Премия Рунета-2020
Москва
+17°
Boom metrics
Москва17 августа 2011 22:00

Подмастерье мы для «Боинга» или держава, авиапром имеющая?

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец и военный эксперт Михаил Тимошенко оценили нынешний Международный авиакосмический салон

ЗВЕЗДА САЛОНА С РУССКИМ ОТЛИВОМ

На огромном летном поле МАКСа изнывал от жары ослепительно белый гигантский лайнер А-380. Он - первая звезда салона, «распахивающая рты»: широкофюзеляжный двухпалубный турбореактивный пассажирский самолет размером с четырехподъездную пятиэтажку (высота - 24,08 м, длина - 72,75 м, размах крыла - 79,75 м). Перевозит до 853 пассажиров на расстояние до 15 400 км. Среди больших лайнеров он самый экономичный - 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров пути. И самый экологичный - выбросы углекислого газа в расчете на одного пассажира вдвое меньше нормы, установленной еврочиновниками для автомобилей. А вот то, что Россия участвовала в постройке этого чудо-лайнера, известно не многим: наши еврососеди очень ревнивы - как же, русские все больше топором. Наш вклад - прежде всего титановый прокат из Верхней Салды, без которого современный самолет обойтись не может, а мы покрываем более 55% потребности концерна Airbus. Наши соотечественники трудятся в Инженерном центре Airbus в Москве - первом конструкторском бюро, созданном концерном в Европе за пределами своих стран-участниц. Российские конструкторы проектируют части фюзеляжа, делают расчеты на прочность, размещение бортового оборудования и много чего еще.

ХВАТИТ ВСЕМ ТИТАНА ОТ ИВАНА

Вечный соперник европейского Airbus - американский Boeing - выставил на МАКСе инновационный самолет Dreamliner. Кстати, и Boeing услугами русских не брезгует: наши люди разрабатывали носовую часть, блоки фюзеляжа, крылья, пилоны двигателей и шасси штатовского «Лайнера мечты» - так переводится название Dreamliner. Сейчас для Boeing работают 1200 российских инженеров и более 350 программистов, 17 исследовательских центров в разных городах России. Dreamliner на 15% состоит из компонентов, произведенных по российским технологиям, в машине более 20 тонн штампованных титановых деталей, произведенных на нашем предприятии Ural Boeing Manufacturing. Американцы признают, что Россия сделала важнейший вклад в создание этого самолета. Еще бы не говорили, если покупают 40% нашего титана. Первый серийный самолет должен «встать на крыло» в этом году. И, похоже, «Лайнер мечты» приживется в России: «Аэрофлот» заказал 20 таких машин.

НАШ НОВОРОЖДЕННЫЙ

Смотрели мы на забугорные самолеты и невесело думали: да, с такими друзьями, как «Боинги» с «Эрбасами», российскому авиапрому, видно, пока не потягаться. А ведь в СССР делали каждый четвертый самолет в мире. Ну неинтересна эта отрасль нашим олигархам, а без денег какие самолеты большой дальности? Вот государство наскребло малость (по некоторым данным, аж 3,5 млрд. долларов) на ближнемагистральный Sukhoi SuperJet 100 (98 пассажиров). Неплохой вроде аэроплан получился, если не считать, что нашего в нем титан, алюминий, система кондиционирования да молниезащита. Остальное - импортное, даже двигатель французы своим считают. А хуже всего: братья-украинцы зробылы свой Ан-148 - куда более дешевый самолет. И делают его в России совместно со 160 российскими же компаниями. Но тем не менее индонезийцы на МАКСе «попросили завернуть» аж 12 наших SuperJet - примерно по $31 млн. за штуку (примерно столько же стоит наш экспортный истребитель Су-27).

ИМЕНИННИК В ЗАСАДЕ

На утомленных солнцем лицах специалистов на МАКСе часто читалась заскорузлая скука. Ее легко объяснить: 99% экспонатов были здесь и два, и четыре года назад. Большая группа китайских спецов с цепкими глазами разведчиков рысью пронеслась по аллее авиатехники, даже не расчехляя фотоаппаратов. Зато в нашем шале, где выставлялась старая и новая космическая техника, гости из Поднебесной готовы были дневать и ночевать без сна и еды. А к вечеру среди посетителей МАКСа то и дело можно было слышать загадочную фразу - «ПАК ФА». Так зашифрован наш перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (девичья фамилия - изделие 701 и Т-50) - новейший истребитель пятого поколения! Машина - прямой соперник американскому F-22 Raptor («Хищник») и должна заменить МиГ-29 и Су-27. Партнером в разработке является индийская компания HAL. Самолет простой и дешевый в обслуживании, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, малозаметный и многофункциональный. Первый полет совершил 29 января 2010 года. Серийное производство должно начаться в 2016-м. Все бы ничего: государство найдет деньги, материалы, мозги. Одного найти нельзя - времени. «Хищник»-то летает с 1997 года, в серии с 2001-го, и наклепали их американцы аж 187 штук. И пока мы догонять будем - примутся за шестое поколение, дистанционно управляемое и беспилотное. Мы же свой «ПАК ФА» делаем еще с 1980-х годов. Не получится ли так, что лет через 15 оглянемся и спросим себя: на то ли деньги тратили?

Порадовали наши рукастые самоделкины и патриоты-неолигархи. Они выбрались из подвалов, огляделись и решили, что АОН - авиация общего назначения - для них самое то. Кто бы подумал, что в городке Усмань Липецкой области появится самолетостроительная фирма «Сигма»? И в ангаре начнет делать самолетики. В прошлом году - один, в этом - 21, на будущий год планирует уже 66 машин. Еще более удивило, что на конкурсе в США (а там 200 тыс. пилотов-любителей) одна из этих «стрекоз» - двухместная «Сигма-Классик» - заняла второе место! Неужто в России, где малый бизнес вроде приговора, а в авиастроении и вовсе немыслим, кто-то сумеет повторить успех американской компании Robinson, ставшей мировым лидером в производстве легких вертолетов? Тоже ведь начинали в старом ангаре…

Что советуем посмотреть в первую очередь?

Суперлайнер А-380

Самолет США «Боинг-787»

Самолет РФ Ан-124

Стенды с гражданскими и военными самолетами (вертолетами) России и других стран, а также дирижаблями и аэростатами

Новый самолет РФ «СуперДжет 100»

Российские зенитные ракетные системы

Космические стенды РФ (с питанием космонавтов)

Смотрите фотогалерею.