Премия Рунета-2020
Москва
-9°
Boom metrics
Москва28 августа 2009 22:00

С московских вокзалов уберут бомжей и уличных торговцев

С 1 октября на всех привокзальных площадях Москвы обещают навести порядок. «Комсомолка» попыталась выяснить, чем это обернется

ЦЕНЫ НЕ ПОДСКОЧАТ

На площади трех вокзалов обычная спешка. Между потоками бегущих пассажиров застыла парочка бездомных - выясняют отношения.

- Снимай мои джинсы! - толкает в грудь одна из бомжих свою чумазую подругу. - Снимай, тварь!

Подруга раздевается прямо посреди площади. Дальше дефилирует уже в трусах и кроссовках. Мимо ларьков с надписью «Шаурма», маленького и гаденького рыночка напротив выхода из метро...

По идее с 1 октября такой картинки не должно быть. Железнодорожники решили очистить привокзальные площади от скверны.

- Раньше наши полномочия кончались в нескольких сантиметрах от здания вокзала, - говорит начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Дмитрий Писаренко. - За привокзальные площади отвечал город. И мы просто наблюдали за тем, что у нас творится под носом, не имея возможности вмешаться. Теперь же подписаны документы, согласно которым РЖД берет у города эти территории в аренду. И получает право навести здесь порядок.

Первым делом планируют убрать ларьки и киоски.

- В октябре владельцы палаток получат уведомления, - продолжает Писаренко. - В течение одного-двух месяцев должны съехать. Бунтовать нет смысла. В их договорах обозначено, что они в любой момент могут быть расторгнуты в одностороннем порядке (это связано с безопасностью вокзалов).

Так что с нового года торговля будет вестись только в зданиях вокзалов. Понятно, что аренда здесь будет довольно дорогой. Но цены, обещают железнодорожники, не взлетят.

- Главное условие тендера на свободные площади звучит так: какие цены в городе - такие и на вокзале, - объясняет Дмитрий Писаренко. - Мы хотим привлечь сетевые общепиты эконом-класса, но с хорошей репутацией.

У привокзальных «шаурмистов» репутация заляпана прогорклым майонезом. Да они и сами понимают: никаких шансов.

- Тендеры выиграют те, у кого больше денег, - ворчит владелец одной из палаток с шаурмой Арсен. - Нас не пустят. И еще неизвестно, какую заломят аренду. Я буду переезжать к другому метро. Конечно, это будут уже не те деньги.

Торговцы ширпотребом не так миролюбивы.

- Пусть нам дадут место на вокзале! - машет руками продавщица часов и будильников. - А то что, как на Черкизовском, под зад коленом?

Да, очевидно, так и будет. Но если на Черкизоне пострадали десятки тысяч людей, то тут масштаб помельче. На экономике города это вряд ли отразится.

АВТОБУСЫ УЕХАЛИ В ПОДВОРОТНИ

Помимо торговли, РЖД планирует избавить привокзальные площади от нелегальных автостанций. И борьба уже началась. Если помните, пятачок у Казанского вокзала был вечно заставлен «Икарусами». Между ними стояли «Газели» - они же импровизированные кассы. Теперь этого нет. Разогнали. С «серыми» перевозчиками даже говорить не стали, а легальным (есть и такие) предложили перейти на автовокзалы. Но туда перебрались всего 7 из 15 легальных компаний. Говорят, невыгодно - дерут 25 процентов от выручки (за стоянку, охрану и т. д.). А если учесть, что надо еще ремонтировать машину и платить зарплату, то на руках остается пшик. Так что перевозчики просто ушли в тень, подвинулись с вокзала на соседние улицы. Куда именно? Места каждый раз меняются. Вообще же посадка теперь сильно смахивает на игру в казаки-разбойники. Сперва нужно найти кассиров. Впрочем, нетрудно. Тетки топчутся при выходе из метро, горланя на разные голоса: «Тула! Чебоксары! Кому Чебоксары?» Покупаешь билет (бумажка с номером места). Получаешь подсказку: ступайте под мост, там встретят. Под мостом поджидают женщины с табличками «Ростов», «Тула», «Краснодар».

- А где автобус? - спрашиваю у «Ростова».

