Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире14 июня 2011 22:00

После арабских революций Великий Израиль будет управлять Ближним Востоком?

Наш спецкор Дарья Асламова передает из Израиля [аудио + обсуждение]

В мае сего года на границах Израиля с арабскими странами произошли события, на которые миру следовало бы обратить внимание. Однако прошли они почти незамеченными и загадочным образом практически исчезли из мировых СМИ. Случилось то, что давно должно было случиться. 15 мая, в очередную годовщину «Накбы» («Катастрофа», как называют арабы трагедию 1948 года, когда 725 тысяч палестинцев были изгнаны или бежали с родных земель), тысячи безоружных беженцев (по израильской версии, «вооруженных» камнями) из Сирии, Ливана и сектора Газа попытались прорваться через границу Израиля с криками «Отдайте нам нашу землю!». Они просто «пошли домой». Со стороны Сирии - прямо по минному полю. Израильские военные, следуя старому принципу «кто не палач, тот жертва», открыли огонь по толпе. Сотни раненых и как минимум 16 погибших. Точное количество убитых до сих пор неизвестно, поскольку израильская армия немедленно заблокировала все приграничные районы.

«Произошла удивительная вещь, о которой «так долго говорили большевики», - рассказывает израильский писатель Исраэль Шамир. - Палестинцы много лет твердили: однажды мы вернемся на родину, пойдем пешком через границу, как идут беженцы, без оружия. Им никто не верил. Когда они решились, израильтяне открыли прицельный огонь по толпе, убив и ранив сотни человек. Но благодаря израильскому медиалобби все это исчезло из новостей через пару часов, как будто не было».

За два дня до годовщины «Накбы» я разговаривала с одним известным израильским политологом и задала ему простой вопрос: «Что вы будете делать, если палестинцы, воодушевленные арабской «весной», пойдут домой?». «То есть как пойдут? - опешил он. - Через границу? Они же не сумасшедшие! Мы же будем стрелять!» - «А если сумасшедшие? А если им нечего терять? Сколько их? По самым скромным подсчетам, свыше четырех миллионов. Стрелять вы можете в тысячную толпу. А если двинется полмиллиона молодых, упертых и не боящихся смерти? Да еще с оружием в руках!» «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», - уверенно заявил политолог.

А уже 16 мая в социальных сетях Египта, Иордании, Сирии и Ливана появились призывы к третьей палестинской интифаде, новому миллионному маршу арабов «домой» и к последней битве добра и зла с целью «стереть с лица земли величайшую ошибку и главную язву человечества под названием Израиль».

АРАБСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ КАК НАЧАЛО ИЗРАИЛЬСКИХ ЗАМОРОЗКОВ

Арабскую «весну» израильская разведка, одна из самых изощренных и богатых спецслужб мира, просто проспала. Как проспали ее многочисленные местные эксперты по Ближнему Востоку и опытные политологи (большинство из них никогда в жизни не только не бывали в арабских странах, но даже не заходили в Восточный Иерусалим, который населен (о ужас!) настоящими живыми арабами). Словом, те еще эксперты.

От арабского мира в сторону Израиля всегда исходило сияние угрозы, к которой давно привыкли. Она не слепила очи. Евреи равнодушно наблюдали за бурным кипением жизни в гигантских человеческих ульях по ту сторону границы, где шла напряженная борьба за кусок хлеба и поднималась миллионная поросль юных, дерзких и голодных, требующих лучшей жизни. «К нам это не имеет никакого отношения», - заверяли (и заверяют) евреи. Израильские власти придерживались английского колониального принципа: покупай племенного вождя, и пусть он сам разбирается с подвластной ему территорией. В Египте правил Мубарак, в Иордании - король Абдалла, в Сирии - Асад - старые «добрые» проверенные враги. И хотя знамений грядущей катастрофы было так много, что их вещий шепот порой переходил в крик, израильские политики вели себя, как китайские обезьянки: ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу. Когда у соседних колоссов-диктаторов обнаружились и начали крошиться глиняные ноги, в Израиле началась тихая паника, но власть сохранила лицо. Она вела себя так, как будто ничего не произошло, хотя на самом деле произошло все.

«Арабская «весна» оказалась полной неожиданностью и шоком для всех израильских политиков и экспертов, - говорит журналист Лев Авенайс. - Да и сейчас не сформировалось единого мнения - в головах у людей полный хаос. Знаменитый советский диссидент Натан Щаранский написал в свое время книгу о том, что с арабскими странами нельзя иметь дело, пока там не будет демократии. Надо отдать ему должное: он был последователен и приветствовал нынешние революции. Один из немногих. Но люди в Израиле оказались не готовы к новой ситуации, с которой придется жить. Раньше нам надо было договариваться с кучкой диктаторов, а теперь вдруг со всем арабским народом. Наша проблема в том, что мы всегда идем ЗА событиями, а не впереди них. Был такой израильский премьер, утверждавший, что в политике вообще ничего не надо делать, все само как-нибудь образуется. Зачем суетиться? Полвека мы как-то жили, и почему бы не жить дальше? Текущее положение дел израильтян вполне устраивало. Государства Палестины нет, мирный арабо-израильский процесс встал намертво, но граница с арабами на замке. Ну и слава богу. Хотя в душе все понимали: это не может длиться вечно».

