператором федеральных дорог у нас не было никогда.

Понарьин:

- Что делается в регионе по созданию системы обучения детей правилам поведения на дороге?

Артамонов:

- Практически во всех наших детских садах и школах созданы условия для изучения правил дорожного движения. На занятия в такие классы часто приезжают ваши коллеги инспекторы. Дети быстро обучаются и начинают требовать от взрослых правильного поведения, сам не раз был такому свидетелем. И это здорово. Эта мера приносит как сиюминутный эффект, так и обладает колоссальным потенциалом отложенного эффекта: когда эти дети вырастут, мы, наконец, получим поколение, которое ответственно ведет себя на дорогах. Нам в свое время такого не говорили - вот и бегаем на красный свет.

Понарьин:

- Что нужно сделать, чтоб наши дети обладали скорее навыками, чем знаниями?

Артамонов:

- Школьные программы перегружены, конечно, но, несмотря на это, предмет «Безопасность дорожного движения» я бы ввел в качестве обязательного и в детских садах, и в школах.

Интервью с губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым.

Кувшинников:

- За 6 лет нам необходимо отремонтировать более 2,5 тысяч дорог, то есть практически всю опорную сеть дорог Вологодской области. Плюс у нас две городских агломерации – Вологодская и Череповецкая. Там свои цели и задачи.

Челышев:

- Наверняка есть ключевые объекты…

Кувшинников:

- Во-первых, ремонт федеральных дорог. Мы занимаемся им вместе с Министерством транспорта РФ. Он необходим, так как грузопоток по федеральным трассам постоянно растет. К примеру, на самом загруженном участке “Вологда-Череповец” грузопоток превышает 40 тыс. автомобилей в сутки. Это трасса А114 Вологда-Новая Ладога-Санкт-Петербург. Чтобы сделать движение по ней более удобным и безопасным, мы вместе с Росавтодором приняли решение расширить 120-километровый участок от вологды до Череповца до 4 полос. Первые 20 километров уже готовы. К 2022-му году будут завершены работы на половине участка.

Среди других проектов отметил бы передачу региональных дорог в федеральную собственность. Мы передаем 4 региональные дороги, это позволит снизить нагрузку на бюджет Вологодской области. Речь идет о трассах: Вологда-Великий Устюг, части трассы из Нижегородской области Урень – Шарья – Никольск – Великий Устюг, трассе Устюжна – Боровичи, а также трассе Вытегра – Лодейное Поле – Санкт-Петербург.

Третий пункт – это работы на опорной сети, тех дорогах, по которым перемещается большинство населения Вологодской области. Это дороги на Кириллов, Белозерск, Сизьму, Пошехонье, Великий Устюг, Бабаево, Устюжну. В этом году на ремонт 220 километров опорной сети будет направлено 3 млрд рублей.

Челышев:

- Кто и как контролирует ход ремонтных работ? Привлекаете ли вы к этому общественников?

Кувшинников:

- Калужская область, наверное, первый российский регион, который создал общественные советы при всех органах исполнительной власти и при всех муниципальных образованиях. Члены этих советов осуществляют контроль за принимаемыми властью решениями. Поэтому в составе всех комиссий по инструментальному контролю есть общественные активисты. Налаженную нами систему общественного контроля дорожных работ высоко оценило Министерство транспорта. К реализации проекта общественного контроля дорожных работ присоединились Общественная палата и Общероссийский народный фронт.

Челышев:

- Какие общественники входят в состав принимающих комиссий? Это профессионалы отрасли или просто те, кому, в хорошем смысле, больше всех надо?

Кувшинников:

- Расставим приоритеты. Все-таки основную роль в вопросах контроля играет департамент транспорта Вологодской области, который обладает необходимыми компетенциями, сертифицированным оборудованием. Но общественники привлекаются для контроля абсолютно всех этапов: от подготовки проектно-сметной документации до приемки работ. Ни один объект без участия общественников мы не принимаем. В состав комиссий входят члены региональной Общественной палаты, регионального отделения Общероссийского народного фронта, а также представители Общественного совета при департаменте транспорта – а здесь уже профессионалы. В общем, наши подрядчики знают, что при выполнении региональных заказов обмануть никого не получится.