Говорит, что отстаивается в подворотне. За пять минут до отправления подъедет - надо быстро прыгать, а то закупорим движение. Пока предложила подождать вместе с остальными пассажирами. Сидим ждем. Наконец подъехал автобус. Без опознавательных знаков. В смысле на лобовом стекле нет положенной таблички «Москва - Ростов».

- За МКАД выедем - повешу, - объясняет водитель. - Пока лучше не светиться.

Неуклюже развернувшись на пятачке, автобус ломанулся в самую гущу иномарок. Там его чуть не подрезал другой «Икарус» из соседней подворотни. Похоже, за чистоту на площади расплачиваются обитатели соседних улиц. Гаишники говорят, что они тут бессильны. Автобусы имеют право стоять где угодно (если, конечно, нет знака «парковка запрещена»). С нелегальных хоть можно взять штраф, а с легальных взятки гладки. Производить посадку тоже могут где угодно.

Городские власти о проблеме знают, но надеются, что все «само рассосется».

- Вскоре желающих играть в эти казаки-разбойники не останется, - считает пресс-секретарь столичного Департамента транспорта и связи Елена Крылова. - В ближайшее время на всех железнодорожных вокзалах будут оборудованы автокассы. То есть сошел с поезда и сразу купил билет. После этого сел в бесплатный автобус (они будут запущены с 1 сентября, но пока только на Казанском), и он вас отвез до нужной автостанции. Разумеется, это удобнее, чем метаться по закоулкам с тяжелой сумкой.

Возможно. Но в любом случае, пока одни привыкнут, другие смирятся, пройдет год-два.

БОМЖЕЙ - В ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ

За это же время с вокзалов и окрестных площадей планируют изгнать бомжей. Зная, что с помощью милиции ситуации не поправишь (большинство бомжей - россияне, у них есть законное право на выбор места жительства), железнодорожники уповают на свои нововведения. Дескать, если закроем ларьки, выбьем из-под ног бомжей кормовую базу. Не будет объедков - не будет бродяг.

Вообще-то бомжи не питаются объедками - у них всегда есть деньги на пиво и шаурму. Потому как клянчат и воруют. Их привлекают не столько ларьки, сколько пассажиропоток. И добровольно бродяги не уйдут. Другое дело, что можно применить силу.

И в таком случае, по мнению эксперта Института экономики города Елены Коваленко, бомжи перейдут на примыкающие к вокзалу улицы. И уже оттуда будут делать партизанские вылазки навстречу пассажирам. Туда же плавно переберется и весь пестрый контингент в виде скупщиков краденого, проституток и торговцев наркотой. В итоге мы получим чистые вокзалы и криминальную ауру вокруг. Словом, сюжет из «Вия». Безопасно лишь внутри очерченного круга. Чуть высунулся - пеняй на себя.

Нет, к железнодорожникам претензий нет. Спасибо им за то, что они начинают чистить эти клоаки. Однако вокзалами город не заканчивается. Известно ведь: если в одном месте убудет - в другом прибудет (яркий пример - Черкизон). Этими «другими» станут ближайшие от вокзалов районы, автовокзалы и т. д. Там «жителей» прибавится.

Начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам столичного Департамента соцзащиты Андрей Пентюхов уверен: если решить проблему с бродягами, то и криминала станет меньше.

- Большинство бродяг живут воровством, - говорит он. - И продают краденое барыгам. Кстати, столичные путаны тоже подпадают под категорию бродяг (приехали из регионов - жить негде). Кроме того, среди бездомных обычно процентов 10 - 15 «гастролеров», которые, путешествуя по городам, косят под бомжей. Я уже не говорю о том, что они - ходячие разносчики сифилиса и туберкулеза. Но все это можно решить. Мною написан законопроект, который предполагает возрождение лечебно-трудовых профилакториев. Такая система до сих пор работает в Белоруссии. И там бездомный на улице - редкость. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве РФ.

Остается уповать на то, что политика «чистки» будет последовательной: если начали гнать - гоните дальше. И только в таком случае она может быть не только масштабной (проект запускают на всех вокзалах России), но и успешной.

КСТАТИ

Уже с 1 сентября на столичных привокзальных площадях нельзя будет купить крепкие спиртные напитки. Такой же запрет коснется и всех остальных вокзалов России.

Ждем ваших откликов на сайте.