Boom metrics
Общество14 августа 2011 14:30

Сотрудники МЧС: Капитаны катеров наших смешных штрафов не боятся!

Корреспонденты «КП» вместе с представителями МЧС отправились на совместное патрулирование водных просторов столицы

Только за один месяц в столице произошло две трагедии на Москве-реке. И обе - с участием прогулочных катеров. И в том, и в другом случае - погибли люди.( подробности)

В чем причина того, что трагедии на воде стали повторяться с такой частотой? Это и решили проверить наши корреспонденты, отправившись вместе с представителями МЧС на совместное патрулирование водных просторов столицы.

Место сбора - причал Строгинской поймы (Мякининская, где произошло ЧП, - соседняя). На причале среди яхт и катеров - привычная суета. Поблизости ресторан, где потягивают пивко друзья яхтсменов. По реке из ресторана несется приятный джаз.

- Какие-то у вас расслабляющие условия работы, - здороваюсь с руководителем 3-го инспекторского отделения центра ГИМС МЧС РФ по Москве Андреем Ивленковым.

- Сейчас не до расслабления, наоборот, «усиление в работе», - хмыкает Ивленков, опуская на нос солнцезащитные очки и заводя мотор катера.

Сейчас не до расслабления, наоборот, усиление в работе сотрудников МЧС

Сейчас не до расслабления, наоборот, усиление в работе сотрудников МЧС

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- То есть шерстите активней, проверяете документы и всякое такое? - уточняю, глядя на удаляющийся причал.

- Документы проверяем, а толку? - пожимает плечами, закладывая очередной вираж.

- У нас такие смехотворные штрафы, что напугать ими кого-нибудь трудно. Вот, допустим, скутеристы, часто они даже не регистрируют свои гидроциклы и, как следствие, не проходят ТО, что чревато всякими неожиданностями на воде. Знаете, почему не регистрируют? Экономят на налогах. По-хорошему в год должны заплатить 50 - 70 тысяч рублей, но им жалко.

- А штрафы платить не жалко?

- Штраф за управление незарегистрированным судном составляет всего от 500 до 1000 рублей. То есть даже если мы будет штрафовать его каждые выходные, то за летний период он отдаст всего 12 тысяч рублей. А может, и вовсе не заплатит, поддаст газа - и привет. Максимальная скорость катеров МЧС - 65 километров в час - они не угонятся. Катера и яхты, как правило, не удирают, потому как у них в любом случае есть порт приписки, где их легко найти.

- Что касается регистрации, то она у катеров, как правило, имеется, - продолжает Ивленков. - Суда в отличие от скутеров роскошью не считаются, потому и ставка налогообложения там другая. В среднем до тысячи рублей в год. Но вот талоны техосмотра у судовладельцев часто отсутствуют, особенно в начале сезона. Согласно статистике это наиболее массовое нарушение. На втором месте - отсутствие прав у капитана.

- Ого, рассекают по реке, не имея прав? За это арестовывают катер?

- Ну что вы! - ухмыляется Ивленков. - Все, что мы можем, это выписать штраф в 1,5 тысячи рублей максимум. Прав лишают только в двух случаях: если капитан пьян...

- И часто они подшофе? - перебиваю.

- На самом деле редко. За этот сезон задержали всего двоих, - отвечает Ивленков и тут же возвращается к основной теме. - Еще лишить прав можно за нарушение правил плавания. И вот, кстати, такой случай... При этих словах Ивленков кивает в сторону одного из катеров. Тот наматывает круги, катая туристов на воздушной подушке (то же, что и банан, но круглое. - Авт.)

- В таких случаях, помимо капитана, на борту должен находиться еще один человек, который следит, не оторвалась ли эта подушка, не выпал ли из нее человек, - поясняет Ивленков. - Но в данном случае смотрящего нет.

Еще минута и, врубив сирену, несемся в сторону нарушителя. Капитан от неожиданности делает резкий поворот, подушка взлетает над волной, один из пассажиров валится в воду. Его приятели тем временем с восторгом взирают на наш катер. На дополнительный экстрим в виде погони и воя сирены они явно не рассчитывали, но этот «бонус» их сильно позабавил. Капитан судна, по виду мачо, держится уверенно.

- Да, хорошо, - кивает в ответ на просьбу причалить к берегу для составления протокола.

- Слушайте, а может, он и не причалит, - делюсь сомнениями с инспектором. - Уплывет куда-нибудь и все...

- Без документов? Сомневаюсь... - смеется Ивленков, демонстрируя судовой билет нарушителя.

- О! Так вы их изъяли?

Оказывается, это нормально, и гарантия, что судно оперативно подойдет к указанному причалу.

- Так-так-так... - роется в каких-то бумажках инспектор, заглушив мотор судна.

- Сейчас мы посмотрим, попадался ли он нам в этом году. Если попадался, это будет отягчающим обстоятельством.

Но наш нарушитель оказался чист: ни в этом году, ни в прошлом не нарушал. Потому отделался штрафом в 300 рублей. Всего, по словам инспектора, за сезон он уже выписал более 230 административных протоколов. В Строгинской пойме швартуется ровно 200 суденышек (с соседних акваторий заходят редко, потому что с двух сторон шлюзы. - Авт). Стало быть, каждый из местных капитанов хоть раз, да нарушил, а некоторые и дважды. Впрочем, пока штрафы будут столь смехотворны, удивляться количеству нарушителей по меньшей мере наивно.

Несмотря на трагедию, сейчас в яхт-клубе и ресторане с бассейном полно отдыхающий. Все эти люди делеко не бедны, ведь стоянка забита дорогущими иномарками. Но вот на причалы к катерам журналистов не пускают, отправляют сразу в администрацию комплекса «Shore House» .