Челышев:

- В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» есть несколько федеральных проектов, в том числе федпроект “Безопасность дорожного движения”. Прежде чем мы перейдем к мерам, которые будут приниматься, хочется обратиться к тем, которые уже приняты в вашем регионе.

Кувшинников:

- Безопасность – это задача номер один. С нарушениями правил дорожного движения мы начали бороться установкой комплексов фото- и видеофиксации и сокращением максимальной разрешенной скорости в местах концентрации ДТП. На всех дорогах Вологодской области (и федеральных, и региональных, и муниципальных) мы установили 150 камер видеонаблюдения, сделав акцент на местах концентрации ДТП, и тех точках, где мы фиксируем случаи аварий с гибелью людей. Все это позволило нам снизить число погибших и количество аварий с пострадавшими на 36%.

Да, многим водителям эти меры не нравятся, но они эффективны, и, я считаю, абсолютно оправданны. Кроме этого, мы устанавливаем на дорогах противошумовые экраны, специальные изгороди от лосей и других крупных животных в тех местах, где фиксируется их выходы на дороги - региональные или федеральные.

Устанавливаем светофорные объекты там, где необходимо, строим разгонные полосы чтобы водители при перестроении могли избежать столкновения с транспортом, который идет в попутном направлении. В целом, на дорогах Вологодской области реализуется целый комплекс работ, государственная программа по безопасности дорожного движения финансируется в полном объеме и позволяет достигать поставленных целей.

Понарьин:

- Для Вологодской характерен один очень опасный вид ДТП – наезд на пешеходов. К сожалению, мы видим увеличение количества смертей при наездах на пешеходах, как на пешеходных переходах, так и вне их. Основное место концентрации – муниципалитеты. Что еще нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Кувшинников:

- Считаю, что все пешеходные переходы должны быть освещены. Как и дороги при подъезде к пешеходным переходам. Поэтому в регионе запущена программа «Светлые улицы Вологодчины», в рамках которой муниципалитеты получили 400 миллионов рублей на установку новых энергоэффективных светильников на всех пешеходных переходах возле всех социальных объектов в городах, деревнях и селах. Мы уже капитально отремонтировали 6 тысяч светильников, и до октября установим еще 11,5 тыс. светильников по всей территории области. Я запретил муниципалитетам выключать свет ночью. Светильники должны гореть всю ночь, невзирая на то, что это дорого. Жизнь и здоровье людей дороже, и освещенные пешеходные переходы уже дают свой эффект.

Также мы выступаем за то, чтобы снизить скорость в населенных пунктах. Сейчас ограничение скорости – 60 км/ч. Но в связи с тем, что существуют пресловутые “плюс 20”, средняя скорость в населенных пунктах может превышать 60 км/ч, доходя иногда до 80 км/ч. При скорости движения 80 км/ч автомобиль практически невозможно остановить, если пешеход неожиданно вышел на переход, либо если водитель не вовремя его заметил. Поэтому с 2014-го года я, как губернатор, говорю о необходимости снижения максимальной разрешенной скорости движения в городах до 40 км/ч.

Интервью с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко.

Челышев:

- Как бы вы охарактеризовали состояние дорожной сети в Приморье (в первую очередь имеются в виду региональные дороги)? И какие участки этих дорог вошли в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

Кожемяко:

- В нацпроект вошли наиболее сложные участки дорог в городе Владивостоке, а также несколько участков краевых дорог, и в том числе трасса на Находку. С учетом того, что Приморье периодически подвергается наводнениям, есть большие проблемы с мостами, в том числе потому, что строились они в 70-е годы, когда нагрузка на ось была незначительная. В регионе реализуется крупный инвестиционный проект, идет строительство порта, работают большегрузные автомобили, и мосты приходят в негодность. Но документации на строительство мостов не было – край оказался к этому не готов. Так что в этом году мы только проектируем 19 мостов, проекты будут готовы к концу года, и в 2020-м мы начнем строительство. Полагаю, что ежегодно мы будем подготавливать примерно такое же количество проектов мостов.

