Премия Рунета-2020
Москва
+21°
Boom metrics
Москва4 марта 2010 22:00

Столичные водители глазами гаишников: понты, корочки и хамство

Корреспондент «КП» целый день патрулировал улицы города вместе с инспектором ГИБДД

В последние дни Москву потрясает череда страшных аварий. «Дэу» въехала в пассажирскую маршрутку (двое погибших), затем ДТП с «Мерседесом» вице-президента «ЛУКОЙЛа» (опять двое), разбился актер Юрий Степанов... Что же происходит со столичными автомобилистами? Почему москвичи выезжают на дорогу, как на тропу войны, откуда не всем удается вернуться живыми?

Корреспондент «КП» попытался найти ответ на эти вопросы вместе с инспектором ГИБДД.

«Я ЕХАТ, ОН ВЫИХАЛ»

Вместе с инспектором ДПС лейтенантом Алексеем Севастьяновым мы на милицейском «Форде» отправляемся патрулировать столичный район Гольяново.

Выруливаем на Амурскую улицу. И сразу же останавливаемся: авария. «Пятерка» цвета баклажан, за рулем которой сидел гражданин Таджикистана по имени Мучтабо, на перекрестке въехала в «Фольксваген» москвича Бориса. Мучтабо - чернявый парень лет 20 - стоял у своей машины, грыз ногти и улыбался. Когда Севастьянов сказал, что в ДТП виновен он (грубо нарушил правила проезда перекрестка, ведь для него висел знак «уступи дорогу»), Мучтабо развел руками и выдал на-гора несколько междометий. Как впоследствии выяснилось, по-русски он изъясняется плохо.

Так или иначе, нужно заполнить документы. Оформление одной аварии обычно занимает минут 30 - 40, и все это время уходит на писанину. Большую часть бумажной работы берет на себя инспектор, но участники аварии должны собственноручно написать объяснения. Москвич быстро заполнил свой бланк. А вот Мучтабо явно не справлялся. На помощь к таджику подъехали сразу четверо его соотечественников. Они долго ходили вокруг его машины с помятыми бампером и капотом, качали головами, горячо что-то обсуждали. Наконец спустя 15 минут в планшете гаишника оказался документ, который начинался буквально так: «Я ехат, было мокро, он выихал, я не видил изза снешнай кучи, я врезался».

- Это еще ничего, с китайцами хуже, те вообще ни слова написать не могут, - утешал меня лейтенант Севастьянов, пока я загибался от хохота на переднем сиденье милицейского «Форда». - Да и представь себя на его месте. Вот заставят тебя где-нибудь в Таджикистане писать объяснения на их языке...

На Мучтабо мы потратили 40 минут. И это еще быстро: лейтенант буквально бегал по месту аварии с рулеткой и старался заполнить документы со скоростью стенографистки...

«КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ РАБОТАЮТ»

Некоторые эксперты считают, что львиная доля аварий - из-за плохих дорог. Но в ГИБДД уверены: большая часть ДТП происходит из-за наплевательского отношения водителей к Правилам дорожного движения. Что мешало таджику Мучтабо пропустить «Фольксваген»?

Некоторые ситуации на дороге меня поразили до глубины души: вот какой-то бомбила поставил свою «пятерку» на зебре и ждет клиентов. Только он поймал пассажира, как его останавливаем мы с инспектором ДПС. Водитель оправдывается:

- А где мне стоять, тут везде сугробы?

О пешеходах, которые из-за него рисковали, и о том, «а где ходить, тут везде машины», он не думает. Инспектор выписывает штраф за неправильную парковку. Вот только едва ли наказание в 100 рублей образумит бомбилу.

- А вот тех нарушений, за которые штрафы повысили, стало мало, - говорит Алексей Севастьянов. - Например, выездов на встречку. А еще пешеходов стали лучше пропускать. Так что карательные меры в Москве работают.

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Подъезжаем к площади Белы Куна, останавливаемся.

- Здесь центр моего поста, поэтому будем наблюдать за движением тут, - объясняет Алексей.

Стоять нам пришлось недолго - от силы минут 10. Очень скоро мы увидели, как буквально в 300 метрах от нашего экипажа иномарка чуть не сбила девочку на пешеходном переходе.

Алексей нажимает на газ.

- Водитель автомобиля «Мицубиси Лансер», останавливаемся справа! - звучит из милицейского громкоговорителя.

Автомобиль вальяжно подкатывает к посту ГАИ. Когда Алексей подходит к водителю, тот лениво опускает стекло и молча глядит на Севастьянова. Из салона иномарки звучит джаз. Пахнет табаком: у водителя во рту трубка.

- Догадываетесь, почему вас остановили?

Хозяин «Мицубиси», помолчав секунд 20, выдает:

- Нет.

- Вы на пешеходном переходе не пропустили ребенка.

- Бред какой-то!

- Пройдемте на пост.

- Только побыстрее, я государственный человек, мне некогда.

В здании поста ГИБДД разговор продолжился:

- Вы согласны с вашим правонарушением?

- С чем я должен согласиться?

- С тем, что вы не пропустили пешехода на переходе.

- А что это меняет? Вы же все равно выставите меня злодеем.

- Это меняет то, что я вам выпишу либо постановление-квитанцию, либо протокол об административном правонарушении.