Еврейская Кассандра - раввин Авраам Шмулевич.

Еврейская Кассандра - раввин Авраам Шмулевич.

«В теории все предполагали, что арабские режимы рано или поздно рухнут, но то, что это случится сегодня или завтра, никакая разведка мира спланировать не могла, - говорит политолог Зеэв Ханин. - В этой ситуации все силы оказались, грубо говоря, со спущенными штанами. Даже «Братья-мусульмане» не были готовы, но они быстро сорганизовались и вскочили на подножку тронувшегося состава. И успели, наверное. Но сказать, что они готовили революцию или ее запустили ЦРУ или Моссад, - из области фантастики. Что мы имеем сегодня в арабских странах? Новые информационные технологии и одряхлевшие структуры власти. Сотни тысяч молодых людей, получивших образование, но не имеющих работы и перспектив. Молодежь, освоившую Твиттер и Фейсбук, которая живет немножко лучше, чем родители, но не так, как она надеялась. Почему мы не рады арабским революциям? Мы далеко не убеждены, что это демократические революции. Восстания на Ближнем Востоке могут означать борьбу не между тоталитаризмом и демократией, а между централизованной властью и децентрализованной. А децентрализованная власть иногда не менее тоталитарна и беспощадна, чем власть, сконцентрированная в руках одного человека. В обществе, которое проходит через революционный перелом, может произойти распад центральной власти на множество периферийных центров. Государство рискует оказаться в руках всякого рода корпоративных структур: кланов, сект, племен, как в Ливии, или больших патриархальных семей, как на палестинских территориях. Сейчас власть в Египте перешла… мы не знаем, к кому!»

«Любая революция является неожиданностью, - говорит политолог Арик Эльман. - Вспомните хоть Февральскую в России. Кто мог представить, что одна из старейших монархий в Европе рухнет за несколько дней?! И не потому, что падет в кровавой борьбе с массами, а просто ее откажутся защищать даже те классы, которые она якобы представляет. То же самое произошло и в Египте. Все видели растущий кризис и народное недовольство, США даже рекомендовали Мубараку «выпустить пар». Ясно, почему он этого не сделал: в подобной ситуации у него был бы один конец. Впрочем, если бы он сам открыл крышку котла, то, вероятно, успел бы покинуть страну. Что мы видим сейчас? Быстрый рост популярности исламских сил. Угрозу пересмотра мирного договора между Израилем и Египтом. У нас нет иллюзий: большинство египетского народа относится к Израилю враждебно. Последняя война между нами была в 1973 году, и то поколение еще хорошо помнит, почему мир с Израилем лучше, чем война. Но после подписания соглашений население в Египте выросло вдвое, и на арену выходит новое поколение, которое вообще не знает, что такое война». «И которое злорадно наблюдало, как Израиль, мягко говоря, проиграл войну ливанской «Хезболле» в 2006 году», - замечаю я. «Скажем так: мы ее не вы­играли». - «Но ничья для вас - поражение!» - «Так бывает всегда, когда организованная армия не может справиться с партизанскими формированиями».

«Несмотря на то что кольцо врагов вокруг еврейского государства сжимается, Израиль занимает все более жесткую позицию и даже не пытается договориться. Почему?» - спрашиваю я. «Это результат глобального разочарования. Многие идеи, заложенные в нашем мировоззрении, оказались неверными. Например, что свобода в ее общем понимании - вещь, чуждая для арабского мира. Выяснилось, что это не так. Десятилетиями в Израиле вырабатывалась теория отношений с арабскими диктатурами, основанная на том, что все эти режимы находятся у власти не только благодаря репрессивному аппарату, но и потому, что народ готов их терпеть. А вот не готов. Со стороны правых сил потеряна иллюзия, что израильский проект можно распространить на всю территорию подмандатной Палестины. Правые верили в возможность единого Израиля, но пришли к выводу, что единого не будет. И дело тут не в территориях, а в демографии. С левой стороны утрачена иллюзия, что конфликт с палестинцами - некое историческое недоразумение, которое можно преодолеть благодаря жестам доброй воли, творческой дипломатии и усилиям обеих сторон. И, мол, оба народа найдут общий язык: будет что-то вроде единой Европы, когда границы, флаги и национальности имеют меньшее значение, чем совокупное общее процветание. Сейчас даже левым ясно: настоящего мира с Палестиной не будет никогда. Идеология палестинского народа не предусматривает мирного сосуществования с Израилем по ряду причин: с точки зрения палестинцев, евреи являются захватчиками и оккупантами, еврейского государства быть не должно, поскольку эта территория евреям не принадлежит. Точка. Нам бы очень хотелось, чтобы нас оставили в покое и чтобы арабы просто забыли о нашем существовании. Но не выйдет. Реализм требует признать, что для всех арабов-мусульман сам факт, что из всех неверных именно евреи командуют мусульманами и навязывают им свои законы, не важно, в пределах Израиля или нет, является неприемлемым. И настоящий мусульманин никогда с этим не примирится».