Но корреспонденту «КП» рабочие яхт- клуба все же показали столкнувшиеся катера.

- Их вместе поставили на берегу, вон смотрите, на первый взгляд никаких повреждений и не видно,- говорят охранники.- Если честно, мы не заем чьи они. Богатые люди с нами не общаются. Они просто приезжают, повозятся на катерах,а потом уплывают. Кстати,в основном владельцы суден сами же ими и управляют, наемных капитанов мы не видели.

Внешне столкнувшиеся катера выглядят как новенькие

Внешне столкнувшиеся катера выглядят как новенькие

ОФИЦИАЛЬНО

Начальник отдела ГИМС по Москве МЧС РФ Владимир Волков:

- Что касается катеров, которые имеются у нас, то они развивают достаточную скорость. За скутером не угонишься, но и не надо. Мы отлично знаем, где сойдет на берег. Удобных для этого мест в пойме немного, плюс подскажут другие судовладельцы, которых лихачи-скутеристы тоже очень раздражают.

К слову, у нас тоже 2 водных мотоцикла, но мы их используем редко. Инспектор должен ведь патрулировать акваторию по форме, а в случае со скутером это затруднительно, протокол тоже оставить проблема - надо сходить на берег.

Что касается размера штрафов, то они действительно смешные и, скажем так, неубедительные. Потому мы подготовили предложения, в которых предлагаем в разы поднять размер штрафов. Буквально в среду передадим предложения в столичный Департамент транспорта, они уже по цепочке дальше. Но в любом случае быстро такие вопросы не решаются, если и будут внесены изменения, то не раньше следующего лета.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА

ВОПРОС ДНЯ

А вы по Москве-реке прокатиться не боитесь?

Иван НОВИЦКИЙ, депутат Мосгордумы:

- Честно говоря, я по-прежнему не боюсь прокатиться. Все же на наших автодорогах происходит гораздо больше аварий, и мы все равно продолжаем ездить на машинах. И тем не менее стоит отметить, что пользователям водных судов нужно соблюдать действующие требования закона, чтобы снизить число подобных происшествий. Осенью мы в Мосгордуме обсудим требования к владельцам водных судов в сторону их ужесточения.

Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы:

- Я стараюсь выбирать для прогулок большие корабли, а не катера. Так надежнее. Сейчас я нахожусь за рубежом, на большом озере, - здесь катеров тьма и никаких происшествий. Дисциплина.

Виктор ПОХМЕЛКИН, правозащитник:

- Тревожно как-то. Поневоле засомневаешься, стоит ли отправляться на речные прогулки. Думаю, даже у всеобщей расхлябанности есть какая-то критическая граница, за которой одна за другой происходят катастрофы. Боюсь, эту черту мы уже давно перешли.

Сергей МИТРОХИН, лидер партии «Яблоко»:

- Я не боюсь Москву-реку, я переживаю за нее. Когда гуляешь по набережной, видишь, как она загажена! И опасной для людей она стала, потому что за последние 15 лет сильно снизились законодательные требования к безопасности.

Леонид МЛЕЧИН, ведущий телепрограммы канала ТВ Центр «Особая папка»:

- Я не боюсь. С удовольствием катаюсь по реке и недавние происшествия считаю случайными. Впрочем, нашему народу свойственны некоторая бесшабашность и презрение к правилам. Наш человек часто на воде ведет себя так же, как на дороге.

Гарегин ТОСУНЯН, президент Ассоциации российских банков:

- Мне по определению не страшно. Ведь если бояться, то у нас тогда вообще в стране жить опасно. Но если мы здесь все-таки живем, то должны учитывать все возможные риски, а не испытывать ежедневный страх.

Дмитрий КОЛДУН, певец:

- Если мои друзья попросят меня организовать им прогулку по Москве-реке, первым делом скажу, что это опасно. Но отговаривать не стану. Мне хочется думать, что эти два случая - просто злой рок.

Родион ГАЗМАНОВ, певец, сын Олега Газманова:

- Я неоднократно совершал прогулки по Москве-реке. Трагедия, которая случилась этим летом, заставила серьезно задуматься, почему чиновники, отвечающие за безопасность людей на воде, не понесли должного наказания. Хотя бы для того, чтобы те, кто придет им на смену, понимали степень своей ответственности. Конечно, я не призываю людей отказаться от водных прогулок. Сам, думаю, еще не раз прокачусь. Я призываю по возможности лично контролировать ситуацию. Наша жизнь в наших руках.

Кот, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Боюсь. Но такова жизнь, что не знаешь, где тебя подстерегает беда. Что теперь, не спускаться в подземку, не садиться в такси, не выходить на улицу? Наша жизнь в принципе подвешена на волоске.

Прокуратура на транспорте: Надо ужесточать ответственность судовладельцев

Главные нарушения при эксплкуатации речных судов - неисправные средства пожаротушения, нехватка спасательных средств и, в частности, детских жилетов. Много вопросов есть по регистрации судов, выдачи удостоверений - их подлинность порой вызывает сомнение.

Замруководителя Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) Анатолий Коваль рассказал на пресс-конференции в "Комсомольской правде" о главных проблемах эксплуатации:

- После известных событий мы приняли незамедлительные меры по предотвращению подобных аварий, - рассказал он журналистам. - И провели проверки. В отдельных случаях вызывает сомнение квалификация судоводителей. Но бывает, что судовладельцы знают все правила, но почему-то их не соблюдают. Тут видимо стоит говорить о культуре вождения.( читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Столкновение катера с баржей на Москве-реке

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