У нас в неприглядном состоянии дорога Владивосток – Находка, это основная магистраль с наиболее напряженным трафиком, особенно в летний период. Думаю, что работы на пресловутом мосту через Литовку мы скоро полностью завершим. Однако на самой дороге рабочие появятся позже. Это связано с тем, что, во-первых, Минвостокразвития выделило нам дополнительные довольно значительные средства и на трассу, и на город Владивосток, а, во-вторых, необходимо пересмотреть проектно-сметную документацию и предусмотреть в ней возможность создания нормальных условий для проезда, учитывая все, что я сказал о загруженности этой дороги. Помимо трассы на Находку, необходимо ремонтировать и на Арсеньев дорогу, и в Хасанский район.

Челышев:

- Что нацпроект “Безопасные и качественные дороги” даст Владивостоку и экономике всего региона? Не секрет же, что хорошие дорогие бизнесу нужны никак не меньше, чем простым автолюбителям?

Кожемяко:

- Да, безусловно. Президент подписал проект строительства ВКАД и поддержал нас в вопросе строительства второго моста на остров Русский через остров Елены, что позволит разгрузить полуостров Эгершельд и даст возможность вывести Владивостокский морской торговый порт на новые мощности. Потому что позволит перенаправить контейнеровозы и фуры через остров Русский напрямую на выход из города. Для жителей, едущих за пределы города Владивостока, а также проживающих на Эгершельде, эта дорога станет новым удобным маршрутом. Поэтому мы связываем со строительством ВКАД надежду на то, что центр Владивостока перестанет испытывать транспортный коллапс в часы пик. В этом году мы начинаем делать обоснование цены, в 2020-м оно будет готово, и мы сразу объявим конкурс на проектирование и строительство, ориентируясь прежде всего на федеральные денежные средства. Нам предстоит не только мост на Елену построить, но и реконструировать Некрасовский путепровод и Рудневский мост с развязкой. В общем, нас ждет большая работа, которая продлится пять лет.

Челышев:

- Какие меры принимаются в Приморье для уменьшения аварийности и смертности на дорогах?

Кожемяко:

- В этом году мы устанавливаем дополнительные комплексы фото- и видеофиксации. Это делается в качестве реакции на превышение водителями скорости на ряде участков. Безопасность - это не только хорошие дороги, но и правильно организованная система контроля. Надеюсь, что строящаяся магистраль Владивосток – Находка - 4-полосная, с разделением потоков, позволит нашему региону и дальше снижать число ДТП, погибших и раненых.

Челышев:

- Осенью глава правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Максим Акимов предложил главам регионов взять руководство региональными программами по обеспечению дорожного движения на себя. Как бы вы охарактеризовали межведомственное взаимодействие в вашем регионе по обеспечению БДД?

Кожемяко:

- Комиссия работает, мы в постоянном контакте с Росавтодором, к нам приезжал министр транспорта Евгений Иванович Дитрих. Дорогам Приморского края уделяется много внимания. Единственный на сегодняшний момент сдерживающий фактор для нас – это отсутствие подготовленной проектно-сметной документации. Сейчас наши департаменты готовят проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог, развязок, мостов. Это позволит нам заявляться в федеральные программы, получать федеральные средства и вести работу по улучшению качества дорог и повышению безопасности дорожного движения.

Челышев:

- Что делается в регионе для усиления пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей?

Кожемяко:

- Везде идут уроки БДД, многие школы имеют площадки с разметкой, на которых детей обучают правилам дорожного движения. Я думаю, что это направление надо развивать и, в частности, учить детей не только ходить по дороге правильно, но и передвигаться на велосипедах. Необходимо проводить более активную политику по обучению детей безопасному поведению на дороге.