Сирийские демонстранты «штурмуют» границу между Израилем и Сирией в районе Голанских высот 15 мая 2011 года.

Сирийские демонстранты «штурмуют» границу между Израилем и Сирией в районе Голанских высот 15 мая 2011 года.

ЕВРЕЙСКАЯ КАССАНДРА

Предсказание о великой арабской революции я услышала в Израиле пару лет назад от одного опасного человека. Оно было ясным и недвусмысленным: режим египетского президента Мубарака в скором времени падет, весь арабский мир погрузится в глобальный революционный хаос, и регион Ближнего Востока ждут войны и бедствия, которые коснутся всего человечества. Собственно, это и есть начало конца - апокалипсис. Два года назад власть Мубарака казалась незыблемой, арабский народ выглядел вялым и по-восточному терпеливым. Прогноз вызвал у меня только усмешку, и напрасно.

В роли Кассандры выступил раввин Авраам Шмулевич, адвокат дьявола и проповедник фашистской теории гиперсионизма, утверждающей превосходство еврейской нации над другими народами и ее право на мировое господство. Человек, обладающий даром отнюдь не вздорного предвидения и поразительным чутьем диагноста. Убежденный враг Российского государства. (Именно благодаря его усилиям воскресла забытая вражда между русскими и черкесами, а полмесяца назад парламент Грузии признал «геноцид черкесов, осуществленный царской Россией». Семена раздора между народами, посеянные еврейским политологом, дали пышные всходы и еще раз напомнили об опасной роли личности в истории.)

Раввин Шмулевич чувствителен к надвигающимся катастрофам, как барометр к атмосферному давлению. Ситуация, когда мы засыпаем под гром рушащихся держав, а утром их обломки уже выметают за дверь, вызывает у него сдержанное ликование. Он, можно сказать, потирает руки от удовольствия.

- Ты доволен, что все идет как ты предсказывал? - спрашиваю я.

- Конечно. Есть такое высказывание: «Война - это шаги Мессии». С точки зрения гиперсиониста, все идет прекрасно.

- Значит, Бог являет нам шаги Мессии в виде арабских революций, которые должны привести Израиль к мировому господству?

- Безусловно. В чем заключается идея обыкновенного сионизма? В том, что Израиль получает небольшой кусочек исторической земли и строит там нормальное государство. Нам, евреям, надоело быть светочем для народов и наскучил мессианизм. Будем, мол, обычным народом, как швейцарцы. Никакие мировые задачи перед собой не ставим. Мы маленькие и должны пристроиться к какой-нибудь великой державе. Сначала к Англии, потом к Америке. И не просто пристроимся, а поимеем свою долю. (Есть только два лобби в США, которые могут всерьез влиять на американскую политику: саудовское и израильское.) Людям с такими узкими прагматичными интересами не нужен ни Иерусалим, ни Храмовая гора, ни Израиль от Нила до Евфрата. Известно высказывание министра обороны Моше Даяна в начале шестидневной войны, когда Израиль не хотел освобождать Восточный Иерусалим: «Зачем нам этот Ватикан?» Мы, мол, люди современные, нам эти святые места не нужны. Чего хотела правящая израильская элита? Чтобы Израиль стал приятной туристической страной, зоной отдыха для американских евреев. И это им почти удалось. До арабских революций в Израиле была идеальная ситуация с точки зрения правящей элиты. Полное замирение с арабскими режимами, можно сказать, жили душа в душу (осталось дожать только Палестину с ХАМАСом). И полный отказ от проекта Великого Израиля и от иудаизма как от ведущей мировой силы. С моей точки зрения, это просто слив всей национальной еврейской истории. Зачем наш народ существовал столько тысячелетий? Почему бы тогда пару тысяч лет назад не покориться миру, стать римской провинцией? Были бы сейчас как Румыния. Но домик в деревне у израильских властей не получился. Бог им не фраер.

До арабской «весны» мир был поделен. Помнишь знаменитое высказывание Фрэнсиса Фукуямы в 1989 году о конце истории как таковой? Оно отражало действительное положение вещей. Американская политическая система была самой эффективной, а западная цивилизационная система - самой успешной. Те страны, которые не соответствовали стандартам, находились на обочине мира и не высовывались. После 11 сентября 2001 года американцы вбросили в мусульманский мир идеи демократии и либерализации с целью сделать его более послушным и более западным и, как обычно, перемудрили. Черчилль говорил про американцев, что они всегда находят лучшее решение проблемы, но только после того, как перепробуют все остальные. Американцы создали инструменты твиттер-революций и запустили новый мировой процесс передела границ.

Окончание в следующем номере.