Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Наука19 июля 2009 22:00

«Космическая одиссея-2015»: шаг вперед или назад?

Почему люди не смогли закрепиться на Луне? [видео]

Как бы то ни было, пока самое эффектное космическое достижение человечества - прогулки (и пешком, и на автомобильчиках) по Луне. Но произошло-то это уже сорок лет назад! С 1972-го, когда на нашем спутнике побывал крайний экипаж, больше свершений такого уровня не было. Почему люди не смогли закрепиться на Луне?

ОТ МИРАМИСТИНА ДО ТЕФЛОНА

Уязвленное национальное самолюбие было в проекте «Аполлон» не меньшим горючим, чем ракетное топливо. Как так - самая сильная держава в мире уступила первый раунд космической гонки СССР, только-только восстановившему хозяйство после опустошительной войны? Америка вкладывала деньги не в Луну, а в подъем национального духа. 20 июля 1969 года, когда Армстронг и Олдрин испачкали скафандры космической пылью, им это удалось.

Ну а кроме того, создано больше 700 новых технологий, начался приток инвестиций в науку. Для «Аполлона» придуманы «липучки» для одежды, тефлон, ортопедические матрасы, магниторезонансные томографы и даже дезинфицирующая жидкость мирамистин.

Задача была выполнена. Стоила она 24 млрд. долларов в ценах тогдашнего времени. Но эффект от лунных походов в США ощущается до сих пор.

...На коротко подстриженной лужайке под тяжелыми взглядами пасущихся поблизости быков греется рифленая крыша ангара, в котором мог бы поместиться поезд Москва - Одесса. Внутри - громадина ракеты «Сатурн-5». Той самой, которая поднимала «Аполлоны» к звездам. Это музей. Вход в него для любого посетителя Космического центра имени Джонсона (здесь, в Хьюстоне, и американский Центр подготовки астронавтов, и ЦУП) бесплатный. С каким благоговением обходили блестящие бока махины американцы!

УВЯЗЛИ?

Сейчас США нужны новые космические достижения. Международная станция - пройденный этап. Шаттлы поизносились, и в следующем году их раздадут по музеям. Что остается? Снова возвращаться на Луну!

- На самом деле никаких подробностей о Луне мы не знаем, - признался мне один из самых опытных американских астронавтов, Майкл Фоэл. - Да, мы побывали в шести точках. Но этого мало. Чтобы понять Луну, нужно строить базу, как в Антарктике.

В НАСА и занялись новой лунной транспортной системой. А обслуживание МКС свалили на Россию. Да, за одно кресло для американского астронавта в «Союзе» Америка платит нам 51 миллион долларов. Но запуск-то шаттла обходился в 500 миллионов. Экономия на лицо.

Уже к 2015-му у США должен быть новый корабль «Орион». Но не просто для полетов на лунную прогулку. На нем будут доставлять смены на обитаемую базу.

Ну а мы? У нас производственные мощности под завязку загружены тиражированием устаревших «Союзов» - и ракет, и кораблей. Много лет их собирали по два в год, теперь приходится по четыре. Да и грузовых «Прогрессов» нужно больше. Еще мы должны запустить два своих малых исследовательских модуля для МКС. Хорошо, конечно, что у космических предприятий столько заказов. Но это заказы прошлого, не будущего! Как бы наша космонавтика не стала походить на ВАЗ, где десятилетиями воспроизводили итальянские «Фиаты», а в это время на западных заводах сменилось три-четыре поколения авто.

ОРИОНОПОДОБНЫЙ

Несколько лет по выставкам возили фанерный макет корабля «Клипер» - что-то среднее между «Союзом» и «Бураном». И вдруг без внятного объяснения отправили на свалку. В апреле провели конкурс на новый пилотируемый корабль. Но сразу его засекретили. Почему? Да потому что показывать нечего! Скоропалительный тендер выиграла ракетно-космическая корпорация «Энергия», даже не помахав перед носом комиссии эскизами. Недавно глава Роскосмоса Анатолий Перминов признался, что макет под рабочим названием «Русь» и хотели бы показать в августе на выставке МАКС. Увы...

Проблема, по-моему, в том, что до сих пор четко не сформулировали, для чего России новый корабль. Понятно: ну не век же на «Союзах» летать. Но куда? Роскосмос утверждает: к МКС и на Луну. Но срок службы МКС пока ограничивается 2015 годом, а «Русь» вряд ли стартует через пять лет. Луна? То есть спустя в лучшем случае полвека повторить американскую экспедицию 1969 года? Замечательный повод для подъема национального духа...

По утечкам, которые попали в прессу, новый российский корабль очень похож на американский «Орион» - и по форме, и по количеству мест для экипажа. В США уже обозвали его «орионоподобный». И появляется ощущение, что мы сознательно или нет подыгрываем американцам.

- США заинтересованы в том, чтобы иметь запасную транспортную систему для доставки на Луну людей и грузов. Такую систему может построить Россия, - честно говорит директор Института космической политики в Вашингтоне Джон Логсдон.

АМБИЦИИ

Единственный вариант обыграть американцев - собственный уникальный проект. На Марс, к примеру. В той же РКК «Энергия» план марсианской экспедиции отрабатывают без малого тридцать лет. Никаких технических загадок, которые не могли бы решить наши инженеры, нет. В Институте медико-биологических проблем на днях завершился первый этап эксперимента «МАРС-500». Мы не менее великая страна, чем Америка, и можем взять космический реванш.

Да, это потребует больших денег. Но дело не столько в деньгах. Нужны амбиции. Нужна вера, что мы можем не только обслуживать чужие проекты, но и осуществить свой собственный, гораздо более крутой. Пока еще можем... И так же, как когда-то США, использовать космические достижения для подъема своей экономики и науки.

«КП» благодарит авиакомпанию «Сингапурские авиалинии», совершающую регулярные полеты по маршруту Москва - Хьюстон, за помощь в подготовке этого материала.

А В ЭТО ВРЕМЯ

При старте «Индевора» вновь повредили плитки теплозащиты

Запуск американского челнока «Индевор» состоялся только с шестой попытки - мешали то непогода, то неполадки с техникой. В пятницу шаттл пристыковался к МКС, и теперь на борту станции толпа астронавтов и космонавтов - аж 13 человек (в том числе и двое россиян). Экипажу «Индевора» предстоит установить на МКС последний сегмент японского научного модуля «Кибо» и обследовать свой корабль, выясняя, не нужно ли отремонтировать его теплозащиту, в очередной раз поврежденную во время старта.

По графику, действующему сегодня, осталось еще шесть пусков шаттлов, после чего они окончательно станут на прикол.

КСТАТИ

Какие еще фразы мог бы сказать Нил Армстронг?

Журнал New Scientist подвел итоги интернет-конкурса, в котором можно было предложить свой вариант первой фразы, произнесенной Нилом Армстронгом после высадки на Луну. Напомню - он тогда сказал: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества!» Победила фраза - обращение к Юрию Гагарину: «Юрий, если ты не против, давай оставим это между нами».

Смотрите также на KP.RU

Фотогалерея: "40 лет полета на Луну"