- Ну и?

- Протокол вы сможете обжаловать, если найдете свидетелей или иные доказательства...

- Клоунада с участием власти!

- Алексей Николаевич, я еще раз спрашиваю: вы согласны с правонарушением?

В ответ - гробовая тишина и холодно-презрительный взгляд.

- Где вы работаете?

- Не работаю, - цедит «государственный человек» уничижительным тоном.

- Контактный телефон ваш можно?

- У меня нет телефона.

- Распишитесь, пожалуйста.

Хам-водитель ставит автограф и, выходя из здания поста ДПС, демонстративно комкает протокол, который ему выписали. Правда, постановление с данными на оплату штрафа не выкидывает. Знает, что неплательщиков могут не выпустить за границу.

- Железные у вас нервы, лейтенант, - говорю.

- Это еще безобидный случай, - улыбается Севастьянов. - Иногда орать начинают, угрожают, корочками размахивают, драться лезут.

- А знаменитости за рулем, наверное, еще чаще хамят?

- Звезды - чаще всего народ спокойный. Я вот, например, за полгода уже раза три останавливал Стаса Пьеху за какие-то мелкие нарушения. Он всегда вежливо документы протягивает, нос не задирает, разборки не устраивает. Все достойно. А недавно гонялись за Тимати...

- Прямо погоня была?

- Да, самая настоящая. Он на оранжевом «Порше Кайенн» гнал по Щелковскому шоссе и не останавливался. Пришлось ему даже заслон из машин ДПС ставить, чтобы не было вариантов удрать. А так-то пойди за «Порше» угонись... Но, хотя ехал он лихо, вел себя вполне пристойно. Вышел, сказал: «Здравствуйте, я Тимати». Мы еще шутили, что не знаем, кто такой Тимати, потому что другую музыку любим. Никаких истерик, никаких скандалов не устраивал, вел себя вполне адекватно. Сказал, что торопился. Мы передали его дело в суд. Насколько я знаю, музыканта лишили прав.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Почему плевать на все правила - это доблесть?

Садясь каждое утро в машину, я не уверен, что вечером вернусь домой. Даже если буду водителем-виртуозом. Даже если буду показательным чистоплюем, который ездит только по правилам.

Просто нет гарантии, что в меня не въедет какой-нибудь идиот за рулем. Вот и все. Мы привыкли ругать продажных гаишников - за их шкурные интересы, столичных чиновников - за отсутствие нормальных парковок и хороших дорог. Мы привыкли матюгать кого угодно, но только не себя. Мы ведь честные, белые, пушистые... А царящий на дорогах беспредел, когда каждый день сообщения о ДТП, как фронтовые сводки, это не наша «заслуга».

Может быть, наконец признаемся, что этот беспредел очень часто творим мы сами. Потому что мы далеко не ангелы на дорогах. А скорее наоборот. Более того, многие из тех, кто куролесит на столичных улицах, просто отморозки. И не надо оправдываться тем, что жизнь такая поганая, что нас загнали в кошмарные условия, которые европейцам в страшном сне не привидятся.

Разве пробки вынуждают сбивать народ на пешеходных переходах?! Разве гаишники-поганцы заставляют хозяев навороченных иномарок переть напролом на красный свет?! Казалось бы, не ценишь чужую жизнь, свою пожалей. А им по барабану! Таких прожженных циников на наших дорогах все больше.

Как признался на днях один мой товарищ: хочется взять автомат и весь рожок разрядить в очередного «бесславного ублюдка» на колесах. К сожалению, такое желание не у него одного. Собственно, стало привычным, что многие водители уже выясняют отношения с помощью травматических пистолетов.

Но то ли еще будет! С каждым днем нервы водителей и их пассажиров все больше взвинчиваются. Бардака, пробок на дорогах меньше не становится. Число водителей-хамов растет как на дрожжах. Тех, кто просто понтует, тех, кто разного рода корочками размахивает. А если еще учесть блондинок, болтающих без умолку по телефону прямо за рулем, джихад-таксистов, колесящих так, что мама не горюй, да просто неумех с купленными правами! Становится просто страшно выезжать на улицы.

Мне кажется, что порядка на наших дорогах еще долго не будет. А может, и никогда. Ведь даже мажорные сопляки на незаработанных отцовских тачках, лощеные, с дипломами западных колледжей, летающие в Европу как к себе домой, все так же плюют на закон, как и их предки, считающие это доблестью, признаком крутости.

Так что никакая ГАИ не остановит беспредел на наших дорогах, если его не остановим мы сами. Вот только жаль, ждать этого придется долго.

Хотя, может быть, я и не прав. Вот на днях пропустил гламурную барышню вперед, а она вдруг благодарно улыбнулась. И второй мой эксперимент с владельцем черного «Вольво» удался. Он признательно мигнул фарами. Значит, не все потеряно?

Николай ЕФИМОВИЧ

КСТАТИ

Аварий заметно больше в апреле - мае, меньше - в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее - в выходные.

Включенные фары снижают аварийность и в сумеречное, и в светлое время суток.

Аварии на крупных магистралях происходят реже, чем на дорогах поменьше, но характеризуются большим числом пострадавших.

В 2009 году в Москве возросло количество ДТП с участием водителей со стажем до 3 лет.

По данным ГИБДД Москвы.